Файл: Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник Работа стационарным лафетным пожарным стволом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При наличии на пожарном насосе ручного дифференциального дозатора[41] (некоторые образцы насосов Ziegler), а также при совместной работе с автомобилем пенного тушения, оборудованного таким дозатором, установить расход согласно таблице Приложения 8.

§ открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Подача пенообразователя в пеносмеситель также может производится из посторонней ёмкости (например из бочки с пенообразователем).

В этом случае необходимо отвернуть заглушку на трубопроводе, соединяющем пеносмеситель с ёмкостью для пенообразователя, и присоединить к штуцеру шланг (шланг входит в комплектацию пожарного автомобиля). Свободный конец шланга опустить в ёмкость с пенообразователем и выполнить все операции по подаче воздушно-механической пены.

При этом, в случае забора воды из открытого водоисточника, необходимо обеспечить плотное закрытие дозатора. В противном случае в насос вместо воды будет подсасываться только один пенообразователь.

С целью рационального использования запаса огнетушащих средств пожарной автоцистерны, подачу воздушно-механической пены без её установки на водоисточник можно производить в следующей последовательности:

§ установить автоцистерну на место работы;

§ включить стояночную тормозную систему (при необходимости подложить упоры под колёса автомобиля);

§ присоединить к напорному патрубку насоса рукавную линию с воздушно-пенным стволом (стволами);

§ включить дополнительную трансмиссию привода пожарного насоса и выключить сцепление дополнительными органами управления из насосного отсека (для пожарных автомобилей с насосом заднего расположения);

§ проверить плотность закрытия всех вентилей и кранов пожарного насоса;

§ открыть задвижку «из цистерны»;

§ открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха и после заполнения насоса водой закрыть её;

§ открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;

§ установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение (в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов);

§ открыть кран от пенобака к пеносмесителю;

§ включить сцепление или КОМ привода пожарного насоса (для пожарных автомобилей с насосом среднего расположения);

§ увеличив обороты двигателя довести давление воды в насосе до 2…3 кгс/см 2 , контролируя его величину по манометру;


§ плавно открывая напорную задвижку насоса и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый напор насоса: 60…70 м вод. ст. – при подаче стволов ГПС-600, СВП, СПП, или 80…90 м вод. ст. при подаче стволов УКТП «Пурга».

При работе пожарного насоса по подаче воздушно-механической пены осуществлять постоянный контроль за уровнем пенообразователя и производить операции, как при работе пожарного насоса по подаче воды (см. главу 11.1).

По завершении подачи воздушно-механической пены или пенообразователя в пенобаке, закрыть кран от пенобака к пеносмесителю, и осуществить промывку пеносмесителя и насоса водой в следующей последовательности:

? открыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель, или переключить магистраль подачи пенообразователя на подсос (подвод) воды из постороннего водоисточника (ёмкости)[42];

? установить рукоятку дозатора на максимальное положение (например, дозатор пеносмесителя ПС-5 на цифру «5») и поработать насосом не менее 2…3 мин., проворачивая при этом рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя.

Завершив промывку пеносмесителя и насоса необходимо уменьшить обороты двигателя, закрыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель (или отключить магистраль подвода воды в пеносмеситель из постороннего водоисточника), установить рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя в исходное положение и произвести операции, как при завершении подачи воды пожарным насосом (см. главу 11.1).

[1] Вылетом называется горизонтальное расстояние от проекции вершины стрелы на грунт до оси вращения башни.

[2] Автомобили АПС иногда имеют заводское обозначение ПСА (пожарно-спасательный автомобиль).

[3] Виды и сроки проведения технических обслуживаний пожарных автомобилей указаны в главе 7.2.

[4] Исключение составляют внедорожные автомобили, для которых движение на малой скорости при высокой нагрузке на двигатель является штатным режимом эксплуатации.

[5] Устройство, работа и эксплуатация пеносмесителей рассматриваются в главах 3.4, 3.6 и 3.7.

[6] В отличие от генераторов пены серии ГПС, для которых числовое обозначение соответствует производительности по пене в литрах в секунду, для УКТП «Пурга» в обозначении указывается секундный расход раствора пенообразователя. Например, «Пурга-20.40.60» имеет производительность по раствору 60 л/с.

[7] Тарировка дозатора проводится по воде

[8] При работе на загрязнённой воде или при длительной работе на режиме

, близком к номинальному (давление в насосе более 0,8 МПа), целесообразно через каждые 20-30 минут поворачивать маслёнку на полоборота.

[9] Допускается применять также Солидолы С (смазки УС или УС-1) по ГОСТ 1033-**, смазки 1-13 по ГОСТ 1631-**, и ЦИАТИМ-221 по ГОСТ-9433-**.

[10] При работе на загрязнённой воде или в случае вынужденного применения вместо солидолов других смазок, не обладающих необходимой водостойкостью (например, ЦИАТИМ-201, -203, Литол-24), подпрессовку уплотнительного стакана необходимо производить поворотом колпачковой маслёнки на 1 оборот через каждые 20 минут работы насоса.

[11] Неисправность характерна для автоцистерн моделей 63Б,137А, 153

[12] На модели АВС-02Э и последних моделях АВС-01Э вакуумный клапан (поз 4 на рис. 3.28) не устанавливается.

[13] Вакуумный насос АВС-02Э обеспечивает работу вакуумной системы только в ручном режиме.

[14] Устройство ствола распылителя СРВД-2/300 рассматривается в главе 5.1

[15] Порядок работы без воды для осушения насоса методом сухой прокрутки описан ниже.

[16] На автомобилях, где включение привода производится только из кабины водителя, следует быстро перейти к насосному отсеку и выключить сцепление, после чего производить забор воды.

[17] Допускается использовать трансмиссионные масла тех марок, которые применяются в пожарном автомобиле

[18] Для тарировки электронного блока (а также в качестве резервного) используется эталонный датчик концентрации.

[19] Слово вода не упоминается, т.к. бачок в зимнее время заправляется анитфризом (например, Тосолом А-40) или рекомендованной заводом-изготовителем специальной смесью (эмульсией), состоящей из 80% воды и 20% глицерина.

[20] Для рукавов диаметром 89 мм рабочее давление составляет 1,4 МПа, для рукавов диаметром 150 мм – 1,2 МПа.

[21] В пожарной охране Санкт-Петербурга, кроме того, кольцевыми полосками по всей окружности рукава обозначают категорию годности от первой (одна полоска) до третьей (три полоски).

[22] Значения указаны при давлении воды перед гидроэлеватором 8±0,2 кгс/см 2 и давлении непосредственно после гидроэлеватора не менее 1,7 кгс/см 2 , погруженного на глубину 5±10 см.

[23] в пожарной охране укоренилось условное разделение ручных стволов на две внесистемных группы: стволы А (работающие от рукавной линии Ø 77 мм и имеющие расход около 7 л/с) и стволы Б (линия Ø 51 мм, расход 2…3,5 л/с).

[24] При установке колонки на гидрант необходимо чтобы вентили напорных патрубков колонки были закрыты. В противном случае блокировка торцевого ключа не позволит навинтить колонку на гидрант.


[25] Напорно-всасывающий рукав применяется в том случае, если иным способом нельзя исключить перегибы напорного рукава на входе в горловину цистерны.

[31] При снижении показателей герметичности насоса необходимо выявить места неплотностей путём опрессовки насоса: водой на неработающем насосе за счёт создания в нем давления до 0,6 МПа от другого насоса или водой на работающем насосе созданием в нем давления до 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Можно (при наличии соответствующей оснастки) опрессовать неработающий насос воздухом под давлением 0,2-0,3 МПа, предварительно покрыв места возможных утечек мыльной пеной.

Это имеет смысл в тех случаях, когда требуемый для тушения пожара расход воды превышает возможности гидроэлеватора. Существует также способ забора воды через присоединённую к стандартному водосборнику линию из 6-ти напорно-всасывающих рукавов Ø75 мм с всасывающей сеткой СВ-80 (входящей в комплектацию мотопомпы МП-800Б).

В этом случае водоотдача пожарного насоса типа ПН-40 составляет для высоты всасывания 1,5 – 2 м около 15 л/с.

[40] Максимальный напор в противопожарном водопроводе низкого давления не превышает 60 м.

[41] Дифференциальный дозатор обеспечивает бесступенчатую регулировку количества пенообразователя с указанием его расхода по шкале (лимбу), проградуированной в л/с (литрах в секунду).