Файл: Курсовая работа 2 Направление 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль) Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Факультет начального дошкольного и специального образования

Кафедра дефектологического образования

Особенности развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи начального лексикона

Курсовая работа № 2

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) Логопедия

Дисциплина Спецкурс по курсовой работе № 2


Выполнил: студент

Л-320.1 группы

Аргун Олеся Евгеньевна

______________________

(подпись)



Научный руководитель:

Шевелева Татьяна Николаевна

к.филол.н., доцент

Оценка _______________

«__» ___________ 2023г.

______________________

(подпись)



Омск, 2023


Глава 1

Теоретические аспекты изучения развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи начального лексикона
1.1. Развитие начального лексикона в онтогенезе
Формирование начального детского лексикона всесторонне рассматривается в работах А. Н. Гвоздева, О. Е. Громовой, С. Н. Цейтлин. Посвящено большое количество исследований вопросу развития лексики ребёнка, в которых данный процесс описывается в разных аспектах: психологическом, психофизиологическом, лингвистическом, психолингвистическом. У ребёнка по мере взросления происходит общение с окружающим миром, становится всё активнее, происходит усложнение его деятельности, что приводит к постепенному количественному росту его словарного запаса. [4]


Среднестатистические данные развития речи детей, указывают на следующие возрастные этапы и количество слов на них: в год объём словаря находится в пределах 9 слов, к полутора годам количественный объём словаря возрастает почти в пять раз и составляет 42 слова. В это время, по мнению А. Р. Лурия, происходит активное развитие центров Брокка и Вернике в мозге, отвечающих за понимание, образование, использование речи, и к двум годам ребёнок использует около трёхсот слов. В три с половиной года ребёнок оперирует тысячей слов, к четырём годам объём словаря увеличивается в два раза и достигает двух тысяч слов. [11]

Проанализировав литературу, посвящённую изучению лексического запаса детей в онтогенезе, можно обнаружить значительные расхождения в отношении возраста детей и объёма их словаря. Объяснить это можно тем, что развитие словаря у детей имеет индивидуальные особенности и зависит от органических возможностей, а также социально-бытовых условий.

А. Н. Гвоздевым была составлена таблица, в которой приведены как количественные данные лексического запаса, так и его качественные характеристики.

Согласно этой таблице:

 С рождения до одного года у ребёнка появляются первые слова в пассивном (около 30-60 слов) и активном (1-5 слов) лексиконе.

 В возрасте двух лет определяется начальный лексикон, который составляют протослова, нормативные слова, слова языка нянь, застывшие фразы, появляется лексико-семантическая сверхгенерализация и детская омонимия.

 Возраст трёх лет отмечается значительным ростом словаря, исчезновением слов языка нянь, протослов и застывших фраз, развитием лексического значения многих слов, появлением в речи синонимов, антонимов и многозначных слов.

 С трёх до семи лет наблюдается количественный и качественный рост словаря, а именно: усвоение родо-видовых отношений, развитие синонимии, антонимии, освоение многозначности и омонимии и фразеологизмов. Также данный возрастной период отмечается лексикосемантическими инновациями (расширением и сужением значения, образованием переносных значений путем метафорических и метонимических переносов). [4]

Имеются данные о количественной характеристике лексического запаса. Так, С. Н. Цейтлин приводит следующие данные:

В один год ребенок произносит в среднем 3-4 слова,

В один год и три месяца – около 19 слов,



В полтора года – 22-25 слов,

В два года ребёнок произносит около 200 слов.

М. М. Алексеева приводит следующие статистические данные:

 В полтора года ребёнок использует в речи около 100 слов.

 В два года в речи ребёнка присутствует около 300 - 400 слов.

 К трём годам объём словаря увеличивается до 1600 слов.

 К 4 годам количество слов в словаре ребёнка доходит до 1800.

Большинство исследователей (М. М. Алексеева, В. В. Гербова, В. И. Логинова, Д. Б. Эльконин, В. И. Яшина) придерживаются мнения, что в возрасте полутора-двух лет у детей начинается активное накопление запаса слов, развивается предметная соотнесённость слова, происходит уточнение значения многих слов.

Изначально новое слово для ребёнка представляет собой непосредственную связь между конкретным словом и предметом. То есть на первой стадии развития детских слов ребёнок, воспринимая новое слово, связывает его с предметом, а затем воспроизводит. Двухлетний ребёнок переходит от пассивного приобретения новых слов (от окружающих его людей) к активному обогащению своего словаря, используя вопросы: «Как это называется?», «Что это?». Постепенно у детей происходит уточнение значения слов. Изначально значение большинства слов у детей является полисемантичным, расплывчатым. [5]

Слово может обозначать и сам предмет, и его признак, и действие с этим предметом. Для уточнения значения слова ребёнком используются жесты и интонация. В процессе онтогенеза значение слова развивается, конкретизируется. Терминологический, смысловой элемент значения слова усваивается детьми позже по мере формирования операций анализа, синтеза, сопоставления, обобщения.

На ранней стадии формирования речи на предметную отнесённость слова оказывают воздействие: обстановка, жест, интонация, слово обладает широким значением. В данный период предметная сопоставимость слова способна лишиться конкретной предметной отнесённости и приобрести стёртое значение. Развитие взаимосвязи между языковыми знаками и действительностью считается основным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе. [17, 4]

Л. С. Выготский считал, что развитие значения слова – это ничто иное, как развитие понятий, процесс образования которого начинается ещё в раннем детстве, когда ребёнок впервые знакомится со словом. Значение слова постепенно претерпевает развитие от конкретного к обобщённому, абстрактному.

Л. П. Федоренко были выделены несколько степеней смыслового обобщения слов. По её словам, собственные имена и названия конкретного единичного предмета являются нулевой степенью обобщения. Дети в возрасте от одного года до двух лет соотносят слова с конкретными предметами, т.е. названия данных предметов являются для ребёнка именами собственными, такими же, как и имена людей. Слова первой степени обобщения усваиваются ребёнком к концу второго года жизни. Дети начинают понимать обобщённое значение имён нарицательных – названия однородных действий, предметов и качеств.


В трёхлетнем возрасте ребёнок усваивает слова, обозначающие родовые понятия (одежда, обувь, животные) и способные обобщённо передавать названия предметов, действий и признаков в форме имени существительного (бег, полёт, темнота). Таким образом, дети овладевают способностью к усвоению слов, относящиеся ко второй степени обобщения. Слова третьей степени обобщения (слова, которые обозначают родовые понятия, но с уже более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения) усваиваться ребёнком в возрасте пяти-шести лет. Как подчёркивал Л. С. Выготский, в процессе развития ребенка у слов постепенно меняется смысловая структура, оно обогащается системой связей и в последствии становится обобщением более высокого типа.

Значение слова претерпевает развитие в смысловом и системном аспектах. В процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, действию, признаку и системе категорий, в которую включается данный предмет – в этом заключается смысловое развитие значения. Системное развитие связано с изменениями в системе психических процессов, которая стоит за определённым словом.

В раннем возрастном периоде ведущая роль в системном значении слова отведена аффективному смыслу, в дошкольном и младшем школьном возрасте на первом месте стоит наглядный опыт и память, которая воспроизводит необходимую ситуацию. Для взрослого же человека главным является система логических связей и включение слова в иерархию понятий.

1.2. Особенности начального лексикона младших дошкольников с общим недоразвитием речи
В предыдущем параграфе нами был описан онтогенез лексической системы языка при нормальном речевом развитии ребенка. Однако статистика исследования речевых нарушений всё чаще обнаруживает детей, у которых под влиянием неблагоприятных воздействий в различные возрастные периоды (внутриутробный, натальный, постнатальный) сформировалось общее недоразвитие речи, которое включает в себя также нарушениями лексического развития.

А. Н. Корнев занимался исследованием клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Он был одним из первых специалистов, который определил группы симптомов нарушения номинации и использования лексических единиц, которые обнаруживаются у детей с нарушениями речи в момент построения речевых высказываний:


Первую группы составляют вербальные парафазии, которые характеризуются неправильным выбором слов по их лексическому или грамматическому значению относительно смыслового контекста (наличие семантических ошибок номинации и грамматических ошибок выбора словоформы);

Ко второй группе симптомов нарушения использования лексических единиц относятся лексический дефицит, а также дефицит активного, пассивного словаря и трудности, возникающие в подборе слов при назывании высказывания. У детей с различными речевыми патологиями нарушения формировании лексики проявляются:

 в ограниченности словарного запаса;

 в расхождении объёмов пассивного и активного словарей;

 в большом количестве вербальных парафазий;

 в неточном употреблении слов;

 в трудностях актуализации пассивного словаря;

 в несформированности семантических полей.

Вопрос нарушения лексико-семантической стороны языка у детей, имеющих системные недоразвития речи, является довольно актуальным, т.к. дети данной категории имеют стойкие отклонения в развитии семантической сферы языка, а также семантических компонентов речи. Об этом упоминается в исследованиях таких авторов, как Ж. В. Антипова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина и Т. Б. Филичева. Семантические нарушения чаще всего проявляются в неточности употребления слов в определённом речевом контексте, в слабой дифференциации лексических значений, а также нарушается лексическая системность. [15]

У детей с нарушениями лексико-семантической сферы языка заметно ограничен словарный запас и заторможено полноценное развитие всех познавательных процессов. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева  и В.Н. Еремина отмечают, что патогенез и этиология ОНР довольно многообразны. Но, с клинической точки зрения, важное значение принадлежит группе ОНР, обусловленной ранними органическими поражениями центральной нервной системы. В этиологическую группу общего недоразвития речи включены разнообразные биологические и социальные факторы. Чаще всего главным факторов возникновения общего недоразвития речи является генетическая предрасположенность. [15]

В данных случаях нарушение речи появляется под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий. Обратимость некоторых форм общего недоразвития речи может быть связана с условиями окружения и воспитания. Недоразвитие речи, в том числе и ее лексической стороны, выражается в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Р. Е. Левиной было выделено три уровня речевого недоразвития с учетом степени её несформированности: