Файл: Области применения теории решения изобретательских задач.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М. Ф. Решетнева»
Институт машиноведения и мехатроники
Кафедра ИММ
Реферат на тему: Области применения теории решения изобретательских задач.
Руководитель ______________ Богданов В.В.
Обучающийся МСЛ21-01 _______________ Скребло Д.И.
подпись, дата
Красноярск 2022
-
Содержание
6.Содержание 2
8.История создания и распространения ТРИЗ 5
10.Как решать задачи с помощью ТРИЗ 9
10.2Задачи — комплексы 10
12.Структура ТРИЗ 12
14.Функции ТРИЗ 16
16.Простейшие приемы изобретательства 17
16.2Аналогия 17
16.3Инверсия 18
16.4Эмпатия 18
16.6Фантазия 20
18.Заключение 21
19. 21
Введение
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности. Не редко в основе решения задачи лежит на первый взгляд «дикая» идея. ТРИЗ дает возможность человеку не только быть готовым к таким идеям, но и получать их. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Стадии овладения определенными навыками превосходно сформулировал великий русский режиссер и основатель театральной школы Константин Станиславский: "Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным". И далее он говорит о путях достижения этого: "Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы добраться до настоящего искусства, только знать систему мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры" ТРИЗ - уникальный инструмент для:
-
поиска нетривиальных идей, -
выявления и решения многих творческих проблем, -
выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство, -
развития творческого мышления, -
формирования творческой личности и коллективов.
Эта теория стала популярной не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Израиле, ведущих странах Европы и Юго-Восточной Азии.
Как сказал А.Н. Толстой: «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».
-
История создания и распространения ТРИЗ
Могло ли человечество пройти «мимо телефона»? То есть мог бы телефон остаться не изобретенным? Вряд ли — после опытов Пэйджа и Рэйса, с учетом большого интереса к электричеству и объективной необходимости в передаче звука на расстояние рождение телефона было неизбежно. Это подтверждается и тем, что патентные заявки на телефон были поданы в течение года несколькими независимыми изобретателями. То же можно утверждать и по поводу изобретения радио и телевидения. А что по поводу методики изобретательства?
Судите сами. Вот график Мэмфорда, отражающий рост числа значительных изобретений во времени. Отклонения от кривой объясняются политико-экономическими событиями, войнами.
Этот график — экспонента. Как снежный ком, растет количество изобретений, все больше людей занимается придумыванием нового. Достаточно ли этого, чтобы задуматься — как «производятся» изобретения? Какие «умственные ходы» осуществляет изобретатель? Как ему помочь?
В середине 40-х годов XX века методики стали возникать, как грибы после дождя. Самыми «шустрыми» оказались США, за ними Западная Европа. Мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, синектика — каждая из этих методик давала новые подходы к изобретательскому труду. Объединяло их вот что: все они были основаны на психологии и логике, и ни одна из них не претендовала на роль научной теории.
А в это время в Советском Союзе молодой военный инженер и со школьных лет изобретатель Генрих Альтшуллер изучает патентный фонд. Он стремится понять: что объединяет сильные, красивые, удивляющие изобретения? Именно тогда родилось это понятие — Идеальный Конечный Результат. А еще — через годы — Альтшуллер понял, что
кроме психологических особенностей, приемов мышления нужно выявлять и использовать закономерности развития техники. Так родилась ТРИЗ.
Легко ли было организовать в Советском Союзе широкое общественное движение, несмотря на отсутствие поддержки со стороны партии и государства? «Отсутствие поддержки» — это мягкая оценка ситуации. Шесть лет тюрьмы — но ведь не расстреляли… Разгромные статьи в «Комсомольской правде» — но ведь второй раз не посадили…
Такое движение появилось и мощно «встало на крыло» — общественные школы ТРИЗ работали практически во всех крупных городах Союза: это тысячи людей, прошедших семинары Альтшуллера или семинары его учеников, десятки книг и десятки тысяч решенных технических задач.
Сегодня тризовцы консультируют известные фирмы в США, Канаде, странах Западной Европы, преподают в ведущих университетах мира. Среди клиентов — «Форд» и «Дженерал моторс», «Катерпиллер» и «Проктер энд Гэмбл», «Самсунг» и «Жилетт», «Кодак» и «Ксерокс»…
Движение оказалось успешным потому, что отвечало объективной потребности рынка. Но еще и потому, что Генрих Альтшуллер был не кабинетным теоретиком изобретательства, а практиком широкого спектра. Он смог решить задачи выживания теории в «неблагоприятной среде», а это были уже не технические, а социальные задачи.
ТРИЗ завоевывает мир. Разработаны компьютерные программы по ТРИЗ. Созданы фирмы, занимающиеся ТРИЗ. Помимо стран бывшего СССР, ТРИЗ распространена в США, Канаде, странах Европы, в Израиле, в Австралии, Японии, странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки.
Компании, специализирующиеся на применении и развитии ТРИЗ работают во многих странах мира. Например, в США, Канаде, Германии, Англии, Франции, Швеции, Швейцарии, Австрии, Голландии, Финляндии, Италии, Израиле, Чехии, Японии, Южной Кореи, России и других странах. Курс ТРИЗ читается в ряде университетов США, Канаде, Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Израиля, Японии и России.
ТРИЗ изучают инженеры и ученые, студенты университетов различных специальностей и школьники всех возрастов. Проводят занятия с дошкольниками, начиная с трех лет. Имеются курсы для подготовки воспитателей детских садов, учителей школ и преподавателей ТРИЗ для Университетов. Ведется большая работа по подготовке учебно-методических материалов.
Несколько фирм разрабатывают и продают компьютерные программы по ТРИЗ.
Наиболее распространена консультационная деятельность для промышленных фирм – решение производственных и научных проблем и получение перспективных решений.
Создано несколько кафедр ТРИЗ в университетах, защищаются диссертации по ТРИЗ. Ученики и последователи автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера живут и работают сейчас во многих странах. Они продолжают развивать ТРИЗ, применять ее на практике и добиваться впечатляющих результатов. ТРИЗ, которую, по сути дела, создал один человек, справедливо считают наукой XXI века.
Создана и успешно работает Международная Ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ), президентом которой до последнего дня своей жизни являлся Генрих Альтшуллер. Сейчас МА ТРИЗ руководят его ученики. Появилась Европейская Ассоциация ТРИЗ (ETRIA - European TRIZ Association). Имеются региональные Ассоциации ТРИЗ в США, Франции, Италии, Австрии, Израиле, Австралии, Южной Кореи, Тайване, Мексики, Латинской Америки, в странах бывшего СССР и других странах. В США создан Институт Альтшуллера (The Altshuller Institute). Создан Саммит разработчиков ТРИЗ, цель которого - объединить специалистов, которые занимаются развитием теории и методики. Саммит проводит ежегодные встречи, где обсуждаются наилучшие научные разработки по развитию ТРИЗ. Выпускаются бумажный "Журнал ТРИЗ" на русском и английском языках в России и самостоятельный электронный журнал в США.
В Internet имеется несколько сотен сайтов и более миллиона ссылок посвященных ТРИЗ.
Проводятся международные конференции по ТРИЗ. В США Институтом Альтшуллера, в Европе МА ТРИЗ и ETRIA, в Японии ТРИЗ Форум.
Крупнейшие газеты и журналы США и других стран неоднократно писали о необычайной силе ТРИЗ. Неоднократно были выступления по телевидению на ведущих каналах мира.
Все описанное – элементы ТРИЗ-движения, созданного Генрихом Альтшуллером.
-
Как решать задачи с помощью ТРИЗ
Как же лучше решать творческие задачи? Вот небольшой алгоритм.
Вначале нужно определить тип задачи.
Изобретательская задача — это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".
Исследовательская задача — это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".
Чтобы легче решить исследовательскую задачу, следует сформулировать ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"
Затем надо сформулировать к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР). Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах — это позволяет найти несколько решений.
Далее нужно выявить имеющиеся ресурсы. Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.
Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:
Насколько сложно и дорого осуществить решение? Задействованы ли ресурсы системы? Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?
изобретательский задача аналогия инверсия эмпатия
-
Задачи — комплексы
Все задачи современного мира — комплексы, цепочки, клубки противоречий. Чем масштабнее задача, тем сильнее пересекаются в ней различные аспекты. Одну и ту же задачу можно понимать как техническую или биологическую, военную или даже рекламную. Легко найти примеры таких задач в истории.
В современном мире практически все задачи становятся комплексными. Это не хорошо и не плохо, это данность. И если даже задачу можно более-менее точно охарактеризовать как техническую или научную, то ее внедрение, например, потребует решения задач, связанных как минимум с бизнесом и менеджментом. И неспособность решения «пост-технических» или «пост-научных» задач сводит на нет все предыдущие успехи. И наоборот, хорошо решенная социальная задача может существенно помочь техническому прогрессу. Хрестоматийный пример — принятие в США закона о налоге с объема запаянного вакуума, который стимулировал радиопромышленность отказаться от громоздких устройств на электровакуумных лампах и перейти на миниатюрные лампы и транзисторы.
С позиций ТРИЗ решение социальных и технических задач имеет много общего. В социальных задачах тоже есть Идеальный Конечный Результат, когда источник проблемы САМ, своими усилиями эту проблему и решает. Вот, например, экологическая проблема — предприятие сбрасывает в реку отходы и не слишком заботится об эффективной очистке. Можно штрафовать — но тогда придется организовать «неусыпный контроль» и начнется игра в «кошки-мышки». А можно законом заставить предприятия забирать воду для своих нужд ниже по течению, чем сбрасываются их же отходы. Не почистил за собой — получай сам же свою грязь… Конечно, есть и другие способы решения этой задачи. Один из вариантов испытали в Америке. Способ прост: каждый год предприятия должны отчитываться о выбросах вредных веществ. Скажем, СО выделили столько-то тонн, SО — столько-то, фреонов — столько-то и так далее. Представьте себе директора завода, который подписывает такой отчет перед тем, как отправить его своему руководству. А если еще эти данные попадают в СМИ? Хочешь не хочешь, а вчитаешься, ужаснешься да и пообещаешь к следующему году снизить неуютные цифры. Во всяком случае,