Файл: Отчет по практике вид практики преддипломная Тип практики преддипломная практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 727

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полномочия Избирательной комиссии устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Самарской области «Об Избирательной комиссии Самарской области», иными федеральными законами и законами Самарской области.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии работают в Избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе.

Важнейшими направлениями Избирательной комиссии в ее деятельности являются:

  • организация подготовки и проведения выборов, референдумов, голосования по отзыву Губернатора Самарской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, законами Самарской области;

  • руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, действующих на территории Самарской области;

  • осуществление на территории Самарской области контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

  • обеспечение на территории Самарской области реализации мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, голосования по отзыву, изданием необходимой печатной продукции;

  • формирование резерва составов участковых комиссий;

  • обеспечение реализации федеральных целевых программ, разработки и реализации областных целевых программ.

Деятельность Избирательной комиссии осуществляется на основе таких нормативно-правовых актов, как:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

В целях реализации своих полномочий Избирательная комиссия вправе принимать решения и иные акты, в том числе носящие нормативный характер.

Деятельность Избирательной комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.


Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии, мероприятий, связанных с подготовкой выборов и референдумов, развитием избирательной системы в Самарской области производится за счет средств федерального и областного бюджетов.

Для выполнения полномочий, возложенных на Избирательную комиссию, а также для подготовки вопросов, вносимых на ее рассмотрение, при Избирательной комиссии создана контрольно-ревизионная служба, а также рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, работников аппарата с привлечением ученых, специалистов, экспертов и иных лиц:

  • рабочая группа по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений), поступающих в Избирательную комиссию по вопросам нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

  • рабочая группа по установлению результатов учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности политических партий, представленных в Самарской Губернской Думе; 

  • рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов;

  • рабочая группа по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами;

  • рабочая группа по обеспечению избирательных прав молодежи. 

Избирательная комиссия имеет аппарат, структура и штат которого устанавливаются постановлением Избирательной комиссии самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение его деятельности. Аппарат Избирательной комиссии осуществляет правовое, организационно–методическое, документационное, информационно–аналитическое, издательское, материально–техническое обеспечение деятельности Избирательной комиссии.

При выполнении ВКР мною были использованы доступные процессуальные документы для соотнесения теоретических положений, а также положений федерального законодательства с юридической практикой. На момент защиты настоящей преддипломной практики ВКР готова и находится на стадии редактуры.



Руководитель практики от организации

Начальник правового отдела аппарата Избирательной комиссии Самарской области


Ю.А. Авазбекова

Обучающийся группы № 8401-400301D

А.А.Исаков



Список использованных источников


  1. Конституция Российской Федерации

  2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  4. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»

  5. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

  6. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  7. Об Избирательной комиссии Самарской области (в ред. Закона Самарской области от 11.11.2021 N 92-ГД)

  8. Закон Самарской области "О выборах Губернатора Самарской области" (в ред. Закона Самарской области от 13.01.2022 N 4-ГД)

  9. О местном референдуме Самарской области (в ред. Закона Самарской области от 13.01.2022 N 4-ГД)

  10. Закон Эстонской Республики от 12.06.2002 (ред. от 14.06.2007) «О выборах в Рийгикогу» (объявлен президентом Эстонской Республики 01.07.2002).

  11. Ярыгин Г. О. Электронное и интернет-голосование в избирательном процессе США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. №9.

  12. Закон г. Москвы от 22 мая 2019 г. № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» от 19 мая 2019 года № 18 // Российская газета.



Приложение №1

Проект процессуального решения
ФИО, зарегистрированный по месту жительства на территории избирательного округа № 1, а также являющийся кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 1, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Московской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГ№ 102/3 «Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва», указав на его противоречие статье 2 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», считая, что порядок не предусматривает удостоверение членами избирательной комиссии личности избирателя перед предоставлением возможности голосования и не предполагает возникновения недействительных избирательных бюллетеней; дистанционное электронное голосование будет производиться только в трех избирательных округах, чем нарушается равенство избирателей. Кроме того, считал, что оспариваемое решение не устанавливает ясных положений о соблюдении гарантий тайны голосования; предусмотренное «зашифровывание» данных ввиду отсутствия его законодательного регулирования и надлежащей технической возможности не способно в полной мере обеспечить тайну голосования, само решение нарушает активное и пассивное избирательные права административного истца.


Решением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд справедливо и обоснованно пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение принято в рамках компетенции Московской городской избирательной комиссии с соблюдением требований к порядку принятия и опубликования такого рода актов, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Исходя из характера и предмета спора выводы суда согласуются положениями Федерального закона от 29 мая 2019 года № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва», регулирующего общие принципы проведения эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, и в соответствии с которыми, федеральный законодатель, предусматривая проведение в городе федерального значения Москве эксперимента по дистанционному электронному голосованию (часть 1 статьи 1), одновременно в части 1 статьи 2 вводит понятие дистанционного электронного голосования, обязательного для применения всеми субъектами общественных отношений в сфере избирательного законодательства.

Согласно статьям 3, 4, 5 и 6 названного федерального закона избиратель, обладающий активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе города Москвы, вправе самостоятельно выбрать формат участия: дистанционное электронное голосование или традиционное голосование; подача избирателем указанного заявления не лишает его права принять участие в голосовании в общем порядке, если этот избиратель не проголосовал дистанционно; на всех этапах подготовки и проведения дистанционного электронного голосования предусмотрено соблюдение гарантий прав граждан, тайны голосования, требований к открытости для наблюдения и безопасности процесса подготовки и проведения выборов на уровне не ниже закрепленного Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».


Частью 8 статьи 3 этого Федерального закона установлено, что законом города Москвы о проведении эксперимента должны быть предусмотрены процедура идентификации избирателя, обеспечение информационной безопасности и тайны голосования с учётом требований, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и иными федеральными законами.

Порядок проведения эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва установлен Законом города Москвы от 22 мая 2019 года № 18.

В соответствии с частью 11 статьи 8 регионального закона специальное программное обеспечение в подсистеме «Личный кабинет» Портала обеспечивает тайну голосования избирателя посредством шифрования данных. Не допускается возможность взаимоувязки персональных данных избирателя и результата его волеизъявления в целях последующей идентификации избирателя.

Судебная коллегия, анализируя Решение Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года «Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» в его взаимосвязи с названными выше нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не отменяет и не изменяет объективные критерии, с которыми законодатель связывает «дистанционное электронное голосование».

Доводы, сводящиеся к тому, что данное правовое регулирование не обеспечивает тайну выборов ввиду используемого программного обеспечения, которое не соответствует автоматизированной системе ГАС «Выборы», основаны на предположении.

Как видно из Решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июня 2019 года № 96/1 «О требованиях к специальному программному обеспечению регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы», применяемое при дистанционном электронном голосовании в Московскую городскую Думу седьмого созыва специальное программное обеспечение, технологии шифрования, анонимизации и защиты информации должно обеспечивать достоверность и неизменности сведений о волеизъявлении избирателя, тайны голосования (пункт 2.1.3), возможности ежедневной передачи информации из заявлений избирателей, предварительно проверенных средствами программного