Файл: Литература (Лессинг, Гете, Шиллер, Гейне) философия Просвещения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1… Предпосылки возникновения немецкой классической философии:

- классическая немецкая литература (Лессинг, Гете, Шиллер, Гейне);

- философия Просвещения;

- пантеистический рационализм Спинозы;

- Великая французская революция (1789-1794);

- немецкий протестантизм.

НКФ - высшая точка развития классической философии, парадоксальным является то, что это самая развитая философская школа возникает в самой отсталой стране тогдашней Европы. Несмотря на пышное название “Священная Римская империя германских наций”, Германия - лоскутное одеяло Европы”, так как состояла из более чем 300 фактически самостоятельных государств, имевших свои границы, армии, таможни, валюту и т.д. Об экономическом развитии в таких условиях было трудно даже мечтать.

Германцы отставали и в политическом отношении: раздробленность и феодальные порядки не давали возможности экономического и политического прогресса. Вся энергия нации выплеснулась в сфере духовности.

Так называемый компенсаторный эффект считался первой предпосылкой возникновения НКФ. Вторая общно-политическая предпосылка - Великая французская революция (1789 г.): немецкие философы тщательно отслеживали и философски интерпретировали подготовку. Ход и результаты этой революции: социальная революция является наиболее рельефным проявлением диалектического развития. И диалектика как метод и особый подход к бытию получила в НКФ наиболее полное выражение. Не случайно НКФ называлась “немецкой теорией французской революции”.

Третий вид предпосылки - философские, две функциональные проблемы, которые были поставлены, но не решены Новым временем и Просвещением:

1) Границы и возможности человеческого познания. Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Юма поставили под сомнение не только познавательные способности человека, но и существование не философии как науки. Если единичным реальным предметом, по Юму, является ощущения и представления, но в качестве инструмента познания на этом поле философию может заменить онтология.

2) Проблема обоснования возможности свободы человека и религиозной философии, и механический материализм были по своей сути фаталистичны: либо божественное проведение, либо законы механики, которым подчиняется человек как часть природы фактически лишает его свободы
; раз нет свободы, то нет нравственности и добродетели.

2.. Кант критического периода - это мыслитель, радикально изменил стиль философствования. Он создал философскую систему, способную к саморазвитию, к достижению чего-то высшего, высшей точки понимания. Начальные принципы новой философии изложены в «Критике чистого разума». В наш век, утверждал Кант, все подлежит критике. Религия и законодательство хотят поставить себя вне критики, теряя тем самым к себе уважение. Критика чистого разума критика способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта. Поэтому должно решить вопрос о возможности или невозможности метафизики вообще, о ее границы и принципы.

Кант считал, что неизбежные проблемы чистого разума суть Бог, Свобода и Бессмертие. Метафизика - это наука, которая должна решить только эти проблемы, не проверяя способность ума к такому величественного начинания. До считали, что все наши знания должны согласовываться с предметами. Но на этом пути расширения наших знаний, по мнению Канта, трудно достичь. Возможно, задача метафизики упростится, если мы будем исходить из идеи, что предметы должны согласовываться с нашим познанием. Это лучше согласуется с возможностями априорного знания.

Иммануил Кант в «Критике чистого разума / Kritik der reinen Vernunft приходит к выводу, что новое знание получается в результате комбинаций категорий (понимаемых им, выражаясь современным языком, как некие «оси координат», априорно присущих рассудку человека) и наблюдений. Немецкий философ выделил 4 типа суждений, каждый из которых имеет по 3 категории: I. Категории количества: - Единство - Множество - Цельность (в некоторых переводах – «всеполнота» или «всеобщность») II. Категории качества: - Реальность - Отрицание - Ограничение III. Категории отношения: - Субстанция и принадлежность (в некоторых переводах – «Субстанция и акциденция») - Причина и действие / следствие - Взаимодействие IV. Категории модальности: - Возможность и невозможность - Существование и несуществование - Необходимость и случайность. Замечу, что Иммануил Кант ввёл эти категории как постулаты, не обосновывая, почему взяты именно они, а не другие.

ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich selbst) – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма.



И.Кант, философия которого складывалась не без влияния юмовского скептицизма, сочетает признание объективной реальности вещи в себе (одна из основ его учения) с категорическим отрицанием их познаваемости: «Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства». Вещи в себе, в кантовском их понимании, вовсе не вещи, поскольку они истолковываются как внепространственное (значит, и непротяженное), вневременное, трансцендентное нечто, существование которого, утверждает Кант, не подлежит сомнению, так как явления предполагают то, что является; этим только и могут быть вещи в себе. Остается, однако, необъясненным, почему вещи в себе, раз они являются, остаются абсолютно непознаваемыми: разрыв между принципиально непознаваемой объективной реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной реальностью мира явлений – основная черта теории познания Канта.

Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе.

ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideen der reinen Vernunft) – термин, используемый И.Кантом в сочинениях критического периода для обозначения основных понятий чистого разума. Под идеей Кант понимает «необходимое понятие разума, которому не может быть дан в чувствах точно соответствующий ему предмет». Идеи, в отличие от первоначальных понятий рассудка, категорий, не являются элементарными понятиями. Они состоят из понятий чистого рассудка, и представляют собой доведенные до безусловного категории.

Напр., понятие причины – категория, первопричины – идея. Всякая идея есть предельное понятие и в качестве такового может стимулировать расширение и углубление всегда незавершенного эмпирического познания. Стягивая к себе ряды обусловленного, идеи вносят единство в наше знание. Систематика идей основана на привязке последних к формальным моментам трех основных видов умозаключений, способностью к которым является чистый разум в его логическом применении, – категорического, гипотетического и дизъюнктивного.


3.. Тождество бытия и мышления - это идеалистическая концепция, развитая Гегелем.

Гегель придает мышлению абсолютный, вне индивидуальный характер и утверждает, что мышление как бы содержит в себе бытие, отчуждая его в виде материи. Поскольку мир, согласно Гегелю, развивается по законам разума, бытие внутренне логично и тождественно мышлению.

Наличное бытие - это разрешение противоречия чистого бытия и ничто, оно есть уже определенное бытие. В становлении результатом противоречия бытия и ничто становится одно из них - бытие, содержащее в себе отрицание ничто, т.е. ставшее бытие.

В движении от бытия через ничто и становление к определенному ставшему бытию обнаруживается направленность развития от простого, неопределенного ко все более определенному, сложному, от низшего к высшему, более богатому содержанию. Однако Гегель еще не формулирует мысль о направленности в явном виде. Идея направленности проводится через избранную философом последовательность категорий. Эта идея выступает как основополагающая в скрытом фундаменте построения системы категорий.

В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.


Диалектика Гегеля — это особый диалектический метод аргументации, он опирается на противоречивый процесс между двумя противоборствующими сторонами (которые зависят от обсуждаемого предмета); кажущиеся парадоксы соединяются с целью прийти к абсолютной истине.

4.. С конца 18 века стало ясно, что существующая философия (философия Нового времени) уже исчерпала себя. Она уже не могла обобщать достигнутый уровень человеческого знания, не могла служить основой для дальнейшего развития научного знания. Наука того времени уже преодолела механистическое мировоззрение Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектичность, противоречивость реальности, ее постоянную изменчивость. Обобщить философски состояние и уровень понимания мира, достигнутый наукой, и тем самым открыть путь новым научным открытиям во всех областях знания, невиданным в истории человечества, выпало на плечи немецких философов.

Немецкая философия конца XVIII — середины XIX века занимает чрезвычайно важное место в истории философской мысли. Эту позицию можно сравнить с позицией греческой философии в античности.

Немецкая классическая философия изменила стиль мышления в европейской и, следовательно, в мировой культуре. Новизна утвержденного им стиля заключалась в чрезвычайной широте его мышления, его универсальности.

Благодаря научной революции в 17 веке, а также открытиям в области естественных наук в 18 веке, в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания. Все остальные «ненаучные» знания, т.е. знания, не поддающиеся математической обработке, были объявлены вторичными. Классики немецкой классической философии показали, что наука является одной из возможных форм познания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. также представляют собой неисчерпаемое богатство; они самоценны и незаменимы.

Новые найденные концепции не отрицают старые, потому что истины относительны и многослойны.

Немецкая классическая философия также доказала, что не существует варварских или цивилизованных народов, а каждый народ имеет свой собственный «дух», который уникален и имеет индивидуальную судьбу.

Таким образом, немецкая классическая философия отменила уникальность дихотомий «научное-ненаучное», «истинное-ложное», «цивилизованное-варварское» и т.д. Картина мира стала несравненно сложнее и обширнее.