Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Южно-Росси́йский институ́т управле́ния — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Тема реферата:
«Архитектурные ансамбли Санкт-петербурга»
Факультет: Управления
Дисциплина: Эстетическая культура государственного и муниципального служащего
Выполнила работу: Береговая А. Э.
Группа: ГМУБ-414
Проверяющий преподаватель: Дилоян Маргарита Араратовна
Ростов-на-Дону 2023
Введение
Уникальность архитектурного облика Санкт-Петербурга заключается в том, что он представляет собой систему архитектурных ансамблей. Целью моей работы стало изучение архитектурных ансамблей нашего города. Что же такое архитектурный ансамбль? Это ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчиненных единому ритму, размещенных с учетом определенных точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесенных друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Из всех ансамблей нашего города я расскажу вам о трех, больше всего понравившихся мне ансамблях: Дворцовой площади, площади искусств и Стрелки ВО.
Архитектурный ансамбль дворцовой площади
Первый архитектурный ансамбль, о котором я вам расскажу сегодня- это ансамбль главной площади нашего города, Дворцовой. Дворцовая площадь- Главная площадь города и архитектурный ансамбль, сформированный Зимним дворцом, зданием Штаба Гвардейского корпуса, зданием Главного штаба с Триумфальной аркой и Александровской колонной. Дворцовая площадь имеет форму треугольника со сглаженными углами и представляет собой гармоничный и совершенный архитектурный ансамбль, являющийся одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга.
Основу нынешней планировки города, начинающейся от Адмиралтейства, заложил еще император Петр I в 1721 году. Однако, план реконструкции центральной городской площади Петербурга,
получившей название Дворцовой, был утвержден только в 1765 году.Первое название площади — Адмиралтейский луг (от имени Адмиралтейской верфи), в начале XVIII века это было большое поле заросшее травой, на котором часто устраивались шикарные празднества с народными гуляньями.
Зимний дворец
Самым красивым зданием Дворцовой площади и одним из великолепнейших в Санкт-Петербурге является Зимний Дворец. В 1819 году по поручению Императора архитектор Карл Росси приступил к работе над проектом площади напротив Зимнего дворца. Сооружение производит впечатление не только своей красотой, но и площадью: дворец занимает 9 гектаров земли. Здание моложе самого Петербурга на 60 лет, оно построено под руководством архитектора В.Растрелли. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь. Центральная часть главного фасада выдается вперед, что указывает на его особую значимость и создает гармоничную композицию всего сооружения. Белые колонны на нежно-зеленом фоне здания призваны придать всей постройке грацию и воздушность, свойственные архитектурному стилю барокко.
Здание Главного штаба
К 1823 году было завершено строительство здания Генерального (позже – Главного) штаба, включившего в себя некоторые дома, стоявшие ранее на этом месте. В 1824 году был сооружен корпус министерств иностранных дел и финансов. Здания эти объединены по замыслу архитектора двумя триумфальными арками, одна из которых служит выездом на Дворцовую площадь, а вторая показывает перспективу на Большую Морскую улицу со стороны Невского проспекта. Над аркой со стороны Зимнего дворца высится фигура Славы в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, крайних держат под уздцы воины. Кони разделены так, чтобы в центре группы, в свободном пространстве, оказалась колесница триумфатора. Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров. Саму арку украшают также фигурами гениев Славы, исполненными Н.Пименовым и В. Демут-Малиновским. Вся композиция зданий составляет 580 метров и является зданием, имеющим самый длинный в мире фасад. Сооружение занимает всю южную сторону Дворцовой площади.
Александровская колонна
Воздвигнут в стиле ампир в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года.
Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.
Гвардейский корпус
В 1848 году завершилось строительство штаба Гвардейского корпуса (по проекту архитектора А. Брюллова), явившегося связующим звеном всех зданий Дворцовой площади, а дополнила общую композицию площади Александровская колонна, увенчанная огромным каменным ангелом. Десница его поднята вверх, в левой руке – большой крест. Голова ангела склонена к земле, так, что человек, смотрящий снизу, видит его лицо.
Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова.
Стрелка Васильевского острова – это уникальный архитектурный ансамбль, построенный в стиле русского классицизма.Со Стрелки открывается прекрасный вид на акваторию Невы, Петропавловскую крепость, Летний сад, Дворцовую набережную и Зимний дворец. В настоящее время это один из самых живописных районов Санкт-Петербурга.
Восточная оконечность (стрелка) Васильевского острова занимает совершенно особое место среди петербургских ансамблей. Если взглянуть на нее с Троицкого моста или с пляжа Петропавловской крепости, перед зрителем открывается панорама изумительной красоты. Ансамбль Стрелки – центральное звено панорамы невских набережных. В него входят здание Биржи, Ростральные колонны, биржевая полукруглая площадь, гранитная стена с парапетами, спуски к Неве с большими каменными шарами на постаментах, северный и южный пакгаузы, а также здания, непосредственно примыкающие к этому ансамблю со стороны Большой Невы и Малой Невы: Таможня (Пушкинский дом), Кунсткамера, главное здание Академии наук, здание Двенадцати коллегий и др. В 1801 году первоначальный проект застройки площади разработал архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон, а в 1803–1804 годах А.Д. Захаров создал блестящий проект застройки Стрелки, явившийся основой существующей планировки. Она оказалась возможной после того, как берег был расширен за счет искусственной насыпи. Полукруглый выступ создавался для парадной пристани морского порта, который с 1730-х годов размещался на этом месте и являлся центром деловой жизни города. Центром архитектурного ансамбля площади с 1810 года является Биржа. Окруженное со всех сторон колоннами здание Биржи разбило эту территорию на две части. С запада от нее осталась Коллежская площадь, с востока – полукруглая Биржевая площадь.
Здание Биржи
В 1804-1816 годах было построено новое здание Биржи по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Здание спроектировано в классическом стиле по типу Древнегреческих храмов. Оно расположено на высокой каменной платформе, по периметру здания установлены стройные колонны дорического ордера. К главному входу со стороны Биржевой площади ведет широкая парадная лестница.
Главный фасад Биржи украшает скульптурная группа «Нептун с двумя реками». Она изображает бога морей в короне и с трезубцем, въезжающего на своей колеснице в воды Невы. Справа от него находится фигура, символизирующая Неву, а слева – фигура, символизирующая реку Волхов. С противоположной стороны здания фасад украшен скульптурной группой «Навигация с Меркурием и двумя реками». Обе скульптурные группы выполнены из пудожского камня, добывавшегося в XIX веке недалеко от Гатчины. В XIX – начале XX века здание Биржи использовалось как учреждение, где заключались все важнейшие финансовые и торговые сделки. С 1940 года в нем находится Центральный Военно-Морской музей.
Ростральные колонны и пакгаузы
В 1810 году на Стрелке Васильевского острова установили две ростральные колонны-маяки, изготовленные по проекту Ж.Ф. Тома де Томона. Каждая колонна украшена рострами (носовыми частями кораблей), а у подножия находятся каменные фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Ростральные колонны вплоть до 1885 года, когда морской порт был перенесен с Васильевского на Гутуевский остров, были действующими маяками. Один из них указывал путь в Малую Неву, а другой – в Большую Неву.
В 20-30 годах XIX века по обеим сторонам от Биржи были построены симметричные здания пакгаузов (складов) по проекту архитектора И.Ф. Лукини. Он же спроектировал здание Таможни, расположенное позади северного пакгауза. В настоящее время в южном пакгаузе размещается Зоологический институт Российской Академии наук и Зоологический музей, переведенный сюда еще в 1896 году, в северном пакгаузе – Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева, а в здании таможни с 1927 года расположен Институт русской литературы Пушкинский дом.
В конце XIX века Коллежская площадь была застроена новыми зданиями. В 1895 году на Стрелке Васильевского острова, перед зданием Биржи, был разбит городской сад, украшенный скульптурами и вазами работы Д.И. Иенсена. Сад был окружен изящной оградой с воротами. В 1899 году предполагалось расширить насыпь на Стрелке Васильевского острова, чтобы построить новый концертный зал, но этот проект так и не был
осуществлён.
Сквер, который и сегодня расположен на Биржевой площади, был спроектирован в 1925-1926 годах Л.А. Ильиным. Старая ограда была снесена, а вместо нее установили гранитные тумбы с цепями. В сквере были установлены бюсты архитекторов Дж. Кваренги и К. Росси. В 1937 году Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую, в честь столетия со дня смерти великого поэта. После Великой Отечественной войны из сквера убрали бюсты архитекторов, а в 1989 году площади было возвращено историческое название.
Архитектурный ансамбль площади исскуств.
Первоначально, с 1834 года, площадь именовалось Михайловской или площадью Михайловского дворца — по центральному зданию всего архитектурного ансамбля. В советское время она сначала Лассаля, а в 1940 году получила свое нынешнее название — площадь Искусств из-за обилия окружающих ее музеев, театров и филармонии.
Площадь представляет собой архитектурный ансамбль, созданный по замыслу архитектора К.И. Росси. Ансамбль включает в себя здание Михайловского дворца (Государственный Русский музей) с флигелями и садом , дома по периметру площади и сквер в ее середине. В сквере установлен памятник А.С. Пушкину (1957 год, скульптор М.К. Аникушин, архитектор В.А. Петров). Монументальное здание Михайловского дворца расположено в глубине парадного двора, который отделен от площади литой чугунной оградой. Дворец доминирует в ансамбле и является его композиционным центром. В 1895 году Михайловский дворец был приобретен государством для размещения здесь Музея русского искусства. Музей был торжественно открыт 7 марта 1898 года. Западный корпус Русского музея, получивший свое название по имени автора – Л.Н. Бенуа, – является памятником архитектуры неоклассицизма. Слева от корпуса Бенуа находится Михайловский театр, фасад которого обращен к площади Искусств. Справа от Михайловского дворца расположено здание Российского Этнографического музея, сооруженное в 1900–1911 годах по проекту архитектора В.Ф. Свиньина. Строгий, лаконичный по оформлению фасад дома костела Св. Екатерины был задуман в единстве с фасадом гостиницы «Европейская». В ансамбль площади входит также здание Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича (бывшего Дворянского собрания).
В петровское время земля под современной площадью предназначалась для разбивки Третьего Летнего сада, позже здесь устраивали сад для охоты и сад Летнего дворца Елизаветы Петровны. Когда в 1823 году был в черновую окончен Михайловский дворец, К. И. Росси составил также план преобразования прилегающей к нему местности путем выделения самой площади, создания улиц Инженерная и Михайловская, а также продления Садовой улицы до Марсова поля. В 1827 году участок земли перед дворцом превратили в сквер, а с 1831 года началась дальнейшая застройка периметра новой площади другими зданиями и «обывательскими» домами. Росси лично спроектировал все фасады зданий, выходящие на площадь с Итальянской и Михайловской улиц.