ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова»
Кафедра педагогического образования и документоведения
Контрольная работа
По дисциплине: Истории России
Вариант №8
1. Укажите, в каком году произошло нанесение князем Святославом окончательного поражения хазарам
Ответ: 965 году
2. Запишите цифры согласно хронологической последовательности событий:
1) восстание декабристов;
2) отмена гетманства на Украине;
3) Ливонская война;
4) стрелецкий бунт («хованщина»);
5) учреждение патриаршества в России.
Ответ: 3,5,4,2,1
3. Какой век вошел в российскую историю как «бунташный»?
Ответ: 17 век.
4. Распределите события по периодам согласно хронологической последовательности: в группу А — события, связанные с правлением Николая I; в группу Б — события, связанные с правлением Александра II:
1) судебная реформа;
2) учреждение земств;
3) создание III отделения;
4) издание «чугунного» устава;
5) создание «Народной воли»;
6) реформа государственной деревни.
Группа А | Группа Б | ||||
3 | 4 | 6 | 1 | | 5 |
5. Когда произошел разгром войск Золотой Орды Тимуром (Тамерланом)?
Ответ: 15 апреля 1395
6. Укажите даты всех созывов Государственной думы Российской империи.
Ответ: 1 – 1906 год
2 – 1907 год
3 – 1907 год
4 – 1912 год
7. Соотнесите события и годы:
1) новая экономическая политика; А) 1999;
2) индустриализация; Б) 1991;
3) застой; В) 1932;
4) перестройка. Г) 1982;
Д) 1927.
Ответ: 1 – Д
2 – В
3 – Г
4 - Б
8. Какое название получила политика США в годы Второй мировой войны, направленная на передачу взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и иных товаров странам, сражающимся против Германии?
Ответ: Ленд-лиз
9. Расшифруйте аббревиатуры:
СНК – Совет Народных Комиссаров
СЭВ – Совет экономической взаимопомощи
ОВД – Организация Варшавского договора: Отдел внутренних дел
ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет
10. Когда проходили выборы Президента РФ? (Укажите даты.)
Ответ: 12 июня 1991
16 июня – 3 июля 1996
26 марта 2000
14 марта 2004
2 марта 2008
4 марта 2012
18 марта 2018
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова»
Кафедра педагогического образования и документоведения
Эссе
По дисциплине: Истории России
Тема: Российско-американские отношения в 2000 -е гг.
Магнитогорск 2022
Российско-американские отношения в 2000-е гг.
После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза. Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Министерство иностранных дел России возглавил Андрей Козырев. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Как раз на начало 2000х годов выпал второй период попыток сближения. Отношения России и США улучшились. В конце 2000 года президентом США был избран Джордж Буш-младший. Его первый президентский срок, особенно до начала войны в Ираке, некоторые эксперты называли «историческим апогеем» российско-американских отношений, имея в виду беспрецедентно высокую степень сотрудничества в рамках «войны с террором» и тесные личные связи Джорджа Буша и Владимира Путина.
Событием, предопределившим резкое сближение между Россией и Западом, стали террористические акты 11 сентября 2001 года, когда Россия без колебаний приняла сторону США. Кульминацией этого сближения стало участие России в антитеррористической коалиции, созданной США для подготовки и ведения войны против режима талибов в Афганистане, и подписание так называемой Римской декларации «Отношения Россия — НАТО: новое качество»
Развал Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария.
Дальнейшему сближению между Россией и США в этот период помешали сами США, объявив в декабре 2001 года об одностороннем выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. В ответ на выход США из Договора по ПРО Россия вышла из Договора СНВ-II, который был заменён более мягким Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанным в мае 2002 года.
Новый кризис в отношениях России и Запада был связан со вторжением США и их союзников в Ирак с целью свергнуть режим Саддама Хусейна в марте 2003 года. По оценке самого Путина, которую он дал на пресс-конференции 20 декабря 2012 года, российско-американские отношения испортились именно после вторжения войск США в Ирак в 2003 году и возникших на этой почве разногласий
Операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев».
В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила всё постсоветское пространство.
К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.
4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.
В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
14 июля 2007 президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России.
В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:
-
Превышение восточноевропейскими государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса; -
Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ; -
Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран; -
Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.
В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.
«Вряд ли можно назвать американскую политику по отношению к России ответственной и осторожной, она безответственно агрессивна» (Пол Крейг Робертс, июль 2009 года).
Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд, а импорт — 3,9 млрд
19 ноября 2006 в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.
В 2005 поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При сохранении этой тенденции Россия может войти в четвёрку основных экспортёров энергоресурсов в США. В 2003 «Газпром» начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки. В середине 2000-х годов США занимали 6 место (8,3 млрд долл.) по объёму накопленных иностранных инвестиций в России (6,5 % от общего объёма), причём примерно половина американских прямых инвестиций вложена в топливно-энергетический комплекс. В числе основных проектов — «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.
Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.
Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США — Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни — на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.
Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.
Культурное сотрудничество между Россией и США осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между правительствами России и США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ от 2 сентября 1998.
США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе индивидуальных проектов и контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.
Одно из основных мест в российско-американском культурном сотрудничестве занимает проект долгосрочного сотрудничества между Фондом Гугенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Его основной целью является представление на постоянной основе экспозиций произведений классического искусства из собрания Эрмитажа в музеях Гугенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах Эрмитажа. В октябре 2001 в Лас-Вегасе открылся музей Гугенхайм-Эрмитаж. К открытию была приурочена совместная выставка из коллекций Эрмитажа и Гугенхайма.
В 2001 в Посольстве России в Вашингтоне состоялся гала-концерт под девизом «Санкт-Петербург-2003: культурный ренессанс». Он положил начало серии мероприятий в связи с 300-летним юбилеем Санкт-Петербурга в целях его популяризации как центра мировой культуры и привлечения внимания американской общественности к культурному наследию Петербурга.
Активно развиваются связи по линии Библиотеки Конгресса США. В рамках реализации программы для российских управленческих кадров «Открытый мир», которая была учреждена в 1999 по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона, в США с краткосрочными ознакомительными поездками побывали более четырёх тысяч молодых российских политиков, предпринимателей и общественных деятелей. Был запущен совместный проект Библиотеки Конгресса и Мариинского театра по модернизации архивных фондов театра.
Осуществляется программа сотрудничества Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди с Мариинским театром. Этот проект рассчитан на 10 лет и предполагает ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США. Первые выступления Мариинского театра в Центре Кеннеди состоялись 12-24 февраля 2002 и стали новой вехой в развитии российско-американских культурных связей.
Мне кажется, что при анализе состояния российско-американских отношений в 2000е годы необходимо опираться не только (и не столько) на текущие события, заявления, высказывания, но и на базовые концепции американской глобальной деятельности, а также не забывать об исторической российской парадигме существования и участия в мировой политике. Если внимательно рассмотреть эти базовые факторы, то можно заметить, что при изменении формы реализации российской и американской внешнеполитических парадигм, суть их мало менялась, что приводило к постоянному «столкновению» двух стратегий, двух ролей в мировой политике. Если признать, что уничтожение (слом) традиционной парадигмы существования и деятельности равноценно слому государства, то вряд ли Россия и США пойдут на такой шаг, а значит, отношения между ними останутся противоречивыми, сталкивающимися, соперничающими.
Следует также учитывать, что любая американская администрация работает в русле исторически сложившейся парадигмы, в основе которой лежит всем известная активная и достаточно жесткая мессианская идеология, находящая то или иное выражение в языке. Российское руководство также, после периодов метаний и поисков, возвращается на исторически-традиционный путь, в основе которого независимость, самостоятельность в политике, активность, глобализм. Обе державы проявляют волю к регулированию, формированию нового мирового порядка и имеют для этого большой потенциал (правда, в настоящий момент отдельные параметры мощи США выше, чем у России).
Как неоднократно отмечали отдельные российские специалисты по международным отношениям, российско-американские отношения никогда не будут простыми, бесконфликтными, неконкурирующими, но это не означает, что они обязательно должны быть отношениями враждебными, так как такой поворот нежелателен для обеих держав и опасен для регионального и глобального развития.
Фактором, не способствующим упрощению двустороннего взаимодействия, является сходная самоидентификация России и США в вопросах мирорегулирования. Каждый отстаивает право на сильное влияние при формировании нового мирового порядка; разное видение существа нового порядка и методов его выстраивания, разное понимание наиболее важных проблем мирового развития и развития отдельных государств (демократия, роль государства-нации, урегулирование конфликтов, институты глобального управления и т.д.).
Разность в видении друг друга в мировой системе и разность во взглядах на мировое развитие позволяют говорить о факторе бифуркации в отношениях России и США, имеющем устойчивый характер.
Список литературы
-
Странный период в отношениях России и США. Нужно ли торопиться сегодня с ратификацией договора СНВ-2 «Независимая газета», 8 февраля 2000 г -
Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. -
История России ХХ века» Москва Агентство «Фаир», 1998 г -
Официальны сайт Министерства иностранных дел РФ http://www.mid.ru/ (Дата обращения: 15.04.2013) -
Интернет ресурсы: https://vuzlit.com/1498370/otnosheniya_rossii -
https://studopedia.ru/23_49274_rossiysko-amerikanskie-otnosheniya-v---gg.html