Файл: Триптих в технике батик Как прекрасен этот мир.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства
(наименование института полностью)
Кафедра «Живопись и художественное образование»
(наименование кафедры)
44.03.01 Педагогическое образование код и наименование направления подготовки, специальности)
Изобразительное искусство
(направленность (профиль)/специализация)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: Триптих в технике батик «Как прекрасен этот мир»
Студент
А.А. Шаклеина
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель
Г.М. Землякова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
И.о. заведующего кафедрой, доцент, к.п.н. Н.В. Виноградова ____________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
(личная подпись)
«_____»______________2019 г.
Тольятти 2019

2
АННОТАЦИЯ к бакалаврской работе на тему:
Триптих в технике батик «Как прекрасен этот мир»
Выполнена студенткой
Тольяттинского государственного университета института изобразительного и декоративно-прикладного искусства кафедры «Живопись и художественное образование»
Шаклеиной Аллой Александровной
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ведении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, а также указываются объект и предмет исследования.
В первой главе освещается история возникновения батика в разных странах, ее развитие, область применения на протяжении истории, в прошлом и в современной жизни. Рассмотрены виды художественной росписи ткани, классификация, назначение художественных произведений, таких как панно, картина, триптих. Во второй главе описаны технологии изготовления батика с помощью современных материалов. Представлена методика обучения искусству батика школьников 6 -7 класса на примере создания декоративного панно в условиях дополнительного образования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы окончательные выводы по изучаемой теме.
В приложении приведены примеры развития искусства батика в странах Востока и Европы, поисковые эскизы автора по изучаемой теме, фотоматериалы, фотоотчет технологии изготовления батика – от эскизов до воплощения.

3
Оглавление
Введение .................................................................................................................. 4
ГЛАВА
I.
ИСКУССТВО
«БАТИК»
В
ИСТОРИЧЕСКОЙ
РЕТРОСПЕКТИВЕ ............................................................................................... 7
1.1. История и развитие искусства батика в странах Востока и Европы .......... 7 1.2. Виды художественной росписи ткани ......................................................... 14 1.3. Классификация и назначение художественных настенных произведений
................................................................................................................................. 20
Выводы по I главе ............................................................................................... 24
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВА «БАТИК» ................................. 26 2.1. Современные технологии изготовления панно в технике «батик» .......... 26 2.2. Методика обучения искусству росписи «батик» школьников 6-7 класса на примере создания декоративного панно в условиях дополнительного образования ............................................................................................................ 34 2.3. Выбор темы творческой работы и разработка эскизов. Этапы выполнения триптиха «Как прекрасен этот мир» (батик) ...................................................... 39
Выводы по II главе ............................................................................................. 42
Заключение ........................................................................................................... 46
Список используемой литературы .................................................................. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 51


4
Введение
Хотя в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны иметь его в себе, иначе нам не найти его.
Ральф Уолдо Эмерсон
Если говорить об актуальности искусства росписи ткани, то нельзя не отметить то, что оно является самым древним и в то же время самым современным, традиционным, архаичным и передовым. Разнообразные классические и новаторские техники открывают перед художником всю широту и весь спектр возможностей, в изготовлении и применении батика в современном искусстве, интерьере или в модельной индустрии. Занятия батиком требуют наличие неординарного художественного мышления, умения разбираться в цветовых сочетаниях, наличие художественного вкуса, воображения, тонкого восприятия окружающего мира и безудержной фантазии.
Тема работы не случайно звучит «Как прекрасен этот мир», если вспомнить высказывание Константина Паустовского «При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им. Воображение уводит человека за пределы повседневности, погружая в мир прекрасного и порой недоступного...»
Это литературный эпизод можно отнести и к искусству росписи ткани, так как в декоративном искусстве, которое тесно переплетается с повседневной жизнью для создания общей стилистической панорамы оформления интерьера батик, играет определённую эстетическую роль, придавая помещению уют и тепло, выигрышно сочетаясь с тканевыми составляющими мебели или портьерами.
В настоящее время, как и во времена расцвета Индонезии батик, не только не утрачивает своей значимости, но и в какой-то мере главенствует в

5 некоторых модулях дизайнерских решений. У этого искусства нет ограничений в решении цветовых вариаций, которые помогают акцентировать колористические пятна под конкретный интерьер, а всевозможные техники и приёмы позволяют добиться невероятных и неординарных результатов. Тканевая составляющая придаёт картинам лёгкость и воздушность, не утяжеляя интерьер, позволяя воплотить всевозможные творческие идеи, а контраст с тяжеловесными мебельными конструкциями позволит придать обстановке мягкость и комфорт.
Актуальность оформления интерьеров идёт в ногу со временем, модульные картины и триптихи в тренде современных тенденций – выигрышно украсят интерьер, объединив одну тему в три геометрические формы. Решение выполнить декоративное панно, состоящее из трёх частей
(триптих), выполненное в стиле батик, принято, исходя из предпочтений автора творческой работы. Такое произведение легко и гармонично может вписаться в интерьер детского сада, квартиры, дома, любого художественного или музыкального учебного заведения, привнося в интерьер свой неповторимы колорит тепла и радости.
Актуальность выбранной темы заключается в изучении истории росписи ткани как самобытного прикладного искусства, имеющего право на самостоятельный и полноценный технологический блок для оформления различных интерьеров как единичными картинами, коллекцией или панно в технике батик.
Цель данной работы – создание триптиха в стиле батик «Как прекрасен этот мир».
Задачи:
- изучить виды художественной росписи по ткани;
- углубить знания о технологических особенностях и приемах ручной росписи тканей;
- углубить свои знания об исторических фактах возникновения и развития искусства батик в странах Востока и Европы;


6
- ознакомиться с современными технологиями и применением материалов для изготовления батика;
- изучить художественную роспись ткани «батик», как одну из мировых тенденций в развитии современного прикладного искусства;
- создать авторское панно – триптих на тему «Как прекрасен этот мир»;
- создать композицию и выполнить эскизы по теме;
- определить цветовое сочетание композиций;
- воплотить эскизы в цветовой гамме в полную величину;
- привести пример работы по изучению техники «Батик» с детьми школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Объектом исследования является история возникновения искусства батик, видов росписи по шелку, технологии изготовления, назначения художественных настенных произведений и исторических и современных технологий изготовления панно в технике батик;
Предмет исследования – художественная роспись, эстетическая и воспитательная ценность искусства росписи ткани и применение данной технологии в работе со школьниками в системе дополнительного образования.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, собранные в процессе написания могут использоваться для изучения теории, создания методических рекомендаций, так и практических разработках в процессе изучения обучающимися технологии изготовления работ, картин, панно, триптихов или оформления ручной росписью одежды на уроках декоративно-прикладного творчества, композиции, истории искусств.
Творческая часть диплома (триптих) может служить оформлением интерьера или наглядным пособием.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

7
ГЛАВА I. ИСКУССТВО «БАТИК» В ИСТОРИЧЕСКОЙ
РЕТРОСПЕКТИВЕ
1.1. История и развитие искусства батика в странах Востока и
Европы
Искусство – это понятие ёмкое, многогранное, включающее в себя процессы реализации творческого начала, постоянно меняющегося мировоззрения, развития личности в процессе творческого роста как для художника, так и для зрителя. Изобразительная деятельность существует с древних времён.
И кто бы мог поспорить, что материальное воплощение задуманного, продукт, который производит художник, уже начинает жить с только, что зародившейся идеи. Осмысленная художественная деятельность, это форма воплощения мастерства, накопленного в процессе познания окружающего мира, в совокупности со знаниями на основе опыта, восприятия и своего индивидуального видения.
Если рассматривать вид искусства «батик», то можно проследить и убедиться, что этот вид реализации творческих идей и конечно практичной составляющей берёт своё начало с глубокой древности, пожалуй, со времён
Плиния. В «Естественной истории», написанной Плинием уже тогда, есть упоминания об украшении тканей посредством красящих веществ и разработке технологических процессов, способствующих воспроизводить и проецировать рисунков или скорее всего цветовых пятен на тканях.
История возникновения батика длинна и интересна. Его можно назвать как древним, так и молодым искусством. Натуральные шелка, украшенные рисунками, которые являются эксклюзивными и неповторимыми славились во все времена, не зависимо от стиля и страны, где их производили.
Применение батика обширно, как в одежде (костюмы, туники, палантины и шарфы, галстуки и кимоно, шляпы и платья), так и настенные интерьерные панно, портьеры, обивка мебели, ширмы и абажуры. Картины придают


8 интерьеру уют, а шёлк, на котором выполнены работы, неповторимость и особое тепло. Исследования не дают чёткой формулировки этого понятия
«батик».
Старинная легенда повествует: в незапамятные времена, на олимп горы
Гала-Ала, расположенной на острове Ява, явился бог Гуру и узнал, что на землю опустился сумрак и темнота, что ее жители живут в чёрно-белых красках. И решил Гуру привнести радость в жизнь землян. Загудели молнии и громы, растопили воск, растелились ткани по всем полям и залил Гуру эти ткани воском, рисуя причудливые узоры. А небеса брызнули на них голубыми дождями, травы расщедрились зеленью, цветы закружились в хороводах разноцветьем и получилась ткань небывалой красоты. Увидели люди красивые рисунки, радугу над домами и дворцами, цветущие деревья, реки, диковинных птиц и животных и решили научиться сами великому искусству – росписи тканей. А когда в другой раз спустился с небес бог Гуру, то увидел не хмурую землю, а разноцветные города и страны, по которым распространилось искусство и мастерство под названием – батик, процветающее и по сей день и радующее людей, делая их жизнь ярче и добрее.
На острове Ява, где батик завоевал особую популярность и любовь, говорят «амбатик» - которое можно перевести как «гравировка», «рисунок».
Мастера, достигшие наивысших высот в этом ремесле, почитались с особым поклонением и трепетом, а одежду с ручной росписью удостаивались носить только аристократы. Русский учёный и историк И. Камадзе, долгое время проживший на Яве и изучавший историю и искусство этого острова, писал:
«Батик являлся сакральным проводником в мир богов и символов, ритуальным традиционным искусством, воплощением волшебной силы и значимым древним оружием индонезийской культуры». Занимались им только женщины и эти традиции бережно передавались из семьи в семью.
Красно-коричневая гамма цветов, философско-мифические сюжеты, описанные в дошедших до нас рукописях, инструменты и, в частности,

9 яванский прибор «тьянтинг» – небольшой сосуд из чистой меди, для наполнения воском и для разогрева на огне при застывании, с тонкой изогнутой трубочкой, позволяющей наносить самые изысканные и утончённые элементы узора – это характерные особенности в исполнении индонезийского батика.
Батик - особая техника ручной росписи ткани, это составляющая национальной культуры, воплощение самых смелых идей и являющийся несомненно культурным наследием достоянием.
В некоторых источниках слово «batik» переводится как «капля воска», в других как «капля на ткани». Воск является необходимой составляющей при окрашивании шелка, хлопка или шерсти, чтобы предотвратить смешивание красителей и обозначить границы рисунка. Резервирующие составы, состоящие из пчелиного воска или различных смол, были известны уже в Древнем Риме и применялись для сохранения отдельных участков на тканях от воздействия красок. Таким образом можно было опустить ткань в красящее вещество, не боясь окрашивания светлых участков рисунка, которые оставались белыми после удаления резерва.
Образно говоря, батик - это разнообразные способы и техники ручной росписи ткани.
Изучая историю батика, мы можем отметить, что этот способ росписи тканей применяли на Руси, в Армении, в Азербайджане. А в Индонезии и по сей день он остаётся традиционным и неизменным. Если открыть китайские старинные манускрипты VIII века, то можно прочесть о начале возрождения этого старинного искусства и почерпнуть поистине бесценные секреты мастерства, повествующие нам о нанесении рисунка на ткань с применением воска. В любой самобытной стране, с ее историей и культурой, невозможно не соприкоснуться с искусством росписи тканей.
ВЯпонии наряду с традиционными кимоно, была распространена роспись на ширмах. Эти изделия относятся к периоду Нара (646-794).
Историки предполагают, что делали это китайские эмигранты, которым не


10 было равных в этом искусстве, поскольку пальма первенства в изготовлении красителей и производстве шёлка отдана Китаю, о чем свидетельствуют старинные китайские манускрипты, датированные 2000 г. до н. э.
Сейчас практически нет ни одного уголка, ни одной страны где бы не пропагандировалось это искусство и по-прежнему натуральные китайские шелка ценятся на вес золота. Их можно купить в Японии, Центральной Азии,
Италии, Франции, Индии и Персии. О китайском шёлке с уверенностью можно сказать, что это достижение всего человечества, в котором и по сей день китайцам нет равных, чем они по праву гордятся.
Искусством набивных тканей, которые создаются особым способом при помощи трафарета и прессованной бумаги, клея, состоящего из бобовой муки, можно овладеть в любой точке страны, Шанхае, Сучнжоу, Чжецдзян.
При высыхании с узора счищается клейстер и остается белый рисунок, для раскрашивания яркой краской. Второй способ с нанесением горячего воска с золой, по которому всевозможными пластинками и металлическими палочками или проволокой выцарапывают узоры. Для каждой провинции характерен свой рисунок и мотив. Мастера по тканям создают произведения в совместном тандеме с мастерами по дереву, меди и другими промыслами.
Китайские самобытные мастера, обладающие тонким художественным вкусом, восхищают своим искусством и сегодня.
Китай подарил миру шёлк, а Индия – рецепты изготовления красок, в технике «лацзе», в переводе означающей «узоры воском». В Индии использовались только натуральные красители, это гораздо позже в Европе в
1898 году придумали искусственные анилиновые красители, а в 1870- синтетический краситель синего цвета - индиго.
Говоря о Японии, нельзя не заострить внимание на традиционных кимоно, которые расписывались в исключительно японских мотивах, а отдельные сюжеты росписи считались настоящими произведениями искусства. Помпезно украшенная одежда говорила о социальном статусе и принадлежности её обладателя к знатному роду. Художники создавали свой

11 стиль, придумывали особые технологии. Работы знаменитого мастера того времени Миязаки (XIX в.) можно было отличить по великолепным рисункам, с использованием трафаретов, а красители с защитным составом имеют большую популярность и сегодня.
Ходили легенды, что мастера не имели право повторять рисунок дважды и если такое повторялось, то они могли подвергнуться наказанию. В
Японии популярным считаются ткани из бананового полотна с применением только растительных красителей, которые получают из цветов кустарника
Хон, придают рисунку нежный, пастельный оттенок. Это целая индустрия, где применяются несколько видов окрашивания и росписи, известные ещё с
VIII века, заимствованные у средневековых мастеров. Например, узелковая техника, которая позволяет добиться самых причудливых и удивительных узоров и пятен. На ткани завязывают множество узлов и изделие опускают в красители разного цвета поочерёдно, добиваясь неповторимых узоров и разводов, единственных в своём роде.
Если рассматривать Европу, то самое начало этого промысла относится к первой половине XIX века. Голландцы считаются первыми, кто запустили производство, а уже за то, что поставили его на поток можно благодарить немцев. В Голландия (город Лейдене) в 1835 году было создано и поставлено на поток производство батика. Фабрики такого же типа были открыты в
Роттердаме, Аппелодорме, Хемунде и Хареме. Новые технологии разрабатывались ещё и затем, чтобы достигнуть наиболее высокой прибыли с самыми малыми затраторесурсами. Из Индонезии приглашались мастера для того, чтобы они учили голландцев самобытным росписям, которые воспроизводились только на острове Ява. А индонезийцы, в свою очередь по образу и подобию создавали фабрики у себя на родине.
Самым популярным тогда считался приём нанесения воска с помощью деревянных печатей и штампов, ручной работы, это повышало производительность, и давало возможность производить самые тонкие, ажурные орнаменты и узоры. В 20-е годы экономика пошла на спад, фабрики