Файл: Б. П. Дейнека B. P. Deyneka.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б.П. Дейнека

B.P. Deyneka

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный

технический университет»

Липецк,

Lipetsk State Technical University,

Lipetsk

bogdan.deynecka@yandex.ru
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ТИПА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

EDUCATION OF A CULTURE OF HEALTH-SAVING PERSONALITY TYPE IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL, BASIC GENERAL, SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION
Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания культуры здоровьесберегающего типа личности в системе образования России. Автор приводит статистические данные по России и США, демонстрирующие недостаток занятий физической культурой и неправильное питание у школьников, а также недостаток физической активности у взрослых. В статье предлагается улучшать возможности для занятий спортом и другими здоровьесберегающими активностями, а также обеспечивать достаточную поддержку и знания для здорового образа жизни в системе образования на всех уровнях.

Abstract. The article deals with the problem of educating a culture of health-saving personality type in the education system of Russia. The author cites statistical data on Russia and the United States, demonstrating a lack of physical education and malnutrition in schoolchildren, as well as a lack of physical activity in adults. The article proposes to improve opportunities for sports and other health-saving activities, as well as to provide sufficient support and knowledge for a healthy lifestyle in the education system at all levels.

Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая активность, питание, образование, дошкольное образование, основное общее образование, среднее-профессиональное образование, высшее образование, Россия.

Keywords: health, culture of health, physical activity, nutrition, education, preschool education, basic general education, secondary vocational education, higher education, Russia.
Культура здоровьесберегающего типа личности – это уровень здоровья и физической активности, который человек включает в свой образ жизни. Воспитание культуры здоровья начинается с детства и продолжается на протяжении всей жизни. Дошкольное, основное общее, среднее-профессиональное и высшее образование играют ключевую роль в формировании культуры здоровья у личности [3, с. 368].

Дошкольное образование является первым шагом в воспитании культуры здоровья у детей. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 80% взрослых, которые ведут здоровый образ жизни, начали этот путь еще в детстве. Именно в дошкольных
учреждениях дети учатся простым правилам гигиены, основам здорового питания, а также различным видам физической активности. В ряде стран, например в Финляндии и Швеции, в дошкольных учреждениях обязательно проводятся занятия физической культурой.

Основное общее образование продолжает формирование культуры здоровья. В соответствии с исследованием Национального института здравоохранения и медицинских исследований (НИЗМИ) США, дети, которые занимаются физическими упражнениями, имеют более высокую успеваемость и более высокий уровень здоровья, чем те, кто не занимается. В рамках основного общего образования, детям следует учиться основам здорового образа жизни, правильному питанию и физической активности.

Среднее-профессиональное и высшее образование являются более продвинутыми уровнями в воспитании культуры здоровья. Согласно исследованию Национального института здоровья (NIH) США, люди, имеющие высшее образование, имеют более высокий уровень здоровья, чем люди, имеющие низкий уровень образования. Среднее-профессиональное и высшее образование позволяют людям получить более глубокие знания о здоровом образе жизни, правильном питании, физической активности и других аспектах здоровья. В рамках среднего-профессионального и высшего образования также проводятся специальные курсы по здоровью, включая медицинские курсы, физическую реабилитацию и здоровый образ жизни.

Данные о здоровье студентов также подчеркивают важность воспитания культуры здоровья на протяжении всей учебы. Исследование Национального института здравоохранения США показало, что студенты, которые участвуют в физических занятиях и здоровых активностях, имеют более высокий уровень здоровья и меньше подвержены стрессу и депрессии.

В России, согласно данным Росстата за 2020 год, 44,4% населения занимались физическими упражнениями или спортом не менее одного раза в неделю, что является более высоким показателем, чем в 2015 году (38,8%). В то же время, уровень физической активности в разных возрастных группах различается. Например, только 28,3% россиян старше 60 лет занимаются физическими упражнениями регулярно [4].

Согласно исследованию Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Росмедтехнологий, проведенному в 2019 году, в России до 30% населения страдают ожирением, что связано с низкой культурой здоровья и нерегулярным занятием спортом. Кроме того, согласно исследованию Российского научного центра рентгенорадиологии Минздрава России, 50% населения имеют проблемы со здоровьем опорно-двигательной системы, также связанные с недостаточной физической активностью.



Однако, существуют положительные тенденции в воспитании культуры здоровья в России. Например, согласно данным Минспорта России за 2020 год, количество зарегистрированных спортивных клубов и секций в России увеличилось на 4,4%, а количество занимающихся в спортивных клубах и секциях на 7,2%.

Рассмотрим более подробно статистику у школьников и студентов. Согласно исследованию Минздрава России в 2021 году, только 20% школьников в России регулярно занимаются физической активностью в школе. В то же время, 43% школьников не получают никаких занятий физической культурой и спортом вне учебного процесса. Это может привести к ряду проблем со здоровьем в будущем [5].

Кроме того, согласно исследованию Федерального центра здоровья детей и подростков, около 70% российских школьников не питаются правильно, а в их рационе преобладают жирная и сладкая пища. Это может привести к развитию различных заболеваний, включая ожирение, диабет и сердечно-сосудистые заболевания [6].

Согласно исследованию Росстата, более 70% российских взрослых женщин и 60% мужчин не занимаются спортом. Это свидетельствует о том, что проблема недостатка физической активности остается актуальной не только для детей, но и для взрослых [7].

Таким образом, данные показывают, что воспитание культуры здоровья необходимо как в системе образования, так и в жизни взрослых людей в России. Необходимо улучшать возможности для занятий спортом и другими здоровьесберегающими активностями, а также обеспечивать достаточную поддержку и знания для здорового образа жизни в системе образования на всех уровнях - от дошкольного до высшего образования.

В целом, воспитание культуры здоровья является важной задачей образовательной системы на всех уровнях, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим образованием. Необходимо продолжать работу по привлечению населения к здоровому образу жизни и популяризации занятий спортом в России.

Некоторые высшие учебные заведения уже предлагают своим студентам различные здоровьесберегающие программы, такие как спортивные мероприятия, занятия йогой и медитацией, курсы по здоровому питанию и другие. Кроме того, на некоторых кампусах есть специальные фитнес-центры и спортивные площадки, где студенты могут заниматься физическими упражнениями и спортом.


Таким образом, воспитание культуры здоровья является важным элементом в системе образования. Дошкольное, основное общее, среднее-профессиональное и высшее образование играют ключевую роль в формировании культуры здоровья у личности. Проведенные исследования показывают, что люди, которые ведут здоровый образ жизни, имеют более высокий уровень здоровья и лучше справляются со стрессом и депрессией. В свою очередь, общество в целом может получить значительные преимущества от увеличения культуры здоровья в образовательной системе, в том числе снижения затрат на здравоохранение и повышения производительности труда.

Однако, необходимо отметить, что воспитание культуры здоровья должно стать неотъемлемой частью образования, а не дополнительной опцией. Исследования показывают, что многие школы и университеты не обеспечивают достаточной поддержки и возможностей для занятий спортом и другими здоровьесберегающими активностями. Более того, не все учебные заведения предоставляют знания и практические навыки по здоровому образу жизни, даже в рамках медицинских курсов.

В связи с этим, важно улучшить систему образования, включив в нее больше здоровьесберегающих элементов. Например, можно проводить обучение по здоровому питанию и физической активности не только в рамках специальных курсов, но и в учебных планах различных дисциплин. Также следует создавать больше возможностей для занятий спортом и другими здоровьесберегающими активностями, как на учебных заведениях, так и в общественных местах [2, с. 168].

Помимо увеличения возможностей для занятий физической культурой и спортом, а также обеспечения правильного питания и здорового образа жизни, можно улучшить систему образования внедрением следующих здоровьесберегающих элементов [1, с. 26]:

Включение курсов по здоровому образу жизни и физической культуре в учебный план на всех уровнях образования.

  • Обеспечение доступности к специальному оборудованию и инфраструктуре для занятий спортом во всех образовательных учреждениях.

  • Проведение занятий и консультаций по здоровому питанию и привитию правильных привычек в школах и других образовательных учреждениях.

  • Создание программ по повышению уровня физической активности взрослого населения и организация занятий по интересам в различных социальных группах.

  • Проведение научных исследований по теме здоровья и спорта, а также обучение и поддержка научных кадров в этой области.

  • Вовлечение родителей и других заинтересованных сторон в поддержку здоровьесберегающих инициатив в системе образования.

  • Проведение специальных мероприятий, таких как спортивные соревнования, фестивали, марафоны и т.д., чтобы привлечь внимание к здоровьесберегающей культуре и физической активности.

  • Разработка специальных программ для людей с ограниченными возможностями, чтобы обеспечить равный доступ к занятиям спортом и другим здоровьесберегающим мероприятиям.

  • Сотрудничество с организациями и институтами, специализирующимися на здоровьесберегающих мероприятиях и программам, для обмена опытом и ресурсами.

  • Поддержка национальных и региональных инициатив, направленных на повышение здоровьесберегающей культуры и физической активности в образовании.

  • Внедрение инновационных технологий, таких как мобильные приложения, дистанционное обучение и онлайн-курсы по здоровью и спорту, чтобы обеспечить доступность информации и обучения.


В целом, улучшение системы образования с учетом здоровьесберегающих элементов позволит сформировать здоровьесберегающую культуру в обществе, что приведет к улучшению здоровья нации в целом. Особое внимание должно уделяться обеспечению доступности и равенству возможностей для всех слоев населения, а также сотрудничеству с другими институтами и организациями для обмена опытом и совместной работы.

В заключение, воспитание культуры здоровья является важным элементом в системе образования на всех уровнях - от дошкольного до высшего образования. Развитие здорового образа жизни не только позволяет лучше справляться со стрессом и депрессией, но и имеет положительный эффект на здоровье и производительность общества в целом. Поэтому необходимо улучшать систему образования, обеспечивая больше возможностей и знаний для здорового образа жизни.

Список литературы


  1. Новоселова, Г. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе / Г. А. Новоселова, Е. Г. Фоменко, Е. А. Колькина // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 24. – EDN EISNOJ.

  2. Сорока, И. А. Здоровьесберегающие технологии как фактор успешного обучения / И. А. Сорока // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 11. – С. 166-169. – DOI 10.36683/2500-249X/2020-11/166-169. – EDN YRGVRQ.

  3. Чедов К.В. Факторы, обуславливающие формирование культуры здоровья личности // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №1 (167). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-obuslavlivayuschie-formirovanie-kultury-zdorovya-lichnosti (дата обращения: 01.03.2023).

  4. Федеральная служба государственной статистики. (2020). Здоровье населения России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/zdrav1.htm (дата обращения: 25.02.2023).

  5. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 25.02.2023).

  6. Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 25.02.2023).

  7. Росстат. Образование в России: статистический сборник. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/12063 (дата обращения: 25.02.2023).

  8. Центр научно-медицинской экспертизы и оценки здравоохранения. Статистика здоровья населения России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ntsyz.ru/statistika-zdorovya-naseleniya-rossii (дата обращения: 25.02.2023).