Файл: Физическая культура и спорт в формировании личности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кафедра физического воспитания, спорта и здоровья человека

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»

Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Симферополь 2007
План
Введение

1. Онтопсихология физической культуры и спорта в рамках ленинградской онтопсихологической школы

1.1 Концепции ленинградской онтопсихологической школы

1.2 Направления онтопсихологии физического воспитания и спорта

2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности

2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма

2.2 Физкультура и развитие морально-волевых качеств личности

2.3 Игровой и соревновательный методы физического воспитания

2.3.1 Игровой метод: особенности и применение

2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина. Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни. Это стремление, в свою очередь, тесно связано с ответственностью за себя и своих близких, готовностью активно действовать, способностью самому выбирать векторы развития.


Таким образом, актуальность работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан молодой страны, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью и активностью, так и экологических, которые вызывают острую необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного уровня развития личности.

Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления.

Задача исследования. В ходе исследования мы предполагаем обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности с высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.

Физкультура и спорт изучаются разными отраслями науки, и каждая создает свое представление об этом предмете исследования. Исследование темы воспитания личности с помощью занятий физической культурой и спортом тесно соприкасается со сферами научного знания психологии физкультуры и спорта, социологии, педагогики. Эта тема была исследована представителями ленинградской (санкт-петербургской) школы (А.П. Цуни, Н.Б. Стамбулова, Е.Р. Биспен, Г.Д. Горбунов, А.С. Егоров и др.). Между тем до сих пор в науке и общественном сознании не сформировалось целостное представление о путях реального использования креативных возможностей феномена физической культуры для физического и нравственного совершенствования человека и его полноценной самореализации в современном мире.

Важнейшим условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания. Поиск новых путей реализации потенциала физической культуры и спорта может придать новый импульс педагогическим и социальным изысканиям новых решений важной проблемы использования физической культуры и спорта для гармоничного развития и всестороннего совершенствования человека.

Работа состоит из введения, двух разделов и заключения. Перечень ссылок составляет 22 источника.

1. Онтопсихология физической культуры и спорта в рамках ленинградской онтопсихологической школы


1.1 Концепции ленинградской онтопсихологической школы
Проблема воспитания морально-волевых качеств личности в ходе занятий физкультурой и спортом относится к области психологии спорта. Эта отрасль психологической науки достаточно серьезно разрабатывалась ленинградской (А.Ц. Пуни) и московской (П.А. Рудик) школами. При этом для научных исследований по психологии физического воспитания и спорта ленинградской школы явились основополагающими принцип развития, принцип единства личности и деятельности.

Отмечая заслуги А.Ц. Пуни в становлении отечественной психологии спорта, Б.Г. Ананьев отметил: «...Психология спорта достигла уровня, при котором можно ставить и решать сложные проблемы человеческого развития», включая анализ как онтогенетической эволюции, так и жизненного пути спортсмена [2, с. 12]. В этой же статье он ввел понятие онтопсихологии спорта, предметом которой является развитие спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности и карьеры. Онтопсихология физического воспитания изучает развитие человека в процессе систематических занятий физическими упражнениями.

Среди достижений в разработке онтопсихологии физического воспитания и спорта можно выделить следующие:

- концепция специализированного развития психических процессов вообще в спортивной деятельности и в конкретных видах спорта (А.Ц. Пуни, А.Г. Рафалович, Р.С. Абельская и др.);

- концепция волевой подготовки спортсмена (А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, Г.А. Чашина и др.);

- закономерности влияния физических нагрузок на психические процессы (Г.Д. Горбунов);

- закономерности динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития детей школьного возраста (Г.Д. Горбунов, Л.В. Кольман, Н.Б. Стамбулова, А.В. Стамбулов);

- закономерности развития и поэтапного формирования спортивно-важных психических свойств спортсменов (Н.Б. Стамбулова, В.И. Енин, Е.Р. Биспен).

Онтопсихологические идеи А.Ц. Пуни наиболее представлены в таких его работах, как «Очерки психологии спорта», «Психологические основы волевой подготовки в спорте», «Проблема личности в психологии спорта» и др. Исследователь отмечает потенциальные возможности спорта влиять на развитие человека («...Несомненно... спорт – такая сфера деятельности, которая требует многообразного проявления физических и духовных сил человека, тем самым обеспечивая возможность столь же многостороннего их совершенствования»), говорит о необходимости комплексного изучения личности в ее деятельностных проявлениях («...Необходимо изучать не личность и деятельность, а деятельную личность, т.е. человека действующего, познающего, мыслящего, творящего, преобразующего действительность и самого себя..., в психологии спорта – деятельную личность спортсмена» [16, с. 13-14]).


Он подчеркивает единство общего и специализированного развития спортсмена, отмечая, что совершенствование психических процессов и свойств вообще обеспечивает возможность для личности проявлять активность в различных сферах жизни, специализированное же развитие определяется специфическими требованиями конкретного вида деятельности, при этом в психическом складе личности общее и специфическое развитие должны быть связаны.

Отсюда вытекает и возможность переноса приобретенных в спорте качеств на другие виды деятельности человека: «Усовершенствованные в условиях спортивной деятельности общие и специализированно-развитые черты психического склада личности по законам положительного переноса сохраняют свое действенное значение для жизни...» [16, с. 28].
1.2 Направления онтопсихологии физического воспитания и спорта

онтопсихология физический культура спорт

Исследования в рамках онтопсихологии физического воспитания и спорта развиваются в трех направлениях.

Возрастные и психогигиенические аспекты физического воспитания и спорта. Началом разработки этого направления стало исследование Г.Д. Горбунова, которое показало зависимость влияния нагрузок на психику спортсменов от ряда факторов, включающих особенности физических нагрузок, степень адаптированности к ним, особенности самих психических процессов, перерыв после нагрузки, время суток.

Следующим шагом в этом направлении стало изучение возрастной динамики и взаимосвязей развития двигательных качеств и интеллектуальных процессов школьников (Г.Д. Горбунов, Л.В. Кольман, Н.Б. Стамбулова, А.В. Стамбулов и др.). В этих исследованиях:

а) выяснено наличие связей между показателями интеллектуальных процессов и психомоторики;

б) показана динамичность связей и их специфичность в каждом возрасте, а также половые различия в характере этих связей начиная с 10-летнего возраста;

в) доказана возможность целенаправленного влияния на развитие интеллектуальных процессов путем формирования в ходе занятий физкультурой или спортом «ведущих двигательных качеств», которые наиболее сильно связаны с интеллектуальными показателями;

г) разработан перечень «ведущих двигательных качеств» школьников 8-12 лет [17].

Формирование спортивно-важных психических свойств спортсменов
. Разработка этой проблемы началась с изучения волевых проявлений в спорте и формирования концепции волевой подготовки спортсмена (А.Ц. Пуни, А.С. Егоров, Ю.Я. Киселев, Б.Н. Смирнов, Г.А. Чашина и др.). В этой концепции обоснованы:

а) трехкомпонентная структура воли (интеллектуальный, эмоциональный и исполнительный компоненты);

б) характеристика и классификация возникающих в спорте препятствий и соответствующая классификация волевых усилий спортсмена;

в) приемы самоорганизации и самомобилизации волевых усилий;

г) характеристика волевых качеств спортсмена;

д) структура волевых качеств в различных видах спорта;

е) практические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию воли спортсмена.

В развитие этой концепции появилась концепция поэтапного формирования спортивно-важных психических свойств, к которым относятся психологические особенности спортсмена, влияющие на результативность спортивной деятельности и определяющие поведение человека в различных «спортивных» ситуациях.

Спортивно-важные психические свойства проходят в своем развитии четыре этапа:

а) зарождение;

б) повышение выраженности в избранном виде спорта;

в) перенос на другие виды деятельности (генерализация);

г) возникновение потребности проявлять это свойство, что на уровне поведения обнаруживается в предпочтении и сознательном поиске соответствующих ситуаций и даже образа жизни.

При этом было выяснено, что перенос спортивно-важного свойства на другие сферы жизни не только не ухудшает его проявления в спорте, но и обеспечивает его большую экономичность и эффективность [18].

Таким образом было выяснено, что для воспитания спортивно-важных психических свойств необходимо переходить от ситуаций и упражнений на материале своего вида спорта к ситуациям и упражнениям на материале других видов спорта и, наконец, к ситуациям выбора и проблемным заданиям. При этом важное значение имеет постепенный переход от стимулирования и контроля действий спортсмена со стороны тренера ко все более самостоятельному проявлению формируемых свойств, самоконтролю и самооценке. На основании этих исследований была создана методика поэтапного формирования смелости и решительности у футболистов 13-15 лет [5].

Психологические модели и описания спортивной карьеры (Н.Б. Стамбулова и др.). Под спортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленная высокие результаты и связанная с постоянным совершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Исследователями созданы три концептуальные психологические модели спортивной карьеры: синтетическая, аналитическая и структурная.