Файл: Физическая культура и спорт в формировании личности.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги в условиях состязаний, как правило, значительнее, чем при аналогичных несоревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, больше, чем в игре, выражена психическая напряженность. Здесь постоянно действует фактор противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение победы. Соревнования ставят человека перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требуют в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
Таким образом, значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и т.п. очень велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
Таким образом, роль спорта и физкультурой в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются – переносятся на внеспортивную жизнь. Таким образом, спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач.
Список использованной литературы
-
Абзалов Р.А., Яруллин Р.Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №7, с. 14-15. -
Ананьев Б.Г. Об одной онтопсихологической задаче // В сб. Проблемы психологии спорта. – Л., 1970. -
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988. – 208 с. -
Башкатов А. Физкульт-привет. Лягте на пол, три-четыре. // Киевский телеграфЪ. – 2006.– №23 (175). -
Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. – СПб., 1991. -
Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). – Кишинев: Штиинца, 1986. – 162 с. -
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. – М.: Мысль. 1991. – 98 с. -
Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 40 с. -
Здутов В.Н. Педагогические принципы формирования личности при обучении спортсменов-школьников борьбе «Панкратион» // Спорт в школе. – №48(400). – 16-30 ноября 2006 г. -
Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания // Спорт в школе. – №9(412). – 1-15 мая 2007 г. -
Лубышева Л.И. Концепция формирования двигательной культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, – 1992. -
Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. // Теория и практика физической культуры, 2001, №4, с. 21-27. -
Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи, диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, №3, с. 11-14. -
Паначев В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления // Социология физической культуры и спорта, 2005, №5, с. 98-107. -
Писаренко В.Л. Сегодня – здоровые дети, завтра – здоровое общество // Спорт в школе. – №10(361). – 16-31 мая 2006 г. -
Цуни А.П. Проблема личности в психологии спорта. – М., 1980.– 220 с. -
Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Канд. дис. – Л., 1978. -
Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена // В сб.: Психологическое обеспечение спортивной деятельности. – Л., 1988. -
Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3, Ч. 2. – СПб., 1997 – с. 35-49. -
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: ИЦ «Академия», 2001.– 368 с. -
Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Теория и практика физической культуры, 2003, №3, с. 15-29. -
Шукис С., Кардялис К., Янкаускене Р. Юношеский спорт – фактор социализации // Социологические исследования – 2005, №11, с. 87-96.