Файл: Конспект урока по курсу орксэ по теме Зачем семье нужны традиции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №4»
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
по теме «Зачем семье нужны традиции»
Кондрашенкова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Смоленск
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
ФИО учителя: Кондрашенкова Елена Алексеевна
Наименование МБОУ: муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №4
Название модуля: Основы светской этики
(А.Я.Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 класс. Учебник. М.: «Просвещение», 2012г.)
Тема урока: Зачем семье нужны традиции?
Количество часов, предусмотренных для проведения урока: 1 час
Цель: формирование этических форм поведения и общения в семье, основанных на семейных традициях.
Задачи: 1) помочь осознать учащимся важность семейных традиций;
2) воспитание осознанного, уважительного отношения к семейным традициям;
3) повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;
4) стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Используемые методы и технологии обучения: проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии, методы развития критического мышления
Формы организации познавательной деятельности учащихся: словарная работа с текстом и словарём пособия; интерактивные формы работы – творческие задания, задания для работы в группах (составление синквейна, кластера), задания для работы с видеоматериалами, выполнение учащимися проектных работ
Необходимые технические средства: компьютер, проектор.
Наглядность: презентация Power Point «Зачем семье нужны традиции?», видеоклип «Гимн семье».
Интернет-ресурсы: http://www.youtube.com/watch?v=EBXCktvZPAk (Видеохостинг YouTube) – видеоклип «Гимн семье»
Ожидаемые учебные результаты
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Предметные: Знакомство с основными нормами светской морали, понимание из значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.
Конспект урока
Ход урока (с выделением структурных частей урока)
Предварительная подготовка к уроку учащихся и их родителей
Урок «Зачем семье традиции?» предваряет урок «Ценность рода и семьи».
Этап № 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Демонстрация видеоклипа «Гимн семье»
Учитель.
1)Почему урок начали с просмотра видеоклипа?
2) Без чего не может существовать семья?
Примерные ответы учащихся:
-
Семья не может существовать без любви. -
Семья не может существовать без взаимного согласия и уважения.
3) Какие слова, по вашему мнению, ключевые в композиции?
Примерные ответы учащихся:
Ключевые слова: любовь, семья, гармония, мама, Отчизна, храм, Россия, бабушка, лад и др.
Заданием, подводящим к изучению новой темы, является совместное составление учащимися (с помощью родителей) кластера на тему – «Кто входит в состав семьи»?
Этап № 2. Проверка домашнего задания (задания, подводящего к изучению новой темы, составление учащимися (с помощью родителей) кластера на тему – «Кто входит в состав семьи»?)
Примерные ответы :учащихся – папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, крёстный, дядя, тётя и т.д.
Этап № 3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Организация работы учащихся в группах (всего организовано четыре группы).
1)Ребятам необходимо составить синквейн на тему «Семья»:
Имя существительное: семья
Имя прилагательное (может быть несколько):
Глагол (может быть несколько):
Предложение:
Прилагательные и глаголы учащиеся подбирают самостоятельно и составляют завершённое предложение.
Примерные ответы учащихся:
1) В нашей большой семье все помогают друг другу.
2) Большой и дружной семьёй мы ходим в походы.
3) Наша хорошая, дружная, большая семья никогда не ссориться.
2) Учитель. Сейчас проверим еще одно задание: ребята выучили пословицы о семье. Аукцион: какая группа назовет больше пословиц о семье
В недружной семье добра не бывает.
Семья – опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Муж без жены, что гусь без воды.
Слепой щенок и то к матери ползет.
Слава сына – отцу отрада.
На что клад, когда в семье лад.
В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
В семье, где нет согласья, добра не бывает.
Чего не желаешь сестре и брату, того не желай своему обидчику.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Жениться, не воды напиться.
Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.
С плохой женой состаришься, а с хорошей помолодеешь.
Не будет добра, когда в семье вражда.
Семья в куче, не страшна и туча.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Намеки да попреки – семейные пороки.
3) Формулирование темы урока и цели
Словарный диктант (термины) – работа в группах (угадывают одно слово)
-
С – моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ и наказаний (справедливость) -
Е- синоним к словам: непоседливость, неусидчивость (егозистость) -
М- середина между трусостью и безрассудной отвагой (мужество) -
Е- синоним к словам родной, однокровный (единокровный) -
Й- последняя буква в первом слове словосочетания, обозначающего способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу -
Н- синоним к слову мораль (нравственность) -
А- жизненная позиция, противоположная эгоизму (альтруизм) -
Я- добро, сделанное тайно, вознаграждается …(явно) – японская пословица -
Т- сознавать долг и не использовать его – это …. (Конфуций) – (трусость) -
Р- первое объединение людей (род) -
А- жизненная позиция, противоположная эгоизму (альтруизм) -
Д- нравственная ценность, противоположная злу (добро) -
И- одна из отличительных черт дружбы (избирательность) -
Ц- Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь. Чьи это слова? (Цицерон) -
И- добродетель находится в середине между двумя пороками: … и недостатком (избытком) -
Я- добро, сделанное тайно, вознаграждается …(явно) – японская пословица
Группы соединяют два слова и формулируют тему урока.
Физкультминутка: те, у кого есть брат - хлопните в ладоши, те, у кого есть сестра – помашите рукой, кто дома помогает близким – встаньте и хлопните в ладоши, кто встречает праздники с близкими - присядьте на корточки.
Этап № 4. Выявление места и причины затруднения
Учащиеся записывают число и тему урока.
Записываются основные цели урока в таблицу (каждый ученик)
Цели урока | Старался, но результатом недоволен | Надо еще много поработать | Старался, все понял |
1.Что такое традиции семьи? | | | |
2.Какие бывают традиции? | | | |
3.Зачем семье традиции или почему нужно уважать семейные традиции? | | | |
Учитель: сегодня наш урок посвящается всем нам: старым и молодым, взрослым и детям, сегодня наш урок о том, что объединяет всех нас: всё о семье и семейных традициях. Слёзы радости и огорчения, ссоры и примирения – это то, без чего, пожалуй, не обходится ни одна семья. Но очень важно, чтобы в каждой семье были свои традиции. Что же такое «традиции»?
Дети высказывают свои предположения.
Примерные ответы:
1) Традиции – это то, что было давно.
2) Традиции – это то, что появилось давно и существует до сих пор.
3) Традиции нужно уважать потому, что их уважают старшие.
4) Традиции нужны, потому что, они делают семью дружной.
5) Традиции нужны для того, чтобы вся семья собиралась вместе.
Этап № 5. Построение проекта выхода из затруднения
Организация работы учащихся словарём. Учащимся предлагается для более точной формулировки ответов и принятия общего решения поработать с текстом словарей.
Ученик: традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения
Ученик: традиция – это мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков.
Учитель: Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления
генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную. Обратите внимание на стенд, на котором находятся ваши родословные.
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). Пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
(стихотворение читает ученица……).
Ученик.
Вчерашний день,
Минувший год
Не умирает в человеке.
Прошедший век –
Он в нашем веке
Еще звенит,
Еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет.
Давно угасшие волненья
Еще отбрасывают свет.
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.
Учитель: В ваших семьях, наверное, тоже существуют традиции?
Учитель: Назовите их. Подтверждают рисунками и фотографиями
-
по воскресеньям готовить любимые блюда
-
свободное время проводить вместе с семьей -
праздники проводить вместе с семьей -
катание на лыжах -
семейные чаепития -
походы в лес -
Новый год
Учитель: каждая группа получила задание и провела свое исследование. Давайте выслушаем их
1 группа.
Ученик 1. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Наша группа узнала, что в классе есть такие семьи. У … династия врачей, учителей и т.п. Предоставляю слово детям…
Ученик 2.У нас в семье династия юристов.
Ученик 3. У нас мама и родственники работают в милиции.
2 группа.
Ученик 1. Есть традиция называть ребенка в честь кого – то из членов семьи. У нас есть такие ребята. (Дети говорят, кого в честь кого назвали)
3 группа.
Ученик 1. Мы узнали о традиции, связанной с семейным альбомом и приготовили газету: «Загляните в семейный альбом».
В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Ученик. В 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла и в нашу жизнь.
Ученик «Жизнь человека - только миг.
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной».
«И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить».
4 группа
Ученик 1. Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева подчивали их каким – нибудь кушаньем.
Ученик 2. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
Учитель: все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье. Посмотрите, у нас в классе есть уголок – выставка традиционных семейных блюд.
-Послушайте стихотворение Л.Сусловой, послушайте его.
Ученик.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
И эта истина понятна и проста,
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Учитель. О каком тепле идет речь?
Ученик. Речь идет о любви к своему дому.
Учитель. А как создать тепло в нашем доме?
Ученик. Этому помогут ужины в кругу семьи, поездки, походы, праздники.
Учитель. Верно, все это объединяет и сплачивает членов семьи, т.е. семейные традтции
Этап № 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель.Тот, кто не уважает обычаи своего народа, своей семьи, не хранит традиции в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Как вы думаете, каково назначение семейных традиций в нашем обществе?
Ответы учащихся на 3 вопрос (частично с помощью учителя):
Ученики:
1)традиции нужны для прочных семейных отношений и для передачи культурных ценностей
2) семейные традиции помогают человеку отличить добро от зла
3) семейные традиции помогают передать человеку духовные ценности через заботу друг о друге
4) семейные традиции помогают человеку сделать семью счастливой
5) Без семейных традиций семья не сможет существовать
6) Без традиций семья не сможет быть опорой государства.
Этап № 7. Самостоятельная работа
Организация самостоятельной работы в группах. Ребятам необходимо составить кластер «Что необходимо для того, чтобы семья была счастливой».
Примерные ответы учащихся:
1) Семейные традиции
2) Любовь
3) Уважение
4) Внимание
5) Доброта
6) Взаимопомощь
Этап № 8. Рефлексия учебной деятельности (заполнение таблицы)
Цели урока | Старался, но результатом недоволен | Надо еще много поработать | Старался, все понял |
1.Что такое традиции семьи? | | | |
2.Какие бывают традиции? | | | |
3.Зачем семье традиции или почему нужно уважать семейные традиции? | | | |
Этап № 9 Домашнее задание:
-
во время исполнения композиции «Гимн семье» прозвучали имена Петра и Февронии. Учащимся предлагается к следующему уроку узнать, кто это такие и как они связаны с семьёй (с возможной помощью родителей). -
составить ромашку «Заповеди семьи»