Файл: Конспект военнополитическая подготовка Конституционные основы обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 946
Скачиваний: 40
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признание политического многообразия, многопартийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации и массовые движения) равны перед законом и в соответствии с ним имеют право участвовать в политической жизни России. Так, в соответствии с избирательным законодательством на территории России проводятся свободные выборы на многопартийной основе. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) избирается по партийным спискам и представляет в парламенте интересы именно тех политических групп, объединений, блоков, от которых они избраны. Кроме того, и вторая половина депутатов Государственной Думы, избираемых индивидуально, может также выдвигаться партиями и другими объединениями и в случае избрания будет отстаивать определенные политические интересы при принятии парламентом законов или других решений. Так, в числе депутатов Государственной Думы, избранных в декабре 1995 г., – 147 представителей 24 избирательных объединений и блоков.
Вместе с тем, Конституция России (п. 5 статьи 13) в интересах защиты демократии в России содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
На демократический характер российской государственности указывает и тот факт, что Конституция (статья 14) определила наше государство как светское, не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей. В ней четко указано: "Никакая религия не может устанавливаться в, качестве государственной или обязательной". Закреплено также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Россия как федеративное государство
Россия, в соответствии с Конституцией, является федеративным государством. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов, как равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики (государства) в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается,
наряду с Конституцией России, собственными уставами.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.
Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных военных организаций.
Россия как правовое государство
В Конституции Российской Федерации заложены прочные основы для развития России как правового государства. Важнейшими в этом отношении являются положения статьи 15 о том, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции России означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить тексту Конституции. Совершенно новые является указание на прямое действие Конституции Российской Федерации. Оно предполагает непосредственное применение любой нормы Конституции, не дожидаясь
издания закона или другого правового акта, конкретизирующего эту норму.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применяться не могут. Также не могут применяться любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В Российской Федерации все принятые законы, указы Президента России, постановления правительства страны еженедельно публикуются в специальном издании – "Собрании законодательства Российской Федерации", а при необходимости – в "Российской газете". Правовые акты различных министерств и ведомств, затрагивающие права человека и Гражданина, обязательно проходят юридическую экспертизу и публикуются в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств". В Вооруженных Силах Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым нормативные акты органов государственной власти, касающиеся личного состава армии и флота, обязательно доводятся до него приказами министра обороны России.