Файл: Реферат по теме Первобытная культура Автор работы И. О. Русскин подпись, дата.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. ОГАРЁВА»
(ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
Архитектурно-строительный факультет
РЕФЕРАТ
по теме:
Первобытная культура
Автор работы ______________________________ И.О.Русскин
подпись, дата
Направление подготовки Автоматизация и роботизация в строительстве
Руководитель работы
канд. техн. наук, доц. _________________________ Т.А.Шигурова
подпись, дата
Саранск 2021
Содержание
-
Особенности и периодизация первобытной культуры. -
Теории происхождения «человека разумного». -
Ранние формы религии и специфика мышления первобытного человека. -
Происхождение искусства.
Особенности первобытной культуры
Теория, объясняющая происхождение культуры в человеческом обществе, называется теорией антропосоциокультурогенеза. В современной науке существует несколько конкурирующих теорий происхождения культуры. Отсутствие единой теории антропосоциокультурогенеза не мешает нам рассмотреть некоторые важнейшие моменты далекого прошлого в истории человечества Согласно данным археологии, наиболее вероятной родиной всех людей была Африка, ее юго-восточные районы. Но нельзя полностью исключить другие возможности. Например, есть предположение об очаге антропогенеза в предгорьях северной Индии. Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад. Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии. РЕКЛАМА Расширение обжитого мира (ойкумены) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры: в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах. Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад. Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке, стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения. Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет. В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества. Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная мифология, прогностика (гадания, знамения), практическая магия. Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.
Теории происхождения человека:
1.Эволюционная теория. Предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян в результате постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако, многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.
2.Теория творения (креационизм). Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволючионной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной пограммой.
3.Теория внешнего вмешательства (ТВВ) Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты ТВВ предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей;
б) порождение человека разумного методами генной инженерии;
в) создание первых людей гомункулярным способом;
г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. Существуют и ины, в разной мере, фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.
4.Теория пространственных аномалий (ТПА) Последователи данной теории трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", которая характерна для многих планет Вселенной. ТПА предполагает, что в гуманоидных Вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако, ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.
2)Зарождение человеческой цивилизации
Слово цивилизация происходит от латинского civilis, что означает «государственный», «гражданский». Его первое печатное употребление обычно связывают с трактатом «Друг человечества» (1756) , написанного французским просветителем В.Р. Мирабо. Изначально в понятие цивилизация вкладывался этап развития человечества, вслед за дикостью и варварством. В XIX в. подход несколько изменился, европейские ученые (Г.Т. Бокль ,О. Конт, Г. Спенсер, и др.) стали выделять географический фактор, связывая его с уровнем развития общества, социальными процессами. Указывая и на характерные особенности развития религий и обычаев.
Признаки цивилизации:
-Появление производящего хозяйства, имеющего значительный прибавочный продукт
-Появление государственного института, призванного регулировать социальные отношения и конфликты
-Развитие института частной собственности, социальное расслоение
Появление городов, играющих роль административного, экономического и культурно-религиозного центра
-Развитие архитектуры, строительство памятников религиозной культуры, имеющих монументальный характер
-Создание письменности
Большую роль в зарождении первых цивилизаций безусловно играл географический фактор. Первые цивилизации зародились в разных концах земного шара в долинах рек: Хуанхэ, Ганг, Инд, Нил, Евфрат и Тигр. Но без усилий человека и здесь нельзя было обойтись, необходимо было развивать ирригационные системы, создавать и поддерживать водохранилища для ведения сельскохозяйственной деятельности. Это требовало значительных коллективных усилий, требовавших преобразования общества. Одним из главных признаков цивилизации является государство, которое брало в свои руки управление многочисленными общинами, разрешая социальные конфликта, играя роль защитника интересов народа во внутренних и внешних конфликтах. На следующем этапе появляется право, неразрывно связанное с зарождением письменности. Единство системы письма на той или иной территории позволяет обнаружить границы цивилизации. Разные географические условия, нехватка тех или иных ресурсов заставляли разные народы контактировать друг с другом, как с помощью войн, так и путем торговли. В условиях постепенного расслоения общества, появляется новый социальный институт – рабство. Первоначально рабами были пленники, захваченные в ходе военных походов. В более поздних периодах ими могли стать и соплеменники.
Среди наиболее древних цивилизаций выделяют Шумеро-аккадскую (4000 – 2003 г. до н. э.), Египетскую времен Древнего царства (начало 3000 – XXIII в. до н. э.), Китайскую периода Шан-Инь (XVII – XI вв. до н. э.), Хараппскую или Индскую ( зарождается около 3300–2800 до н. э.). Зарождение одной из первых цивилизаций Южной Америки историки связывают с группой народов майя (2-е тыс. до н. э. – сер. 2-я тыс. н. э.).
ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Первобытные религиозные верования
Мифологическое сознание
Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сфере предшествовал длительный процесс формирования и развития верований в рамках первобытной мифологии.
Современные религиоведы считают, что исторически первым способом освоения мира было мифологическое сознание
Сам термин «мифология» имеет греческое происхождение и термин «мифос» в буквальном переводе означает «речь, слово или сказание», а в науке под термином «мифология» подразумевается совокупность мифов, которая представляет собой духовное воспроизведение действительности в виде сообщения или повествования, при этом, все персонажи и события, представленные в мифе, признаются объективно-существующими или существовавшими.
Мифология вероятней всего формировалась стихийно, в условиях общинно-родового строя как результат коллективного творчества и выступала определенным способом освоения действительности.
В мифологии отсутствуют осознание отличия человека от природы, отсутствует противопоставление индивидуального сознания и коллективного, не разделяется образ или символ и сам предмет. Нет четкого противопоставления между субъективным и объективным.
В мифологических повествованиях очень часто человек, животные и предметы могут наделяться сверхъестественными характеристиками, которые им не присущи в обычной жизни.
ОДНА из центральных проблем, которой занимаются исследователи древних религий – это проблема сущности мифа. И в частности, известный отечественный исследователь Лосев в своей работе «диалектика мифа» предложил следующий подход к объяснению мифологии. По его мнению древний человек владел только одной мыслительной операцией: отождествление известного с неизвестным. Древнему человеку в силу объективных причин была известна только жизнь его рода, племени или города, т.е. ограниченного социального пространства и поэтому он это социальное знание проецировал на весь окружающий его социальный мир. И в результате мы можем наблюдать появлении иерархии богов – от
иерархии в обществе, появляются божества, отвечающие за разные виды деятельности; божества, которые курируют основные формы взаимоотношений между людьми – война и любовь. В результате Лосев делает вывод, что мифология является проекцией или калькой социальной жизни определенного коллектива.
Большое внимание к изучению мифологического сознания уделял известный исследователь XX-начала XXI века Клод Леви-Стросс, который является разработчиком нового направления в гуманитарном знании под названием структурный или структуралистский подход. С точки зрения Леви-Стросса, большое место в мифологическом сознании занимают так называемые бинарные оппозиции (противопоставления). По мере развития мифологического сюжета происходит замена одной оппозиции (противопоставления) на другую с менее выраженными характеристиками по отношению к предыдущей. Такой процесс замены одной оппозиции на другую (процесс разрешения оппозиции) получил обозначение в концепции Леви-Стросса обозначение «процесс медиации». С точки зрения Леви-Стросса, задача исследователя в области изучения мифологии заключается в том, чтобы выявить такие оппозиции и проследить их развертывание мифологическом сюжете.
Следующая проблема, которой исследователи активно интересуются в области изучения мифологического сознания – это хронологические границы мифологического сознания. Известный исследователь конца 20го столетия, Карл Ясперс, в своей работе «Смысл и назначение истории» большое внимание уделил проблеме мифологического сознания, а так же проблеме формирования рационального мышления
В результате своих исследований он пришёл к выводу, что в истории человечества можно выделить определенный период (так называемое «осевое время»), в который совершается формирование основных принципов (основных особенностей) рационального мышления. Период «осевого времени» охватывает VIII-II вв. до н.э. и именно в это время, по мнению философа, происходит, во первых, качественный скачок в духовном развитии человечества. В этот период появляется философское знание, формируются крупные религиозно-философские направления, такие как даосизм в Китае, буддизм в Индии. В это время складывается государственная система с элементами религиозности – конфуцианство. В этот период в Иране формируется важная религиозная система – зараостризм . в этот период активно развивается иудаизм, оказавший влияние на христианство. Именно в осевое время человек начинает себя противопоставлять миру, а так же рассматривать себя и мир как объекты познания именно с рациональных (научных) позиций. К. Ясперс подчеркивал, что появление рационального мышления и мировосприятия не означает, что полностью исчезло мифологическое сознание. Эти явления стали развиваться параллельно, но при этом, чем ближе к современности, тем большие позиции стало занимать именно рациональное сознание и рациональное мировосприятие.