ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономико-правового обеспечения безопасности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Конституционное право
тема: Судебная система Российской Федерации.
Выполнил:
Студентка 3 курса заочной
формы обучения
Специальность 38.05.01
«Экономическая безопасность»
гр. ЭБ-3Э201Сз
__________/ Бахтиярова Ф.М.
К.и.н., старший преподаватель
/ Абрамова С.Р.
УФА 2023
Оглавление
Введение 4
Понятие судебной системы 5
Конституционный суд 7
Особое место в системе судебнойвласти занимаетКонституционный суд РФ.Порядок егообразования и принципы деятельностиопределены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционномсуде РФ»(1994). Конституционный суд РФ осуществляет контроль за конституционностью законов и других нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ. 7
Он не вправе решать вопрос о конституционности нормативных актов по собственной инициативе, принимает к рассмотрению только запросы соответствующих государственных органов, должностных лиц, судов и жалобы отдельных граждан в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и Законом о Конституционном суде. В действующей правовой системе не предусматривается право конституционного суда РФ начать производство по делу без соответствующего обращения со стороны управомоченных субъектов (так называемая связанная инициатива). 7
Суды общей юрисдикции 9
Арбитражные суды 12
Заключение 14
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 14
Судебная система — это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. 14
Судебная система едина. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: 14
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ; 14
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; 14
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; 14
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; 14
законодательного закрепления единства статуса судей; 14
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. 14
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерального и административно-территориального устройства страны. 15
Список используемой литературы и источников 16
Введение
Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти в Российской Федерации. Ее наличие необходимо в демократическом государстве для обеспечения права граждан на судебную защиту, провозглашенную в Конституции РФ. Это важнейший и главный способ разрешения наиболее острых конфликтов и противоречий, возникающих в ходе деятельности людей. Как отметил Президент России, стране «не добиться устойчивого развития без подлинно независимого суда и действенной системы правоохранительных органов». В силу огромной территории в России располагаются большое количество судов разных уровней и юрисдикции. Все они входят в единую судебную систему, призванную обеспечивать нормальное функционирование общества и государственных органов. Важностью судебной системы обусловлено особое внимание к ее реформированию, причем как со стороны властных структур, так и общественных. Правильная система обеспечивает нормальные человеческие отношения. В 2014 году была проведена реформа по объединению Высшего арбитражного суда и Верховного Суда РФ.
Понятие судебной системы
Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов.
Правосудие в РФ как важнейшая функция судебной власти осуществляется от имени государства судами посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Правосудие строится на закреплённых в Конституции РФ демократических принципах, отражающих сущность и задачи правового государства. Одни из важнейших принципов правосудия в РФ осуществление его только судом. Создание судов, не предусмотренных законом, не допускается.
Совокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образует судебную систему РФ.
Судебная система РФ едина. Это единство обеспечивается путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и между народных договоров РФ: признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу: финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ: Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;, арбитражные апелляционные суды (созданные в 10 судебных округах, на которые разделена вся территория РФ), арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.
Конституционный суд
Особое место в системе судебнойвласти занимаетКонституционный суд РФ.Порядок егообразования и принципы деятельностиопределены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционномсуде РФ»(1994). Конституционный суд РФ осуществляет контроль за конституционностью законов и других нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ. Он не вправе решать вопрос о конституционности нормативных актов по собственной инициативе, принимает к рассмотрению только запросы соответствующих государственных органов, должностных лиц, судов и жалобы отдельных граждан в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и Законом о Конституционном суде. В действующей правовой системе не предусматривается право конституционного суда РФ начать производство по делу без соответствующего обращения со стороны управомоченных субъектов (так называемая связанная инициатива).Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ. Одним из важнейших полномочий Конституционного суда РФ с 1994 года стало толкование Конституции РФ, осуществляемое по обращению достаточно узкого круга субъектов — Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, а также органов законодательной власти субъектов РФ.
Постановления Конституционного суда обжалованию не подлежат. Признавая ту или иную норму права неконституционной Конституционный суд, в сущности, ее отменяет, и это его решение имеет большую юридическую силу, чем закон, признанный неконституционным.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов (там, где они созданы) не образуют единую систему. Конституционный суд РФ не контролирует законодательство субъектов РФ, относящееся к их исключительному ведению. Конституционные суды субъектов РФ проверяют конституционность законов только этих субъектов.
Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий: уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела о некоторых административных правонарушениях.
Система судов общей юрисдикции — единая система, состоящая из звеньев и инстанций. Звено судебной системы — определенное законом положение суда и системе судов с учетом его компетенции (подсудности и т.п.). Инстанция — это элемент и системе стадий судопроизводства. Различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций (например, областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции). Высшим судебным органом по гражданским уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, является Верховный суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные Суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных Законом, — также и в качестве суда первой инстанции (дела об особо тяжких преступлениях, а также в отношении отдельных категорий лиц — депутатов, судей и др.). Верховный суд РФ — вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов. Верховный суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам; являются вышестоящими судебными инстанциями но отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией но отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности судов всех звеньев устанавливаются федеральными конституционными законами.
Военные суды относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, но вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, другими гражданами РФ, если преступление совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах РФ» (1999). Военные суды не привязаны к системе военных формирований, что обеспечивает их независимость от военного командования.
Арбитражные суды
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично.
В настоящий момент функционирует 85 арбитражных судов субъектов Федерации. Срок вступления решения суда 1-й инстанции в законную силу — 1 месяц со дня формирования судом решения в полном объёме (по установленной форме). Часто в завершение судебного процесса оглашается лишь резолютивная часть (краткое решение), тогда как полное решение (с вводной, описательной и мотивировочной частью) оформляется позже. По отдельным категориям дел рекомендовано немедленное оформление решения суда в полном объёме.