Файл: 6. История становлении логопедии как науки. I этап (с античных времен до xviii в.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. История становлении логопедии как науки.
I этап (с античных времен до XVIII в.)
С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозной литературе. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств, их отдифференцировать, наметить пути преодоления встречаются в работах медиков древности начиная с 5 в. до н.э.
В педагогической литературе Древнего мира упоминаний о расстройствах речи почти не содержится. Индия. В священной литературе особое место занимают трактаты «Аюрведы». В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика. Древняя Греция и Рим. У Гиппократа есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в) Ибн – Сина (Авиценна) Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции.
Западная Европа 17 – начало 18 в. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. В трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:— значение речи в общем развитии ребенка; — необходимость развития речи и интеллекта;— начало и ступени развития речи;— необходимость развития слухового восприятия; чистого звукопроизношения; богатого словарного запаса.
II этап (с XVIII до 3-й четверти XIX в.)
-
Достижения в области различных наук и их влияние на понимание психических функций и речи (Х. Лагузен , И. Франк, Р. Шультесс , А. Куссмауль , П. Брока и др.). -
Формирование различных направлений в определении предмета логопедии и ее места в системе наук. -
Зарождение различных представлений и научных направлений в исследовании патологии речи (приемы коррекции речевых дефектов - оптико-тактильный метод из сурдопедагогики).
III этап (с 3-й четверти XIX в. До 50-х гг. XX века)
Развитие концепций о высших психических функциях и влияние этих концепций на понимание нормы и патологии речи. Подходы к исследованию речевой патологии с позиций понимания речи как целостного, многоуровневого и сложнооперационного процесса. (П. К. Анохин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и др.) Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.
Выделение логопедии в самостоятельную дисциплину (в конце 19-нач.20 вв.).Первая классификация речевых нарушений А. Куссмауля. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский ). Организации специальной помощи детям с расстройствами речи (в России – начало 20 в.).
Начало подготовки дефектологов с высшим образованием (Петербург, 1920). В 1931 г. выходит первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов (Хватцев М.Е.) В 1939 г. была созвана I Всесоюзная логопедическая конференция. Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. Во многих ВУЗах организуются отделения дефектологии, логопедии. В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи.
IV этап (50-х гг. XX в. До настоящего времени)
Продолжение разработки осн. методологических принципов логопедии. С 50-х гг.20в. на первое место выдвигается педагогическое содержание логопедии. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (Р.Е. Левина). Развитие сети дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты. Развитие мультидисциплинарного подхода в исследовании речевых расстройств. Дифференцированное изучение речевых нарушений с учетом различных принципов.
Введение в логопедию новых методов исследования. Выделение новых проблем логопедии. В работах Выготского, Боскис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.).
В 1960 г откр.деф. отд. на базе физ.-матем. фак.. Ермилова Клара Гаврил. (логопед сурдол. республ. диспансера) явилась организ-ом службы логопомощи на Бел.. 1961г – 1-ый набор на олиголого на дневн. отд. факул. нач. образ.. 1964 – сурдопед-ов. 24.04.1976 г. – день рожд. фак-та. 2 кафедры:психопатологии и логопедии (Шило Надежда Георгиевна), декан 1-го факультета-Турик Генн. Григ. 1995 г 5 кафедр : основ корр. пед. и псих.; логоп.; олигофр..; сурдо; тифло. В 1991 1-ый набор на спец Лого-я, ЗО после 2000года.Харитонова Ел. Алексан.-Разв-е фраз. речи у дет.с ОНР, Зайцева Людм. Афан. – проблемы заикания, Шергинашвили Юрий Конст. – форм. грамм. строя у детей с ИН, Баль Нат. Ник. – преодол аграмматизма у мл. шк. с ОНР, образоват среда; Науменко Окс. Анат.- формир. знаково-символ деят-ти у ст. дошк. с ОНР, Хабарова Светл. Петр. – формир. готовн. к овлад. чтением у дошк. сОНР, Дроздова Нина Викт.- формир. реч.й активности у ст. дошк. с ОНР., Кочарян А.А. – вопросы логоритмики, Зайцев Игорь Станисл.- проф-ка синдр. шк.. дезадаптации у ст.кл. с ТНР, Филиппович Инна Владим. – Конс. помощь родителям детей с фактором риска в реч. разв-и
30. Характеристика дошкольной логопедической помощи в системе образования.
Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать коррекционно‑педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:
• ясли‑сад для детей с нарушениями речи,
• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),
• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),
• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа‑детский сад» для детей с нарушениями речи,
• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).
Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений ‑
• коррекция речевого нарушения;
• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;
• детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.
Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.
Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5‑ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4‑х лет на 3 года обучения.
Детей с фонетико‑фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8‑10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно‑практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.
Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование.
Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно‑развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.
Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитанияи обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.).В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:
– структурные –осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
– функциональные –формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);
– когнитивные –формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально‑речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.
Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.
Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:
– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;
– принцип коммуникативно‑деятельностного подхода к развитию речи.
Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:
– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;
– принцип обеспечения активной речевой практики.
В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико‑фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно‑деятельностный подход, предполагающий:
– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;
– ситуативно‑тематическую организацию языкового материала;
– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;
– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;
– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.