Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Меры по освоению Арктического региона включают крупные ресурсные проекты («Арктик СПГ 2»), строительство ледокольного флота, в том числе трех новых атомных ледоколов, и объектов инфраструктуры — реконструкцию портов в Архангельске и Мурманске, строительство железных дорог.
Однако в контексте современной государственной политики Арктика остается экономически и логистически обособленным образованием, отрезанным от других регионов России. Отдельные арктические проекты сейчас интегрируются в экономику страны, но единой политики, стимулирующей взаимодействие между регионами, нет.
Такой подход может усугубить пространственную и экономическую изоляцию Арктики и увеличить количество упущенных возможностей использования промышленного, инновационного и транспортного потенциала Сибири и Дальнего Востока.
Чтобы понять, как избежать «арктической самоизоляции», ученые проанализировали государственную политику в области освоения Арктики, инфраструктурные и энергетические проекты, мнение экспертов и общественные дебаты по теме.
Ресурсы Арктики и северных регионов России традиционно имеют большое значение для экономики страны. Здесь добывается 80% российского природного газа, 17% нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких металлов и редкоземельных элементов. На регион приходится 10% ВВП России и 20% всего экспорта из России.
Объем перевозок по Северному морскому пути за последние пять лет увеличился в шесть раз и в 2019 году составил 30 млн тонн. Сама трасса активно модернизируется. Возможности России в Арктике в несколько раз выше, чем у других стран. Если у США пять дизель-электрических ледоколов, у Канады семь, то у России более 40, в том числе пять атомных, три из которых предполагается заменить новыми в 2020-х годах.
Работать, жить и заниматься бизнесом в регионе мешают суровые природно-климатические условия, огромные пространства и хрупкие экосистемы. Арктические экосистемы не успевают адаптироваться к ускоряющемуся потеплению и усиливающемуся антропогенному прессу. По уровню жизни населения Арктика все еще отстает от национального уровня.
Транспорт и связь в районе развиты слабо; отток населения из северных районов продолжается. Строительство объектов инфраструктуры Северного морского пути, в том числе строительство ледокольного флота, затягивается. В регионе остро стоят экологические проблемы: загрязнение воздуха, подземных вод и почвы.
Как правило, большинство экономических и социальных проектов в Арктике требуют гораздо больше времени и средств, чем в других регионах России, и с точки зрения рынка могут быть малоэффективны. Если компания хочет ответственно развиваться в регионе, на нее ложится дополнительная финансовая нагрузка.
Для снижения экологических рисков нужно использовать дорогостоящие технологии, а суровые условия жизни населения в северных городах требуют участия бизнеса в финансировании части социальных услуг.
Учитывая значительный ресурсный потенциал Арктики, ученые полагают, что для ее дальнейшего развития к существующей программе развития Арктической зоны необходимо добавить «региональную надстройку» — организовать более тесные связи этого региона с Сибирью и Дальним Востоком.
Заключение
Приближающийся конец первого десятилетия XXI века должен стать моментом осмысления итогов развития современной арктической политики Российской Федерации и США. Кроме того, представляется необходимым разработать новые стратегии освоения Арктики как для Российской Федерации, так и для США.
Приоритетными векторами российской арктической политики остаются, безусловно, обеспечение национальной безопасности и социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации.
Стратегическое значение обеспечения безопасности предельно протяженной границы Российской Федерации в Арктике обеспечивает дальнейшее строительство арктической группировки Вооруженных Сил России, модернизацию ее технической базы и развитие военной инфраструктуры.
Кроме того, участие вооруженных сил, дислоцированных в Арктической зоне Российской Федерации, в реализации проектов в гражданской сфере продолжится с высокой долей вероятности.
В дальнейшем, возможно, при условии существенной интенсификации движения по Северному морскому пути, к оперативной деятельности трассы может быть привлечена военная инфраструктура, а в случае необходимости - к обеспечению безопасности судоходства и проведению аварийно-спасательных работ - военнослужащие.
В краткосрочной, а вполне возможно и в среднесрочной перспективе Арктическая зона Российской Федерации сохранит свою исключительно важную роль в экономическом развитии государства.
Несмотря на продолжающийся процесс диверсификации российской экономики, энергоресурсы, добываемые в российской Арктике, продолжают и, скорее всего, будут продолжать обеспечивать значительную долю государственных доходов.
Список использованной литературы
-
Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и арктический суверенитет Канады: прошлое, настоящее, желаемое будущее, / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2021. № 2. С. 255 -
Баранов А.Е., Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение / Министерство Обороны РФ URL: http://stat.mil.ru/winner_may/allied_troops/more.htm?id=12008558@cmsArticle (дата обращения 25.05.23) -
Богоявленский В.А., Богоявленский И.В. Состояние и стратегия нефтегазовой отрасли в России и ее Арктической зоне. // Богоявленский В.А., Богоявленский И.В. Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. №1. 124 с. -
Бортников Н.С., Лобанов К.В., Волков А.В., Галямов А.Л., Лаломов А.В., Мурашов, К.Ю., Викентьев И.В., Тарасов Н.Н., Дистлер В.В., Аристов В.В., Чижова И.А. Месторождения стратегических металлов Арктической зоны // География рудных месторождений. 2015 Т. 57. №6. С. 479–500. -
Булатов В. Н. Русский Север. Кн. 5 Ворота в Арктику / Булатов В.Н. Архангельск, 2021. Изд. центр ПГУ им. М. В. Ломоносова, 304 с -
Дмитриева С. И. Лимология : учебное пособие / С.И. Дмитриева . — Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2018. — 112с. -
Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика арктической зоны России/ А. Истомин, К. Павлов, В. Селин // Общество и экономика. —2018. — № 7. — С.158 - 172. -
Барциц И.И. О правовом статусе российского арктического сектора / И.И. Барциц // Право и Политика. — 2020. — №12.-С.35 -
Савельева С. Б., Шиян Г. Н. Арктика: укрепление геополитических позиций и экономическое развитие/ С. Б. Савельева, Г. Н. Шиян. // Вестник МГТУ. — 2020 г. —№1.С.56 -
Тарасов А.Г. Международно-правовые проблемы разграничения морских пространств в Арктике/ А. Г. Тарасов //Сборник материалов Всероссийской конференции «Наука и образование — 2003». Вып.2. Мурманск: МГТУ, 2018.С.12-14