Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению Рукотворный мир 14 класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сямженского муниципального района «Коробицынская основная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Рукотворный мир»
1-4 класс
срок реализации – 4 года
уровень: базовый
Составили программу:
Егорова Вера Алексеевна
(первая квалификационная категория)
Шершнева Вера Валентиновна (высшая квалификационная категория)
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федеральный уровень:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
ООО-2021)
3) Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18.03.2022 г № 1/22)
4) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
5) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Учебно-методическая документация:
1) Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, Минпросвещения от 05.07.2022г № ТВ-1290/03
Школьный уровень:
1) Устав МБОУ СМР (школа), утвержденный приказом УО дата
2) Положение о рабочих программахучебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей, утверждено приказом МБОУ СМР «Коробицыснкяа ОШ» № 2 от 12.01.2021 года
3) Режим занятий обучающихся, утвержден приказом № 43 от 31.08.2022 года;
4) Положение об учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, утверждено приказом № 2 от 12.01.2021 года
Программа «Рукотворный мир» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.
Цели и задачи образовательной программы:

воспитание интереса к изобразительному искусству;

развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;

создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;

обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.


Объем программы: 33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа - 3 класс, 34 часа – 4 класс.
Сроки реализации образовательной программы – 4 года.
Предполагаемые формы занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.
Содержание курса внеурочной деятельности
1класс
Знакомство с искусством
Виды деятельности: рисование , лепка, декоративное рисование.
Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.
Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.
В мире много интересного
Виды деятельности: аппликация , лепка, рисование.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре
(игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа: лепка животных, коллективная работа (плакат).
Рисование наскального рисунка, подводного царства..
Красота в умелых руках
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.
Практическая работа: поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета.
Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.
Весна – Красна
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников.
Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа. Творческая работа на свободную тему.

2 класс
Золотой листопад
Виды деятельности: рисование , лепка.
Основные понятия: конус, квадрат. Штрих. Лепка модульная, скульптурная.
Практическая работа: рисование форм конуса, квадрата, штриховка, свет, тень, полутень. Усложненная лепка.
Любимые сказки и персонажи
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы. Приемы рисования. Теплые, холодные тона.
Практическая работа: рисование осени приемами (белка, щетина). Рисунки птиц овалами (построение овалов).
Мир в котором мы живем
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративная лепка.
Основные понятия: конструктивный, скульптурный способ лепки.
Композиция из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников. Плакат, открытка, шрифты. Животные в движении. Контраст, лаконичность, фантазия. Строение человека в движении. Перспектива.
Практическая работа: рисование, лепка животных в движении. Рисование человека, окружающего мира, древний мир. Рисование транспорта.
Весеннее пробуждение
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись.
Скульптурный способ лепки. Коллективная работа, творческая работа.
Постановка (рисование с натуры), построение, фантазия.
Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта, циркового представления в движении. Аппликация панно из рыбок. Лепка маски животного, животные в зоопарке
3 класс
И снова наступила осень
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура, монотипия. Теплое, холодное. Гербарий.


Практическая работа: рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки, гербария. Лепка овощей, фруктов.
Сказка вокруг нас
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративное рисование.
Основные понятия: книга, обложка, титульный лист, заглавная буква. Овал, круг, композиция из них. Декор.
Практическая работа: оформление, рисование книги, птиц, животных, древних людей с элементами творчества. Роспись матрешки, квадрата, круга.
Аппликация «динозавры».
В мире волшебных красок
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции.
Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка. Плакат.
Росписи дымковская, Филимоновская, хохломская, гжель. Декоративное рисование.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция , портрет. Лепка человека в движении, головы человека. Лепка парохода, дымковской и филимоновской игрушки, их роспись.
Весна уж к нам стучится
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: астрологические иероглифы. композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Объем. Скульптурная, комбинированная лепка. Построение, фантазия, творческий подход.
Практическая работа: рисование знаков зодиака, цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода, натюрморта, поселка. Лепка котенка, щенка, ракеты.
Творческая работа.
4 класс
В мире изобразительного искусства
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона.
Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование изображение в объеме. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.
Мир фауны
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: овал, конус, прямоугольник, усложненная композиция.
Модульная, скульптурная, комбинированная лепка. Плакат, шрифты.

Практическая работа: рисование изображение в объеме. Рисование любимых животных, птиц в полете. Лепка сюжетной композиции «кошка с котятами».
Составление лепного узора. Лепка «слон», «верблюд». Лепка, рисование
«древние люди».
Любовь к искусству
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции.
Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног.
Перспектива. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение рук, ног, человека, лица. Многофигурная композиция человека и животных.
Лепка человека в движении, сидящего, головы человека и частей тела. Лепка цветов, панно цветов, дымковской игрушки, «детская площадка».
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
К концу 1 года.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· познавательная мотивация к изобразительному искусству;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Предметные
Обучащиеся научатся:
· называть расположение цветов радуги;
· различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тѐплые и холодные цвета;
· составлять дополнительные цвета из основных цветов;
· работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
· использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
· элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· организовывать своѐ рабочее место (под руководством педагога);
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приѐмы работы красками;


· вносить коррективы в свою работу.
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определѐнной геометрической формой.
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведений искусства;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
К концу 2 класса
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
• осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
• внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
• эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Предметные
Обучающиеся научатся:
• различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета;
• составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чѐрным;
• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов;
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• использовать в работе разнообразные художественные материалы
(акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по - сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий,

• понимать важность планирования работы;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• осмысленно выбирать материал, приѐм или технику работы;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;


• характеризовать персонажей произведения искусства;
• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изоб- ражаемому;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• учитывать мнения других в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога
).
К концу 3 класса
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
• понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительная мотивация к изучению различных приѐмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
• интерес к посещению художественных музеев, выставок.
• представление о роли искусства в жизни человека;
Предметные
Обучающиеся научатся:
• называть и различать основные виды изобразительного искусства;
• называть ведущие художественные музеи России (Государственная
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,
Эрмитаж, Русский музей);
• узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома,
Гжель, Полхов-Май-дан, Мезень, Каргополь и др.);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
• выбирать живописные приѐмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
• изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
• различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета;
• составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чѐрным и белым.
Метапредметные
Регулятивные