ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".
Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.
Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.
2. Рационализм и чувственное познание в философии
Познание – разновидность духовного воспроизводства. Задействованы: чувства и разум, мышление, интуиция и т.д. Виды познания: чувственно–сенситивное(на чувственном уровне), абстрактно–логическое(способность человека), интуиция(способность человека).
С одной стороны знание обусловлено познавательной способностью человека. С другой стороны знание – как резюме, итог всей человеческой деятельности. Соотношение чувственного и рационального.
Существуют: сенсуализм («чувство») и рационализм («разум»).
Сенсуализм. В основе познавательной деятельности – чувства человека, ощущение – источник (Гоббс, Локк, Фейербах – в той или иной мере сенсуалисты).
Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта (Декарт, Лейбниц, Гегель).
Интуитивистские направления философии. Интуиция может восприниматься по – разному: как божественное озарение, чувственное озарение, как особое психическое состояние.
В современной философии – рационалистическая традиция.
Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания). Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. [2]
Формы чувственного познания: Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета. Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. Представление–чувственно–наглядный образ предмета(сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее). Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.
Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок и разум. [2]
Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.
Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача – постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики – разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны. [2]
Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его – в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.
Суждение - отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные. Умозаключение – на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это – силлогизм – роза - цветок, цветок – растение, роза – растение). Определение - дополнительные формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории. [5]
Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.
Обыденное познание – основано на использовании социального опыта (трудового, семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод классификации знания – здравый смысл. Носит рецептурный характер, дает предписания, результат его предписаний –этикет. Обыденное знание очень субъективно.
Научное познание - отличается по уровню, глубине проникновения в сущность вещей, стремится выявить законы для мира и его компонент. [5]
Основное отличие обыденного познания от научного познания – научное познание предполагает своим результатом систему знания, которая носит концептуальный характер: процедура доказательства, обоснования знания. [1]
Наиболее совершенная форма знания – теория – выступает как обобщение чувственного познания путем рационализирования.
В заключении кратко остановимся на критике сенсуализма и рационализма - двух крайностей в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.
Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. [3]
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.
Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д.
Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм (от лат. ratio - разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.
Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины. И мы как раз и обратимся теперь к конечной цели познания - к проблеме истины.
3. Взаимосвязь чувственного и рационального познания
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма. [4]
Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробовать, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д. [4]
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.
В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.
Заключение
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные.
Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.
Список литературы
-
Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. - 6-е изд. перераб. и доп. - Москва: Логос, 2020 -
Спиркин А. Г. Философия : учебник для бакалавров / Спиркин А. Г., 2012 -
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. Т.И. Кохановской, - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 576 стр. -
https://lfirmal.com/poznanie-kak-predmet-filosofskogo-analiza/ -
http://www.philosoff.ru/rus/philosophy/history/