Файл: Взаимодействие музыкальногоруководителя с воспитателями и специалистами доу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дыхания. Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д. Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Целесообразно выделить 2 группы организационных форм работы с воспитателями – коллективные или групповые и индивидуальные. К первым относятся: педагогические советы, семинары и практикумы, творческие микро- группы педагогов, консультации, выставки, взаимопосещения, деловые игры и т.д, ко вторым – индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т.д.
СЕМИНАРЫ – это групповые занятия по определенному плану под руководством музыкального руководителя. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу музыкально- образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Музыкальный руководитель со старшим воспитателем продумывают программу, план работы. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу. Предварительная подготовка предоставляет возможность музыкальному руководителю проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и т. д.
Семинары заканчиваются выработкой рекомендаций или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных способов данной темы.
СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ, направлены на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Музыкальный руководитель проводит семинары - практикумы например по таким темам:
«Совершенствование овладения навыками пения, танцевальных движений» и т. д.
Работа семинаров-практикумов должна иметь какой-то материальный результат.
Можно устроить выставку работ воспитателей (например «Музыкально - дидактические игры») участники семинара могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни и стихи. Возможно, будет организован КВН, где одна из команд будет представлена участниками семинара-практикума, а другая родители.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР ПЕДПРОЦЕССА – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для обучения и ознакомления других воспитателей (например «Самостоятельная художественная деятельность», «Организация прослушивание классической музыки
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Целесообразно выделить 2 группы организационных форм работы с воспитателями – коллективные или групповые и индивидуальные. К первым относятся: педагогические советы, семинары и практикумы, творческие микро- группы педагогов, консультации, выставки, взаимопосещения, деловые игры и т.д, ко вторым – индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т.д.
СЕМИНАРЫ – это групповые занятия по определенному плану под руководством музыкального руководителя. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу музыкально- образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Музыкальный руководитель со старшим воспитателем продумывают программу, план работы. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу. Предварительная подготовка предоставляет возможность музыкальному руководителю проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и т. д.
Семинары заканчиваются выработкой рекомендаций или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных способов данной темы.
СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ, направлены на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Музыкальный руководитель проводит семинары - практикумы например по таким темам:
«Совершенствование овладения навыками пения, танцевальных движений» и т. д.
Работа семинаров-практикумов должна иметь какой-то материальный результат.
Можно устроить выставку работ воспитателей (например «Музыкально - дидактические игры») участники семинара могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни и стихи. Возможно, будет организован КВН, где одна из команд будет представлена участниками семинара-практикума, а другая родители.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР ПЕДПРОЦЕССА – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для обучения и ознакомления других воспитателей (например «Самостоятельная художественная деятельность», «Организация прослушивание классической музыки
во 2-й половине дня» и т. д. Коллективные просмотры организуются не чаще 1 раза в 3 месяца.
«ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ», «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОСМОТРЫ» - это демонстрация уровня профессионализма педагогов, с последующим обсуждением просмотренного.
УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОВЕТА – в форме презентации своего опыта работы, доклада, содоклада, отчета о работе по выполнению требований
«Программы воспитания и обучения в ДОУ» по разделу музыкальное воспитание и т. д.
КОНСУЛЬТАЦИИ - наиболее распространенная форма работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Возможно также использование активных методов работы, напр. консультация в виде ролевых игр, когда музыкальный руководитель не рассказывает, как проводить например музыкальное занятие, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить воспитателям отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний
ДОКЛАД – можно строить следующим образом. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы. Определение цели, т. е отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом. Основная часть – изложение фактов, событий, предложений в логической или хронологической последовательности, если требуются – выводы, заключения, рекомендации. Резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.
ОТЧЕТ – структура: констатация достижений к определенному времени, описание работы, которую необходимо сделать, указание на проблемы, имеющиеся в работе, определение путей решений проблем, рекомендации.
ОПЫТ РАБОТЫ – оформление опыта: фотография, представляющего опыт работы; основные данные его биографии; основное содержание опыта; доклады, творческие отчеты; детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы; перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии деятельности детей и т. д; рекомендации по использованию опыта другими, используемая литература.
РОЛЕВАЯ ИГРА – игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причем каждый имитирует либо деятельность педагога на занятии, либо воспитанников.
ЗРИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - обсуждение театральных спектаклей, телевизионных программ, посвященных ДОУ.
РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ МИКРОГРУППАХ – (3-6 человек)- неформальное объединение небольшой группы педагогов на добровольной основе, когда необходимо освоить какую-то новую теорию, методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или ее часть, потом излагает своим коллегам, они дополняют, спорят, обмениваются мнениями, затем реализуют тему на практике.
«ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ», «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОСМОТРЫ» - это демонстрация уровня профессионализма педагогов, с последующим обсуждением просмотренного.
УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОВЕТА – в форме презентации своего опыта работы, доклада, содоклада, отчета о работе по выполнению требований
«Программы воспитания и обучения в ДОУ» по разделу музыкальное воспитание и т. д.
КОНСУЛЬТАЦИИ - наиболее распространенная форма работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Возможно также использование активных методов работы, напр. консультация в виде ролевых игр, когда музыкальный руководитель не рассказывает, как проводить например музыкальное занятие, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить воспитателям отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний
ДОКЛАД – можно строить следующим образом. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы. Определение цели, т. е отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом. Основная часть – изложение фактов, событий, предложений в логической или хронологической последовательности, если требуются – выводы, заключения, рекомендации. Резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.
ОТЧЕТ – структура: констатация достижений к определенному времени, описание работы, которую необходимо сделать, указание на проблемы, имеющиеся в работе, определение путей решений проблем, рекомендации.
ОПЫТ РАБОТЫ – оформление опыта: фотография, представляющего опыт работы; основные данные его биографии; основное содержание опыта; доклады, творческие отчеты; детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы; перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии деятельности детей и т. д; рекомендации по использованию опыта другими, используемая литература.
РОЛЕВАЯ ИГРА – игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причем каждый имитирует либо деятельность педагога на занятии, либо воспитанников.
ЗРИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - обсуждение театральных спектаклей, телевизионных программ, посвященных ДОУ.
РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ МИКРОГРУППАХ – (3-6 человек)- неформальное объединение небольшой группы педагогов на добровольной основе, когда необходимо освоить какую-то новую теорию, методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или ее часть, потом излагает своим коллегам, они дополняют, спорят, обмениваются мнениями, затем реализуют тему на практике.
ДИАЛОГ, ДИСКУССИЯ – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, каждый должен высказать свое собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ, МОЗГОВАЯ АТАКА ИЛИ БАНК ИДЕЙ,
КРУГЛЫЙ СТОЛ – это рациональные способы коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами.
КВН успешно используется для выработки реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.
Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие возможности.
Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков.
ТВОРЧЕСКАЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ – форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями.
Создается обстановка свободного, непринужденного общения.
БРИФИНГ - встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Музыкальный руководитель заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются 2 команды - одна задает вопросы, другая отвечает, или организатор задает вопросы, педагоги отвечают.
СМОТР-КОНКУРС – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН – одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей, родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ – представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются формой обмена опытом педагогов. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие как, «В помощь воспитателю», «Советы специалистов», «Новинки литературы», «Наш календарь» и д. р. Эпизодические, например: «Знакомимся с творчеством музыкантов» и другие. потребность в которых возникает в течение учебного года.
МАСТЕР-КЛАСС – одна из новых форм работы, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов. Обычно мастер-класс состоит из 2х частей:
- показ работы с детьми; - работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта. Важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им при помощи каких методов и приемов они были достигнуты.
ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ УМЕНИЯМ – очень эффективно, его надо заранее готовить.
АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - изучение мнения, интересов, отношения воспитателей к содержанию работы по музыкальному воспитанию в ДОУ, в динамике.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА – целью является уточнение позиций , взглядов педагога, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности. Уважайте своего собеседника, ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка и т. д. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны.
РЕКОМЕНДАЦИИ – один из способов доведения решений до сведения исполнителей – педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ
ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ, УТРЕННИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ - обсуждение сценариев, назначение на роли, ведущего, помощников, репетиционная работа с воспитателями (разучивание, постановка), анализ проведенного мероприятия.
Систематически
(в течение всего года) музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального репертуара (пение, движения, игра на музыкальных инструментах и т. д), разучивает его с воспитателями, проводит индивидуальную работу с воспитателем над развитием вокальных, двигательных навыков, регулярно проводит лекции-слушания о композиторах, музыкальных эпохах, направлениях в музыке.
Желаем творческих успехов!