Файл: Любое государство, чтобы воспользоваться правом на самооборону, должно соответствовать определенным требованиям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самооборона представляет собой фундаментальное право государства, которое, прежде всего, обеспечивает его защиту, развитие и выживание в международном сообществе. Наличие этого права является гарантом государства для легального использования силы.
Исходя из ст. 51 Устава ООН, государствам-членам принадлежит неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, которая, в случае вооруженного нападения на государство, должна осуществляться до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимые меры для поддержания международного мира и безопасности.
Настоящий Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону государств при вооруженном нападении на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.
Совет Безопасности ООН обусловливает наличие любой угрозы миру, любое нарушение мира или акта агрессии и даёт рекомендации или принимает решения о том, какие меры необходимо предпринять в соответствии со ст. 41 и 42 Устава ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39). Такие меры включают в себя полное или частичное прерывание экономических, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств связи, а также разрыв дипломатических отношений.
Любое государство, чтобы воспользоваться правом на самооборону, должно соответствовать определенным требованиям.
Во-первых, оно своевременно должно докладывать о сложившейся ситуации в Совет Безопасности ООН.
Во-вторых, самооборона должна быть необходимой и пропорциональной угрозе нападения.
В-третьих, должен быть состоявшимся факт вооруженного нападения со стороны другого государства. Последний критерий является спорным. Так, ст. 21 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56/83 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» [2] поясняет, что
противоправность деяния государства исключается, если это деяние является законной мерой самообороны принятой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Из-за угрозы злоупотребления превентивными войнами классическое международное право считает эти войны актами агрессии. Иногда достаточно сложно выяснить, является война на самом деле агрессией или только лишь превентивными действиями [3]. Превентивный удар предполагает удар по источникам грозящей опасности. Нанесение упреждающего удара, в свою очередь, предполагает нанесение вооруженного удара при наличии явной, неминуемой угрозы. Существует понятие, близкое понятию «превентивное нанесение удара», а именно – «упреждение силы» или «упреждающее нанесение удара». Термины не следует смешивать, поскольку они отражают разные понятия, хотя грань зачастую бывает трудноразличима.
Опираясь на изученную практику, можно сказать, что право на превентивную самооборону, в контексте обычного права, понятие достаточно спорное. Безусловно, необходимо тщательно изучать вопросы и проблемы, возникающие в связи с современным толкованием таких норм, и искать оптимальные пути решения, прежде всего – на уровне международного сообщества.
Правомерность применения ядерного оружия при самообороне.
Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции, связанные с вопросами применения ядерного оружия. Это подтверждает и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/100 1981 г. о запрещении применения ядерного оружия, как противоречащее Уставу ООН. Однако, сами по себе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не создаю норм международного права. Для этого необходимо признание их позитивными правовыми нормами достаточно представительным большинством государств.
Таким образом, до сих пор существуют разные мнения о правомерности его применения. Тем не менее, норм, которые подтверждали или отрицали бы его правомерность, нет. Это положение подтверждено Консультативным заключением Международного суда ООН В 1996 г., в котором отмечено, что применение ядерного оружия должно быть совместимо с требованиями международного гуманитарного права. Вместе с тем Международный суд отметил в своем решении, что не может высказаться о законности угрозы этим
оружием или его применения в том случае, если эти действия обусловлены соображениями самообороны или необходимы для выживания государства.