Файл: Белова Татьяна Алексеевна Место работы мбоу сш 8 г. Ярцева Смоленской обл общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Белова Татьяна Алексеевна

Место работы

МБОУ СШ №8 г. Ярцева Смоленской обл



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

45 урок; 15

Тема урока

Этапы эволюции человека

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.



Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений), выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; осознанно относиться к другому человеку, его мнению.


Предметные: объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение; отличия человека от животных.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): австралопитеки, стадии антропогенеза, человек умелый, архантропы, палеоантропы, неоантропы, биосоциальная сущность.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по предмету «Биология» для 9 класса по теме «Этапы эволюции человека». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Обучающие видеоролики», «Динамическая инфографика, 3D-графика», «Диагностическая работа».



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Здравствуйте, друзья!

- Посмотрите друг на друга, посмотрите на меня! Знаете ли вы, что мы с вами все братья и сестры в некотором смысле?

- Удивлены? Я сейчас вам это докажу!

- Вы, наверное, не раз слышали эту фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны?

- Давайте попробуем доказать это.

- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны?

Давайте изобразим схему на доске. Учитель вывод схему на слайд.



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Форма организации учебной деятельности: парная.


Учебное задание: перед учащимися изображения разных стадий эволюции человека. Ученики должны рассмотреть изображения, разложить в хронологическом порядке, привести доказательства, что это разные стадии.





Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Сегодня на уроке вы узнаете, от кого произошел первый представитель рода Человек (Человек умелый) и какие стадии эволюции он прошел, прежде чем стать Человеком разумным.


Сегодня ты научишься определять стадии эволюции человека и выделять особенности Древнейших, Древних и Современных людей.




БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Задание № 1.

Выполняют парами.

Определение понятие «антропогенез»

А) Т.к. понимаю Я:

Антропогенез – это…

Написали, зачитываем несколько вариантов. Сравниваем с тем, что написано в учебнике.

Б) Определение в учебнике (§ 44, стр.186)

- Как вы считаете, кто из ребят, был точнее всех.

- Сравните, что получилось у вас.

-Спасибо, ребята. Молодцы. Преступаем к следующему заданию №2.

- Используя текст учебника, заполните таблицу.

- Сделайте вывод. Наличие каких признаков, кроме прямохождения, обеспечило эволюционное преобразование древних предков современного человека. Приведите примеры.

- Хорошо справились.

- Приступаем к заданию №2.

Обсуждая в паре: когда естественный отбор перестал быть ведущим фактором в эволюции человека?

Учитель:

- Поверим.

Учитель:

Охарактеризуйте социальные факторы эволюции человека. Ответ запишите в инструктивную карточку, приведите примеры. В этом вам поможет учебник (§ 45, стр.193).

- Выслушаем ответы

Учитель:

- Молодцы. И с этим заданием отлично справились.

- Теперь переходим к следующему заданию.





Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Сформулируйте вывод о происхожденииЧеловека разумного и о причинах антропогенеза. Дайте определение понятию «биосоциальная сущность».


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


- Вы, наверное, слышали такую фразу: «Труд сделал из обезьяны Человека». Согласны ли вы с этим? Аргументируйте собственное мнение.

Выполните задание (метод шестиугольников): перед вами лежат картинки с изображение человека на разных стадиях антропогенез. Сложите шестиугольники с изображениями последовательно по стадиям На обратной стороне напишите основные характеристики и отличительные признаки.
(Работа по группам. Затем заслушивается отдельно каждая группа)



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- На карте используя текст § 45, отметьте, используя условные обозначения:

 место являющееся, по мнению ученых, прародиной человечества,

 основные стадии анропогенеза и направления расселения древних людей.

- Сделайте вывод.



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Для какой стадии антропогенеза характерно следующее описание…( задание на соответствие)



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Используя текст учебника, заполните таблицу «Стадии антропогенеза», обсудите в паре, как могут называться столбцы в предложенной таблице. Сделайте вывод.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

1) Составьте три вопроса по теме, используя теги «стадии антропогенеза», «факторы эволюции», «естественный отбор» и вопросительные фразы.

2) Дайте краткий ответ на свои вопросы, запишите их.

3) Обменятся карточками.

4) Ответьте на вопросы друг друга;

5) Оцените работу друг друга.

Вопросительные фразы:

 В чем различие…

 Что будет, если…

 Почему ты думаешь, что…

 Объясни почему…

 Что называется…

 Верно ли, что…

 Когда…



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:




  • Я понял (а)…


  • Я узнал (а)…


  • Я разобрался (ась)…


  • Я похвалил (а ) бы себя …


  • Было интересно …


  • Было трудно…



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

- пар.45, изучить.

Задание на выбор:

- приготовить доклад о влиянии труда и общественных отношений на социальную сущность человека.