ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина «Онтогенез речевой деятельности» СДО
Самостоятельная работа 2
ТЕМА: Становление грамматического строя речи ребенка.
Практическое задание
Задание 1. Опишите лингвистически следующие особенности в образовании форм слов. Почему они так образованы? (Рассмотрите вопрос об унификации формообразавания в детской речи, прокомментируйте примеры).
-
Образование форм существительных.
На головУ надевай (у ударный), листы упали с дерева (т.е.листья), в роте подержу (т.е. во рту).
-
Образование форм глаголов.
1. Люба сёла. (1.11) - шла
2. Куда посёла? (2.1) - пошла
3. Баба плисёла (тут же сказал - плисьла). (2.0) – пришла
Помещаемый материал взят из дневника А.Н.Гвоздева, известного исследователя детской речи, который записывал речь своего сына. Воспроизводятся фонетические особенности речи маленького ребенка, в скобках указан возраст ребенка (см. А.Н.Гвоздев. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981).
Задание 2. Обычно выделяют четыре основных функции голофраз: (1) привлечение внимания взрослого, (2) сообщение о чем-то увиденном и услышанном (констатация), (3) проверка гипотезы о номинации (названии) предмета, (4) запрос о чем-нибудь. Обозначьте в приводимом ниже языковом материале основные функции голофраз. Можно выбрать 2 примера.
Например: БИ-БИ. Сообщение о чем-то увиденном или услышанном (проехала машина).
1. Мама - так часто привлекает внимание мамы к чему-нибудь. (Лиза; 0.11)
2. Авб! - об изображении собаки на мячике (Лиза; 1.00)
3. Папа - произносит, когда папа в комнате. Когда его нет, ни слова, ни даже лепета папа нет. (Лиза; 0.09)
4. Ава – о коричневом плюшевом медведе, сидящем на полу. (Лиза; 0.09)
5. Киса (кошка) - въезжает во двор, где видела кошку. (Варя; 1.03)
6. Папа? - если не видит папу на привычном месте. (Варя; 1.04)
Задание 3. С помощью двусловных высказываний дети описывают небольшой круг стандартных ситуаций: местоположение предмета или лица, указание на его принадлежность или качество, отрицание чего-либо или просьба дать (сделать) что-то, а
также описание некоторой ситуации, имеющей место в настоящем.
Как вы думаете, какие ситуации отражены в следующих двусловных высказываниях? Отметьте случаи использования в качестве элементов высказывания ономатопей (звукоподражаний), слов «языка нянь», а также "замороженных" форм. Можно выбрать 2 примера.
Например: МАМА НИСЬКА (книжка).
Возможно, описана ситуация, в которой действие лица происходит в настоящее время. = Мама читает книжку. Возможно, выражено обращение к лицу и побуждение его к действию.= Мама, почитай книжку! Мама и ниська – «замороженные» формы.
-
Пака ба (палка бах). (Варя; 0.11) -
Аинька пить (Варенька пить). (Варя; 1.05) -
Папа хаёси (папа хороший). (Варя; 1.04) -
Папа ди(папа, иди). (Женя; 1.08) -
Исё мака (ещё молока) (Женя; 1.09) -
Бобо пацик (пальчик больно). (Женя; 1.09)