Файл: Контрольная работа по дисциплине Психология Специальность 44. 02. 05. Коррекционная педагогика в начальном образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТРАХ ТРАХ ТРАХТРАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная работа
по дисциплине «Психология»
Специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Вариант 4
Выполнила студентка 2 курса
Холодкова Анна Юрьевна
Ростов – на – Дону
2022–2023 уч. год.
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1. 3
Задание 2. 8
Список использованной литературы 10
Тема: «Структура личности»
Задание 1.
В разделе «Психология личности» разные авторы рассматривают «набор» черт или свойств (качеств) личности: например, Р.С. Немов насчитывает их шесть (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация), тогда как учебник «Общая психология, под редакцией А.В. Петровского – только три (темперамент, характер, способности), хотя мотивация при этом тоже отнесена к характеристике личности, но только в связи с её деятельностью, а воля и эмоции (чувства) отнесены к характеристике деятельности. Не менее интересной представляется структура личности, представленная Платоновым К.К.
С каким из этих вариантов вы бы согласились и почему?
Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов.
Человек у него связан с природой и обществом и, следовательно, выступает в двух основных качествах: организма и личности. И в том и в другом отдельно взятом качестве человек является индивидом, т.е. индивидом рождаются. Личность — это человек как носитель сознания. Для понимания структуры личности необходимо исходить от понятия отражения.
Выделяют:
1) физическое отражение, оно свойственно в той или иной мере всему миру, например, следы от снега;
2) биологическое отражение — это форма отражения присущая только живой природе;
3) психическое отражение — присуще только животным и человеку и имеет ряд форм:
1) эмоциональное и мнемоническое (память) — присущи животным и человеку:
2) образное —у позвоночных;
3) сознание — у человека.
Формы отражения:
1) простейшая форма эмоционального отражения — эта форма свойственна всем животным и наиболее рано проявляется в филогенезе и онтогенезе, т.е. это эмоции. Эта форма отражения не дает ещё образования познания внешнего мира, а только проявляется в простейших переживаниях. Результат такой формы отражения — безотчётный страх. Эта форма отражения не дает представления о внешнем мире, отражая лишь объективное отношение к биологическим потребностям человека.
2) Ощущение- отражение свойств объективной реальности.
3) Мышление — от его самых простейших форм до понятий и сложных форм (только у человека)
4) Восприятие — это процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
5) Чувства. Обобщают эмоциональное отражение и мышление причем только у человека. Если в эмоциях отражаются объективное отношение реального мира человека, то в чувствах отражается объективное отношение человека как личности с реальным миром.
6) Воля, именно благодаря у человека в сознании наличие волевой подструктуры он не только отражает мир, но и творит его.
7) Память, это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное.
Проблема отражения является только исходным понятием для определения подструктуры личности. Личность — это человек как носитель сознания, но это не означает, что структура личности совпадает со структурой сознания. Переход от структуры сознания к структуре личности является система трех категорий психических явлений: процесс, состояние, свойство.
К.К. Платонов считает, что основными элементами в структуре личности являются свойства. Понятие личности как структуры невозможно без её иерархии.
В предложенной им структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения.
На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
1) направленность личности;
2) опыт;
3) индивидуальные особенности психических процессов;
4) биопсихические свойства.
Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком – то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).
1. Подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.
2. Подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
3. Подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет — индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
4. Подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и патологию.
Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.
(4) тип нервной системы: темперамент, пол возраст, конституция тела (телосложение). Для развития свойств этой подструктуры необходима нагрузка на подвижные нервные процессы. Для этого необходимо повторение этой нагрузки.
(3) особенности психических процессов как форм отражения (память, внимание, ощущение). Формирование путем повторения, но одного повторения для формирования свойств личности не входящих в эту подструктуру недостаточно. Чем сложнее форма отражения, тем отчетливее для ее формирования выступает необходимость образовывать связи как учета эффекта
совершаемого действия. Повторение действия с учетом его результата является сущностью упражнений. Упражнения необходимы и достаточны для формирования этой подструктуры.
(2) Знание, умение, навыки. Для формирования знаний, умений и навыков, входящих в эту подструктуру упражнения, а, следовательно, и повторения необходимы, но не достаточны. Они должны быть дополнены связями усеваемого с уже усвоенным. Это уже научение, которое необходимо и достаточно для формирования свойств в этой подструктуре.
(1) для формирования свойств личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер) научение, а, следовательно, и повторение необходимы. Научение здесь должно быть дополнено связями усеваемого в процессе научения с уже имеющимися свойствами личности, определяющими ее направленность. В этом сущность воспитания, которое тем эффективнее чем более высокими по иерархии формами направленности связываются усеваемые в процессе научения навыки. Воспитание не только необходимо, но и достаточно для формирования высших свойств личности, определяющих ее моральный облик, отношения, мотивы и т.д. те. всего того, что входит в первую подструктуру.
Задание 2.
Составьте таблицу «Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность» по следующим критериям: понятие, определение, характерные признаки.
№ | ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ |
1. | индивид | человек как типичный представитель, своего вида, носитель природно обусловленных свойств | пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки |
2. | субъект | человек как типичный носитель видов человеческой активности | темперамент, сознание, ноля, мышление, восприятие, чувства, способности, действий, речь |
3. | личность | человек как типичный представитель сформировавшего его общества | направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели |
4. | индивидуальность | человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей | индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я -концепция», потребность и самореализации |
Процесс перехода (превращения) одной формы развития личности в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий.
Человек рождается как индивид. После формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир. В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность. Здесь следует отметить, что наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Таким образом, каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие.