Файл: Курсовая работа социальное развитие детей дошкольного образования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
“НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1”
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Студент:
Лучникова Виктория Алексеевна
Специальность 44.02.01
“Дошкольное образование”
Группа № 26
Руковододитель:
Седышева Лариса Геннадьевна
2023
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава теоретическая..............................................................................................7
1.1. Понятие социального развития..................................................................7
1.2. Формирование представления о профессиях детей в дошкольном образовании............................................................................................................10
1.3. Педагогические условия формирования представлений о мире профессии детей дошкольного образования.........................................................................16
Заключение.............................................................................................................28
Библиографический список..................................................................................32
Введение
Дошкольная образовательная организация – один из важнейших социальных институтов, где процесс социального развития ребенка становится целенаправленным и планомерным. Различные виды деятельности, диалог и общение способствуют саморазвитию растущего человека, развитию гуманистической сущности человека, способного к творческой самореализации.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей социального развития ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, оказания своевременной психолого–педагогической помощи и поддержки для полноценного и гармоничного личностного развития.
Социальное развитие, являясь многоплановым процессом, неотделимо от семьи, социума, культуры, культурно–исторической эпохи и призвано обеспечивать духовное единство народа, устойчивость моральных общественных ценностей, быть залогом политической стабильности государства.
Вопросам социального развития детей дошкольного возраста посвящены работы многих ученых (А.Г. Асмолов, Е.Ю. Бардинова, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Н.В. Иванова, А.М. Калинина, А.С. Козлова, Л.В. Коломийченко, А.М. Щетинина и другие), которые отмечают, что именно дошкольный возраст является основой становления базовых характеристик личности: эмоционально–потребностнойсферы, нравственных установок и духовных ценностей, самооценки, а также социально–психологических особенностей общения с людьми. Все это актуализирует проблему социального развития детей на социально– педагогическом уровне.
Социальный аспект ориентирует современную систему образования на формирование готовности человека к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социальных условиях. Это находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве ведущей задачи: приобщение молодого поколения к социокультурным 5 нормам, традициям семьи, общества и государства [1].
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся по проблеме «Социально личностное развитие детей дошкольного возраста».
Воспитание как общественное явление рассматривается как сложный и противоречивый процесс накопления ребенком социального опыта, вхождения подрастающего поколения в жизнь общества и включения в систему социальных отношений. Основой составляющей социального развития ребенка становится адаптация к окружающей среде и стремление к овладению ее содержанием. В связи с этим можно сказать, что социальное развитие человека является также результатом активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий.
Объект исследования: процесс социального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия социального развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: Изучение особенностей социального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть основы социального развития детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
2. Выявить особенности формирование представления о профессиях детей в дошкольном образовании.
3. Изучить педагогические условия формирования представлений о мире профессии детей дошкольного
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Глава теоретическая
-
Понятие социального развития
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
Социальное развитие – это, как правило, необратимое направленное изменение материальных и идеальных социальных объектов и социальных процессов. Социальное развитие обычно предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п. Обществоведы, социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений, социального развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т.д.
Социальное развитие детей дошкольного возраста – это усвоение ими традиций, правил и ценностей общества, в котором ребята живут. В процессе общения с другими детьми и со взрослыми ребёнок учится определённым нормам поведения, старается учитывать не только свои, но и чужие интересы.
Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Методологической основой социального развития дошкольников является положение философии о взаимосвязи человека и общества, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. Психологические основы социального развития освещены в трудах отечественных психологов (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.), которые отмечают, что социальная ситуация развития – это система отношений между ребёнком и социальной действительностью, что социальное развитие ребёнка происходит в общении со сверстниками; признаками социального статуса ребёнка являются базисные черты личности ребёнка (активностью, самостоятельность, творчество, произвольность). Психологи свидетельствуют, что в дошкольном возрасте развивается психический пол ребёнка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов поведения.
Основополагающие идеи социально-нравственного воспитания дошкольников были заложены в исследованиях советских педагогов Ф. С. Левин – Щириной, А. В. Суровцевой, В. Г. Нечаевой, Е. М. Кульчицкой, Л. А. Пеньевской, С. В. Петериной.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из важнейших задач дошкольного образования обозначено приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также в стандарте отмечено, что необходимо формировать у детей первичные представления о культурных традициях своего народа и других народов.
Задачи социального развития:
1. развитие нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности и др.);
2. формирование умения понимать себя, других, владеть гуманными способами отношения к себе и другим;
3. формировать способность владеть своим поведением.
Козлова С. А. разработала концепцию социального развития ребенка. Автор рассматривает социализацию детей в триединстве: как адаптацию к социальному миру, принятие этого социального мира, способность и потребность преобразовывать мир. Концепция построена на следующих положениях: направленность на человека, познание себя и нахождение своего места в мире, овладение ценностями мира. Технологическая часть концепции включает систему занятий, игр, праздников и развлечений для социального развития детей. Концепция и технология отражена в программе «Я – человек», построенной по тематическому и возрастному принципу.
| |
Л. В. Коломийченко представляет собственную концепцию и программу социального развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Содержание работы с детьми дифференцировано по возрастным периодам, по разделам и блокам. Например, младший дошкольный возраст – раздел «Человек среди людей», «Человек в культуре». Старший дошкольный возраст – к разделам младшего возраста добавляются разделы «Человек в истории», «Человек в своём крае». В программе представлены показатели социального развития. Например, к 4 годам ребёнок различает и называет некоторые атрибуты русской традиционной культуры; с удовольствием включается в обыгрывание потешек, честушек; отражает полученные впечатления в специально организованной деятельности. Технологическое сопровождение программы представлено блочно-тематическими планами, конспектами разных форм работы с детьми, пакетами диагностических методик, настольно-печатными играми, тематическими альбомами.
Программа Е. Рылеевой «Открой себя» представляет интеграцию дидактических игр и занятий, направленных на социальное развитие, где дети тренируются в поиске выхода из затруднительных жизненных ситуаций, например, «Найди свое место в ряду», «Найди свою группу».
В ряде исследований используется термин «социальная компетентность дошкольников» (уверенность), которая предполагает наличие у ребёнка следующих компонентов: когнитивного (способность понять и познать другого человека и самого себя); эмоционально-мотивационного (отношение к другим людям, к самому себе); поведенческого (выбор способов общения, способов разрешения конфликтов).
Составными частями социально-личностного развития дошкольников являются правовое воспитание, экономическое воспитание, патриотическое воспитание, краеведческое воспитание, этнокультурное воспитание, трудовое воспитание.
-
Формирование представления о профессиях детей в дошкольном образовании
Как известно, интерес к труду, необходимые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостней войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии.
На основе первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Наблюдения показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиваться в школе.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему.