Файл: Киданьская империя Ляо относилась к типу империй, которые подчиняли земледельческие общества и эксплуатировали их за счет взимания дани или обложения налогами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Киданьская империя Ляо относилась к типу империй, которые подчиняли земледельческие общества и эксплуатировали их за счет взимания дани или обложения налогами. Развивалась внутренняя стратификация, необходимость управления более сложными обществами земледельцев и горожан стимулировала развитие политической организации. Кочевники-скотоводы кидани («ядро-метрополия») составляли в этой империи всего пятую часть населения (750 тыс. человек). Кроме них в состав империи входили земледельцы-китайцы — более половины населения (2400 тыс. человек), бохайцы (450 тыс. человек), некиданьские («варварские») скотоводческие и охотничьи (200 тыс. человек) народы. Общая численность населения составляла ¬3 млн. 800 тыс. человек.
Проблему несоответствия органов управления внутренней экономической и социальной инфраструктуре завоеватели решили с помощью усложнения собственных органов управления — оседания императорского двора в городах или создания комплекса столичных городов (система «пяти столиц»), между которыми можно было бы циркулировать с контрольно-ревизорскими целями, создание бюрократического аппарата, введение письменности и делопроизводства по китайскому образцу.
При правлении Тай-изу в 921 г. был издан указ относительно распределения чинов и рангов, разделение правительства на Северное и Южное. Кидани управлялись согласно их национальной системе, китайцы - согласно их собственной системе. Киданьская система была проста. В китайской системе использование традиционных терминов было сохранено.
Ключевые позиции в управлении страной занимала администрация Северного района (Бэйфу). Ее главными функциями был контроль за киданьскими племенами, другими кочевыми и «варварскими» народами, а также военные функции. Администрация возглавлялась Северным и Южным канцлерами. В ней также имелись подчиненные канцлерам ведомства, ряд учреждений, связанных с непосредственным управлением киданьскими племенами и императорским кланом. Кроме того, в правительстве Северного района находилась серия технических бюро, руководивших правительственными стадами, плавкой железа, арсеналом, различными мастерскими и охотничьими угодьями.
На должность канцлера, управлявшего пятью племенами северного крыла, Абзоцзи стал назначать представителей клана императрицы Сяо, не входившего в конфедерацию «восьми кочевий». Это был принципиально важный шаг к формированию иной системы управления, основанной на игнорировании традиционных принципов наследования институтов власти внутри племенной группы. Он был обусловлен стремлением ослабить влияние родственников из императорского клана.
Управление тремя племенами (иши, чутэ, туцзюй) южной подконфедерации, также подверглось реорганизации. Некоторое время пост канцлера Юга оставался вакантным из-за недоверия императора к местным вождям. Затем Абаоцзи установил порядок, согласно которому Южным канцлером мог быть только представитель императорского рода. Центральный гос. аппарат находился в Верхней столице. Он состоял из двух больших подразделений: администрации Северного района и администрации Южного района, управлявшей оседлым земледельческим населением, в основном китайцами и бохайцами. Для каждой из этих двух групп населения была разработана своя система законодательства. Создание письменности (925 г.) имело огромное значение для формирования ляоской государственности и закрепления самоидентичности киданей. Письменность служила инструментом фиксации устных распоряжений на бумаге, что стимулировало формирование строгих правил управления и контроля.
При императоре существовал Тайный совет — высший совещательный орган, в который входили наиболее доверенные лица. По всей видимости, не существовало специального нормативного акта, который регулировал состав совета. Однако в него входили высшие должностные лица, такие как юйюэ, тиинь, цзайся-ны, илиби, представители кланов императора и императрицы, возможно наиболее преданные императорам лица из числа неродственников. Абаоцзи и его преемники вводили различные почетные титулы и должности для представителей царствующей элиты. Данные звания нередко имели только почетное значение или не имели четко очерченного функционала, из-за желания, с одной стороны, удовлетворить стремление представителей правящей династии быть причастными к институтам власти, с другой стороны, всегда существовали опасения, что близкие родственники могли составить конкуренцию правящей линии и привести к ее смене.Так, титул юйюэ располагался по статусу выше всех чиновников, звание давалось только совершившим крупные подвиги и отличавшимся большими добродетелями. Существовало много титулов и специальных должностей для киданьской элиты. Так, титул сянвэнь давался начальникам различных правительственных органов, помимо того, командующим крупными армиями. Титул мэйлао занимали родственники императора по жене. Титул шумиши давался руководителю военного ведомства при Северной администрации. В обязанности дилемаду входили жреческие функции — проведение религиозных празднеств и церемоний, гадание перед началом военных походов. В киданьской империи были учреждены суд и должность верховного судьи (илиби). Существовала целая иерархия илиби, которые, подобно многим другим титулам в Ляо, имели приставки «левый» и «правый». Они занимались разрешением споров и вынесением приговоров по преступлениям. Важное место в структуре гос. аппарата занимал Секретариат, где готовились императорские указы и другие документы киданьским письмом, а также Управление Великого линья (ученого), занимавшееся составлением оф. документов. Должность линья предполагала контроль за отбором претендентов в рамках существовавшей в Ляо системы сдачи экзаменов. В источниках перечисляется большое количество различных чинов и званий, связанных с двором, — конюшенные, сокольничие, ключники, канцеляристы, лица, отвечающие за имущество ставки, повозки, приготовление пищи, охрану двора и внутренний порядок, и др. Большинство так называемых чиновников Северной администрации, как верные вассалы-дружинники, находились в личных отношениях с правителем.
Абаоцзи изрядно перекроил состав племен, перемешав их друг с другом. Это было нужно для ослабления существующих генеалогических связей. Надплеменная организация имела довольно запутанный аппарат управления северной и южной частями киданьской конфедерации. Наиболее важную роль играли «Великие правители» (даван). В аппарат управления входили также «Великий наставник» (тайии), «Великий опекун» (тайбао), «Великий командующий» (тайвэй) и «Блюститель нравов» (сыту), «управители работ» (сыкун). По всей видимости, в их компетенцию входили различные аспекты контрольных функций над военной и мирной жизнедеятельностью племен и вождеств киданей. Все эти пышные титулы были введены для того, чтобы удовлетворить амбиции сильно разросшегося императорского клана, других столь же многочисленных знатных киданьских кланов. Подавляющее большинство должностей в администрации Северного района занималось по наследству киданьскими аристократами из родов Елюй и Сяо.
Аппарат управления зависимых племен по составу близок к администрации «великих племен», но здесь большую роль играли назначаемые киданями генерал-губернаторы (цзедушии). Управления генерал-губернаторов имелись также в «великих» и малых племенах. «Племена», в свою очередь, делились на более мелкие единицы — шиле и моли, которые, возможно, были чем-то вроде зимних стойбищ наподобие куреня, где собирались в зимний период отдельные группы племен. Позже номады были разбиты на подразделения по десятичному принципу. При этом обычно только часть кочевников участвовала в военных действиях, а «остальные воины всегда оставались на месте в качестве основы племени». В походе воины не снабжались ни пищей, ни фуражом. Они должны были добывать все сами посредством грабежа. По всей видимости, поэтому нередко в походы ходили с семьями, домашними животными, большими обозам. При мобилизации войск на войну с указом об этом во все концы империи рассылались гонцы с серебряными бирками (пайцзами). Характерными чертами киданьского войска во время похода были большая мобильность, высокая дисциплина, неприхотливость, хорошая организация разведки, в результате чего кидани всегда имели информацию о передвижениях противника, тогда как сами они часто были неуловимы для врага.
Основой военной мощи киданей служила организация ордо императорской гвардии, охранявшей дворец императора и сопровождавшей его в походах, а после смерти императора охранявшей его мавзолей. «Каждый новый правитель набирал свою гвардию ордо. В случае военных действий опорные базы пяти столиц и двух областей быстро рассылали воззвания и собирали [войска] таким образом, что не было необходимости ожидать окончания мобилизации по уездам, округам и племенам». В состав ордо входили семьи членов ордо предшествующих императоров, за исключением охраны мавзолеев. Для обеспечения ордо воинами и обслугой к ним приписывались округа, уезды и воеводства. Многочисленные дворы пленных китайцев и бохайцев придавались ордо для обслуживания и выполнения функций вспомогательных войск.
Второй по значению и надежности силой в войсках киданей являлись воинские соединения киданьских и покоренных ими племен. Каждое племя по приказу императора было обязано выставить отряд около тысячи всадников. Нетитульные народы привлекались к воинской службе с большими ограничениями. Обычно некиданей использовали во вспомогательных отрядах, где из них готовили лучников, катапультеров, пехотинцев с мечами и копьями. При этом оружие выдавалось, как правило, в последний момент. Кроме того, имелись гарнизоны пограничных крепостей и личные войска крупных киданьских аристократов.
Таким образом, племена и вождества стали в период империи главными административным единицами. В их обязанности стали входить следующие функции. Во-первых, военная (существовало племенное ополчение). Во-вторых, вождества и племена являлись основными административно-политическими единицами северной части страны. Они имели свою определенную территорию кочевания. У каждого вождества и племени была своя организация управления, возглавлявшаяся традиционным вождем илицзинем. «Ляо ши» свидетельствует, что в компетенцию илицзиня входили военные, а также судебные обязанности, все основные функции управления населением определенной территории. Должность вождя у киданей передавалась по наследству, а не вверялась присылаемым на определенный срок чиновникам. В-третьих, племена и вождества стали фискально-податными единицами империи.
К XI в. Южная канцелярия Северной администрации и Канцелярия администрации Южного района сливаются в единый орган — Южную канцелярию, то главнейший пост — канцлера администрации Южного района — всегда занимали кидани, оставляя китайцам только посты его заместителей. Администрация Южного района по своей структуре во многом копировала государственный аппарат танского Китая. Среди важнейших составных частей Южной администрации упоминаются институты «трех наставников», «трех князей-советников» при императоре, различные советники с подчиненными им департаментами, цензорат, академия наук (ханьлинь), департамент государственной историографии, а также шесть важнейших министерств: 1) чинов; 2) наказаний; 3) налогов; 4) религиозных церемоний; 5) общественных работ; 6) военных дел. Территория южной части страны была разделена на области (фу) и уезды (сянь). Всего в Ляо было пять столиц, шесть областей, 156 округов (чжоу), воеводств (узюнь) и городов (чзн), 209 уездов, 52 племени (буцзу) и 60 вассальных владений (шу го). На каждом уровне иерархии существовал свой управленческий аппарат. Кроме центральных, региональных и местных органов власти имелись административные органы пяти столиц империи. Назначение генерал-губернаторов областей империи производилось в центральной администрации южных территорий, а всех должностей в области — генерал-губернатором. Для заполнения вакансий в администрации Южного района для китайского населения империи была введена система экзаменов по танскому образцу. Система управления столицами не была единой. В Западной столице преобладали военные чиновники, ведавшие вопросами обороны границы, а в Южной и Средней столицах в основном были чиновники по финансам и налогообложению. Восточная, Средняя и Южная столицы подчинялись непосредственно управлениям «правого» и «левого» премьер-министров. Во главе округов стояли начальники пяти разных рангов в зависимости от степени округа. Начальник округа высшей степени имел ранг генерал-губернатора. В функции начальников округов входили подготовка местных войск и управление ими, а также сбор налогов с населения. На особом положении находились так называемые «вверенные военные округа», принадлежавшие членам семей императора и императрицы и крупным сановникам. Все налоги с этих округов, за исключением налога на вино, поступали правителям этих территорий.
Главная резиденция императора располагалась в Верхней столице. Однако императоры большую часть времени проводили вне столиц в сезонных ставках — набо. Императоры переезжали из одного набо в другое. Несколько раз в год чиновники Северной и Южной администраций вызывались к императору для обсуждения государственных дел. Они приезжали в Среднюю столицу или в сезонную ставку императора для решения накопившихся вопросов по управлению китайскими территориями. Китайцев на эти собрания не приглашали до 1114 г. Согласно «Цидань го чжи», до указанного времени лишь восемь китайцев были назначены на высшие должности в империи.
Император и его клан Елюй занимали верхние уровни социальной пирамиды империи Ляо, являлись крупнейшими собственниками в стране. Император считался единоличным правителем, окончательной инстанцией, от его имени принимались важнейшие ответственные решения и осуществлялась редистрибуция. Существовал сложный, скрупулезно разработанный дворцовый церемониал, который тщательно описывают китайские хроники. Императора охраняла гвардия. Императоры вели подвижный образ жизни, переезжая из столицы в столицу, из дворца во дворец, сопровождаемые многочисленными военными и гражданскими чиновниками, женами, евнухами, войсками и челядью. Это дань традициям кочевого быта. Однако, помимо этого, постоянное передвижение позволяло императору лично контролировать многочисленный аппарат чиновников на местах.
Клан Сяо, или, иначе, клан императрицы, являлся традиционным брачным «партнером» клана Елюй. «Род правителей может заключать браки только с родом императрицы, независимо от того, высокое или низкое положение занимают представители этих родов». Однако по указу 1019 г. круг возможностей для вступления в брак для высших звеньев аристократии номадов был дополнительно сужен. Представителям четырех самых знатных линиджей Елюй было запрещено жениться на представительницах «меньших» линиджей. По всей видимости, такое решение было обусловлено чрезмерным увеличением представителей царствующего клана Елюй из-за широко распространенной у кочевников полигинии. Впрочем, принадлежность к кланам Елюй и Сяо не означала, что все их представители являлись крупными собственниками. Ряд мероприятий по помощи голодающим в 1100 г., показывает, что даже в этих кланах сущестовала значительная имущественная дифференциация. Летописи сообщают об одном из представителей царствующего клана Елюй, который не имел даже верховой лошади и был вынужден приехать ко двору верхом на быке и одетым в простой овчинный тулуп. Однако отсутствие имущественного достатка не помешало ему получить высокий пост при императорском дворе.