Файл: Практическая работа 4 Предмет Русский язык Класс 5 Учитель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №4
Предмет | Русский язык | Класс – 5 | ||
Учитель | Скрыпникова Надежда Вячеславовна | | ||
Тема | Буквы Е-И в корнях с чередованием | |||
УМК | Русский язык, 5 класс : УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой | |||
Цель | Создание условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв Е-И в корнях с чередованием» через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы с самопроверкой. | |||
Задачи | Образовательные:повторитьгруппы безударных гласных вкорне, познакомить с условиями написания букв Е-И в корнях с чередование организацию поисковой деятельности; сформировать орфографические умения в определении способа написания букв Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий. | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Знать: правило написания букв Е-И в корнях с чередованием Уметь: правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, обосновывать выбор написания. | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности. Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. | Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием». Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности. | ||
Методы обучения | Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания. | |||
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная, групповая | |||
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. |
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД | ||||||
Организационный | - Добрый день, ребята. Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила золотая осень. – Сегодня светит солнце. – Может быть, потому что скоро каникулы? Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице сегодня тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. | Записывают число и классная работа | Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес (Л) | ||||||
Этап мотивации. | - Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны высказывания, давайте их прочитаем. С..деньем г..р..да не берут. Под л..жачий кам..нь в..да не т..чёт. Что это за высказывания? -Пословицы. Какой смысл у этих пословиц? - Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. - Правильно, сегодня на уроке вы тоже будьте внимательны, старайтесь, и итог урока будет зависеть от вас. А сейчас спишите пословицы в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы. | Читает пословицы. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок. | Слушают и определяют смысл пословиц. | | ||||||
Актуализация знаний | Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? -Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Давайте посмотрим на табличку на доске, проверим, правильно ли вы ответили?
Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм: Сиденьем, города, лежачий, камень, вода, не течет, города, камень, берут. Орфограмму графически обозначьте, работаем в паре.(По окончании выполнения задания проверьте друг друга) Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. (Ученики читают, называя к каждому слову проверочное) Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах? -В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая - непроверяемая. Какое слово осталось без вашего внимания? -Берут. Запишите его на новой строке. Выделим корень.(Ученики называют корень, подбирая однокоренные слова: БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.) Какая же гласная в корне этого слова? -Непроверяемая, а может чередующаяся. Вот вам ещё одна пословица: СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК.(Корзина для переноса ягод и грибов) Какое отношение имеет эта пословица к двум предыдущим? -Прямое. Ягодка – это малое дело, а кузовок – это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться. Выберите из этой пословицы слова, однокоренные слову БЕРУТ. (ученики называют, учитель делает на доске запись: БЕРУТ – СОБИРАЙ – НАБЕРЁШЬ Выделим корень. Какое явление мы наблюдаем? -Чередование букв Е-И. Что такое чередование? -Изменение одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной морфемы. Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ? (Ученики отвечают и записывают, выделяя корень) На доске появляется заполненная таблица Ребята, а можете ли вы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? -Нет. Почему? -Потому что мы не знаем правила, которое надо применить. | Проверяет полученные ранее знания. Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выявление места и причины затруднения. | Комментируют выполнение домашнего задания. Применяют изученные орфографические правила | Строить речевое высказывание в устной форме (К) Возможность существования разных точек зрения (К) Высказывать предположения (Р) | ||||||
Целеполагание. | - О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель? -Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Давайте сформулируем тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием? Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. А теперь в тетради запишите свою цель. (спросить 2-3 учеников) | Задает вопросы, Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. | Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель. | Формулировать тему и цель урока (Р) | ||||||
Открытие новых знаний | Ребята, скажите, а как тема нашего урока связана темой прошлого урока? (Понятие о чередовании) Какие буквы могут чередоваться? (Гласные и согласные) Посмотрите, пожалуйста, на доску и понаблюдайте за корнями , а теперь за словами с этими корнями. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»? -Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е. Откроем учебник, стр.96,§28, проверим(правило), правильный ли мы сделали вывод? (Ученики читают правило) – Правильный. Вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске – ученики в тетрадях) Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий. Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.
| Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с текстом правила в учебнике при помощи технологии изучающего чтения. | Анализируют материал для наблюдений После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы. Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника. Составляют алгоритм. | Работать в группе (К) Слышать и понимать речь других (К) Стремление к получению новых знаний (Л) Соотносить результат своей деятельности с образцом (П) | ||||||
Физкультминутка | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Проводит физкультминутку | | | ||||||
Закрепление | - Ребята, а где нам могут пригодиться знания о правописании букв И-Е в корнях с чередованием? -При выполнении упражнений в учебнике Правильно. Вот сейчас мы и выполним упражнение 214 на стр.96 вашего учебника. А теперь проверим, насколько вы усвоили новую орфограмму, и поработаем над созданием новых слов при помощи приставок и корней с чередованием. Работать будем в парах: До-, со- (бир//бер); За-, у- (мир//мер); Про-,пере- (тир//тер); От-, за- (пир//пер); Рас-, по- (стил//стел); Вы-,раз- (дир//дер). А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. Молодцы, с этой работой вы хорошо справились. | | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. Осуществляют взаимопроверку | Планировать способы совместной деятельности (К) Контролировать свое время (Р) Находить и исправлять ошибки (Р) | ||||||
Итог урока. | Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? -Правописание Е-И в корнях с чередованием. Перечислите корни, в которых происходит чередование. (ученики перечисляют) От чего зависит правописание букв Е-И в этих корнях? -От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е. Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников) | | Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки | Уметь оценивать свою деятельность (Р) | ||||||
Рефлексия | Ребята, на столах у вас лежат по три прямоугольника разных цветов: жёлтого, зелёного, красного. А на доске «Лесенка успеха». Кто считает, что он освоил новое и научился применять на практике и достиг больших высот, напишите своё имя на красном прямоугольнике. Кто усвоил новое, но затрудняется применять на практике и не собирается останавливаться на достигнутом – на зелёном. А кто испытывает затруднения - на жёлтом. Анализ рефлексии. Приятно видеть, ребята, что большинство из вас оказались на самой высокой ступеньке на нашей лестнице. Кто же ещё не очень уверен – не огорчайтесь. С вами всегда рядом те, кто готовы вам помочь. Правда, ребята! | Организует рефлексию | Анализируют и фиксируют уровень | Уметь анализировать свою деятельность (Р) | ||||||
Домашнее задание | Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Параграф 28 (стр. 95-96)- для всех Упр.215 подготовиться к орфографическому диктанту. (для тех, чьё имя на жёлтом и зелёном прямоугольнике) Упр. 216 (для тех, чьё имя на красном прямоугольнике) Урок окончен. Спасибо за внимание. | Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся | Задают вопросы | Уметь оценивать свои возможности (Р) |