Файл: Практическая работа 4 Предмет Русский язык Класс 5 Учитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №4


Предмет

Русский язык

Класс – 5

Учитель

Скрыпникова Надежда Вячеславовна




Тема

Буквы Е-И в корнях с чередованием

УМК

Русский язык, 5 класс : УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой

Цель

Создание условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв Е-И в корнях с чередованием» через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы с самопроверкой.

Задачи

Образовательные:повторитьгруппы безударных гласных вкорне, познакомить с условиями написания букв Е-И в корнях с чередование организацию поисковой деятельности; сформировать орфографические умения в определении способа написания букв Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: правило написания букв Е-И в корнях с чередованием

Уметь: правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, обосновывать выбор написания.


Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности.

Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием». Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.


Методы обучения

Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.




Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Организационный

- Добрый день, ребята. Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что наступила золотая осень.

– Сегодня светит солнце.

– Может быть, потому что скоро каникулы?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице сегодня тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….


Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой.

Записывают число и классная работа

Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес (Л)

Этап мотивации.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны высказывания, давайте их прочитаем.

С..деньем г..р..да не берут.

Под л..жачий кам..нь в..да не т..чёт.

Что это за высказывания?

-Пословицы.

Какой смысл у этих пословиц?

- Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
- Правильно, сегодня на уроке вы тоже будьте внимательны, старайтесь, и итог урока будет зависеть от вас. А сейчас спишите пословицы в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы.

Читает пословицы. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок.

Слушают и определяют смысл пословиц.


Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

-Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Давайте посмотрим на табличку на доске, проверим, правильно ли вы ответили?

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм:

Сиденьем, города, лежачий, камень, вода, не течет, города, камень, берут.

Орфограмму графически обозначьте, работаем в паре.(По окончании выполнения задания проверьте друг друга)

Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. (Ученики читают, называя к каждому слову проверочное)

Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

-В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая - непроверяемая.

Какое слово осталось без вашего внимания?

-Берут.

Запишите его на новой строке. Выделим корень.(Ученики называют корень, подбирая однокоренные слова: БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.)

Какая же гласная в корне этого слова?

-Непроверяемая, а может чередующаяся.

Вот вам ещё одна пословица: СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК.(Корзина для переноса ягод и грибов)

Какое отношение имеет эта пословица к двум предыдущим?

-Прямое. Ягодка – это малое дело, а кузовок – это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Выберите из этой пословицы слова, однокоренные слову БЕРУТ.

(ученики называют, учитель делает на доске запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ – НАБЕРЁШЬ

Выделим корень. Какое явление мы наблюдаем?

-Чередование букв Е-И.

Что такое чередование?

-Изменение одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной морфемы.

Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

(Ученики отвечают и записывают, выделяя корень) На доске появляется заполненная таблица

Ребята, а можете ли вы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов?

-Нет.

Почему?

-Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.


Проверяет полученные ранее знания.

Создаёт условия для проблемной ситуации.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выявление места и причины затруднения.

Комментируют выполнение домашнего задания.

Применяют изученные орфографические правила

Строить речевое высказывание в устной форме (К)

Возможность существования разных точек зрения (К)

Высказывать предположения (Р)

Целеполагание.


- О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель?

-Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Давайте сформулируем тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием? Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. А теперь в тетради запишите свою цель. (спросить 2-3 учеников)

Задает вопросы,

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель.

Формулировать тему и цель урока (Р)

Открытие новых знаний

Ребята, скажите, а как тема нашего урока связана темой прошлого урока? (Понятие о чередовании)

Какие буквы могут чередоваться? (Гласные и согласные)

Посмотрите, пожалуйста, на доску и понаблюдайте за корнями , а теперь за словами с этими корнями.

От чего зависит выбор букв Е или И?

Обратите внимание на морфемный состав слов.

Кто готов представить своё «открытие»?

-Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Откроем учебник, стр.96,§28, проверим(правило), правильный ли мы сделали вывод?

(Ученики читают правило) – Правильный.

Вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске – ученики в тетрадях)

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий.

Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.

  1. Выделяю в слове (корень).

  2. Ставлю (ударение).

  3. Нахожу (безударную гласную в корне).

  4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И).

  5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

  6. Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет – Е).



Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует работу с текстом правила в учебнике при помощи технологии изучающего чтения.

Анализируют материал для наблюдений
После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы.
Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника.

Составляют алгоритм.

Работать в группе (К)

Слышать и понимать речь других (К)

Стремление к получению новых знаний (Л)

Соотносить результат своей деятельности с образцом (П)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Проводит физкультминутку







Закрепление

- Ребята, а где нам могут пригодиться знания о правописании букв И-Е в корнях с чередованием?

-При выполнении упражнений в учебнике Правильно. Вот сейчас мы и выполним упражнение 214 на стр.96 вашего учебника. А теперь проверим, насколько вы усвоили новую орфограмму, и поработаем над созданием новых слов при помощи приставок и корней с чередованием.

Работать будем в парах:

До-, со- (бир//бер);

За-, у- (мир//мер);

Про-,пере- (тир//тер);

От-, за- (пир//пер);

Рас-, по- (стил//стел);

Вы-,раз- (дир//дер).

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

Молодцы, с этой работой вы хорошо справились.




Выполняют упражнение в соответствии с заданием.

Осуществляют взаимопроверку



Планировать способы совместной деятельности (К)
Контролировать свое время (Р)
Находить и исправлять ошибки (Р)

Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

-Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Перечислите корни, в которых происходит чередование.

(ученики перечисляют)

От чего зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

-От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е.

Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников)





Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки

Уметь оценивать свою деятельность (Р)

Рефлексия


Ребята, на столах у вас лежат по три прямоугольника разных цветов: жёлтого, зелёного, красного. А на доске «Лесенка успеха». Кто считает, что он освоил новое и научился применять на практике и достиг больших высот, напишите своё имя на красном прямоугольнике. Кто усвоил новое, но затрудняется применять на практике и не собирается останавливаться на достигнутом – на зелёном. А кто испытывает затруднения - на жёлтом.

Анализ рефлексии.

Приятно видеть, ребята, что большинство из вас оказались на самой высокой ступеньке на нашей лестнице. Кто же ещё не очень уверен – не огорчайтесь. С вами всегда рядом те, кто готовы вам помочь. Правда, ребята!


Организует рефлексию


Анализируют и фиксируют уровень

Уметь анализировать свою деятельность (Р)

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Параграф 28 (стр. 95-96)- для всех

Упр.215 подготовиться к орфографическому диктанту.

(для тех, чьё имя на жёлтом и зелёном прямоугольнике)

Упр. 216 (для тех, чьё имя на красном прямоугольнике)

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы

Уметь оценивать свои возможности (Р)