Файл: Шпаргалка егэ русский язык 2023.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
шпаргалка ЕГЭ русский язык 2023
Дисклеймер:
• Онлайн-школа Сотка не несет ответственность за возможные последствия, которые может повлечь использование шпаргалок на ЕГЭ.
• Онлайн-школа Сотка никого не призывает брать данный документ с собой на экзамен.
Важные моменты и советы:
• Данная шпаргалка работает только для тех, кто изучил структуру экзамена, теорию по тестовой части и сочинение ЕГЭ
• Чтобы печать была качественная, используйте лазерный принтер, а не струйный
• Можно распечатать только отдельные страницы с темами, в которых вы не уверенны
• Данную страницу печатать не нужно
• Только вы принимаете решение, брать эту шпаргалку на экзамен или нет

1. (вступление) + проблема;
2. комментарий:
- пример-иллюстрация №1 + пояснение,
- пример-иллюстрация №2 + пояснение,
- смысловая связь + анализ;
3. авторская позиция;
4. отношение к позиции автора:
1) согласен/не согласен
2) мое мнение - «я считаю»
3) обоснование
5. вывод.
Иллюстрация №1
Размышляя над (данной/ым) проблемой/ вопросом, автор/рассказчик/повествователь/писатель приводит в качестве примера…
Рассуждая о (данной/ом) проблемой/ вопросе, автор приводит в качестве примера…
Раскрывая (данную/ый) проблему/ вопрос, автор приводит в качестве примера…
В центре внимания автора случай/событие…
Чтобы обратить внимание читателя на данную/эту проблему/вопрос, автор обращается/ изображает/ показывает/ доносит мысль/ говорит о…
Для того чтобы лучше раскрыть эту проблему, автор повествует о …
Автор начинает рассуждения с того, что...
Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация: …
Иллюстрация №2
Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что...
Также автор упоминает о...
Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:
Также нельзя не обратить внимание на слова...
Кроме того, автор рассказывает о…
Далее/затем/после автор повествует о …
Клише для комментария
Автор / рассказчик / повествователь / герой / писатель отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в качестве примера, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает
Позиция автора
Позиция автора заключается в том, что...
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
Позиция автора такова:...
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Автор убеждает нас в том, что...
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...
Позиция автора совершенно ясна: он считает, что…
Отношение к позиции автора
Я согласен с мнением автора/писателя/NN и считаю, что…
Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что...
Не могу полностью разделить мнение автора/писателя/NN, потому что…
Я не могу согласиться с мнением/позицией автора/писателя/NN, потому что…
Безусловно, автор прав. Моя точка зрения совпадает с позицией писателя и заключается в том, что…
Трудно не согласиться с автором, так как действительно...
Нельзя не согласиться с автором, так как действительно...
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, …
Я разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что …
Обоснование
Например, …
Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни.
Доказательством … является … .
В подтверждение своей точки зрения приведу пример из …
В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения ФИО «…». В эпизоде …
Многие отечественные писатели обращались к проблеме …, в том числе ФИО в романе/рассказе …
Подтверждением моих слов может служить …
Справедливость моего высказывания/мнения подтверждает…
Для обоснования позиции приведу пример из произведения ФИО «…».
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики.
Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении ...
Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе.
Вспомним, к примеру, рассказ / повесть/ роман NN. В этом произведении ...
Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером.
Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. В этом произведении ...
Пояснение
Этим примером / с помощью этого примера автор показывает / доказывает / иллюстрирует/ изображает
/ доносит мысль о том, что...
Этот пример убедительно доказывает/показывает/иллюстрирует/изображает, что …
Данным примером автор показывает/доказывает/иллюстрирует/изображает …
Данный фрагмент важен тем, что показывает/доказывает/иллюстрирует/изображает ...
Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что
На этом примере видно, как …
Благодаря этому примеру, можно понять, что …
Из этого описания можно понять, что …
Данные строки помогают читателю понять...
Это свидетельствует о том, что
Автор убеждает читателя в том, что...
С помощью данного эпизода автор показывает, как.... сочинение ЕГЭ: шаблоны и клише
Клише для проблемы:
1. В предложенном для анализа тексте NN ставит/поднимает проблему (чего?).
2. В тексте NN ставит проблему (чего?).
3. В предложенном для анализа тексте NN обращает внимание читателей на проблему (чего?).
4. Предложенный для анализа текст NN посвящён проблеме (чего?).
5. В тексте NN ставится проблема (чего?).
6. В тексте NN поднимается проблема (чего?).
7. В тексте NN рассматривается проблема (чего?).
8. Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)?
9. Этой проблеме посвящён текст NN.
10. Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Эту проблему ставит NN в предложенном для анализе тексте.
12. Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Такова проблема, поднятая в тексте NN.
14. Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос даёт в предложенном для анализа тексте NN.
16. Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Именно над этой проблемой размышляет NN в предложенном для анализа тексте.
18. В тексте NN поднимает проблему (чего?). Автор размышляет над вопросом: как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)
Смысловая связь и анализ:
Примеры / два примера дополняют друг друга и позволяют понять / осознать / ощутить / донести мысль о /
сказать / показать / рассказать / почувствовать / описать / изобразить / передать чувства и мысли…
Примеры дополняют друг друга: и первая, и вторая иллюстрация являются / показывают / заключают в себе…
Примеры / два примера противопоставлены и позволяют понять…
Первый пример противопоставлен второму в том, что…
Противопоставляя/ сравнивая героев / ситуации / события / поступки / поведения, автор / писатель /
рассказчик / повествователь показывает...
Противопоставляя/сравнивая примеры, можно прийти к следующему выводу…
Противопоставленные примеры помогают автору донести мысль о…
Событие <…> стало причиной <…>. Так автор показывает…
Второй пример является следствием из <…>, и это доносит мысль/ доказывает / показывает / позволяет понять / ощутить...
Рассуждение автора о <…> поясняется / подкрепляется / подтверждается / доказывается историей / случаем /
событием / ситуацией <…>, поскольку…
История / случай / событие / ситуация <…> становится основой для рассуждений автора о <…>, так как…
Заключение:
В заключение хотелось бы сказать, что…
В заключение хочется выразить надежду на то, что …
Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: ...
Таким образом, мы доказали, что …
Завершая сочинение, хочу сказать…
Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришла к следующему выводу:
В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что ...
Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что… иллюстрация №1
иллюстрация №2

корни (задание №9)
Чередующиеся корни
ГАР – ГОР
ЗАР – ЗОР
КЛАН – КЛОН
ТВАР – ТВОР
КАС – КОС
ЛАГ – ЛОЖ
СКАК – СКОЧ
РАСТ – РАЩ – РОС
РАВН – РОВН
МАК – МОЧ/МОК
ИН/ИМ – А/Я
БИР_А – БЕР
ПИР_А – ПЕР
ДИР_А – ДЕР
МИР_А – МЕР
ТИР_А – ТЕР
БЛИСТ_А – БЛЕСТ
СТИЛ_А – СТЕЛ
ЖИГ_А – ЖЕГ
ЧИТ_А – ЧЕТ
без ударения пишется а
без ударения пишется О
-ЗОР-/-ЗАР-
-ПЛОВ-/-ПЛАВ-
Зарница, поплавок
-ГОР-/-ГАР-
-ТВОР-/ТВАР-
-КЛОН-/-КЛАН-
Загореть, сотворить, поклонение
Исключения: пловец, пловчиха, плывун, плывучие глины
Исключения: изгарь, пригарь, выгарки, утварь.
Если есть суффикс А, в корне пишется И.
Если нет суффикса А, в корне пишется Е.
Если есть суффикс А, в корне пишется А.
Если нет суффикса А, в корне пишется О.
-БИР – БЕР
ПИР – ПЕР
ДИР – ДЕР
МИР – МЕР
ТИР – ТЕР
БЛИСТ – БЛЕСТ
СТИЛ – СТЕЛ
ЖИГ – ЖЕГ
ЧИТ – ЧЕТ
-КАС-/-КОС-
касаться – коснуться
Если есть суффикс А, в корне пишется ИМ или ИН.
Если нет суффикса А, в корне пишется А или Я.
-А/Я-/-ИМ/ИН- снять – снимать
Исключения: сочетать, сочетание, обжиг, побирушка
-МАК-/-МОК- (-МАЧ-/-МОЧ-)
-МАК- (-МАЧ-) – погружать в жидкость, окунать: обмакнуть в чай
-МОК- (-МОЧ-) – быть влажным/мокрым, пропускать влагу, терять свойства из-за воды: промокнуть под дождем
-РАВН-/-РОВН-
-РАВН- – равный, одинаковый: равноправие
-РОВН- – прямой, гладкий, ровный: выровнять грядку
Исключения: равнина, поровну, поравняться, равнение, подравняться, равняйсь!
-ЛАГ-/-ЛОЖ-
А пишется перед Г: предлагать
О пишется перед Ж: предложить
Исключения: полог
-СКАК-/-СКОЧ-
А перед К: скакать
О перед Ч: выскочить
Исключения: скачок, скачкообразный, скачкоподобный, скачу, заскачу (начну скакать), перескачу (буду лучшим), ты скачи.
-РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-
А пишется перед СТ и Щ: расту, ращу
О пишется перед С: вырос
Исключения: отрасль, росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, подростковый (и производные от них)
слова-ловушки:
умолять о пощаде (молит) – умалять значение (мало)
разрядить обстановку (разряд) – разредить всходы (редкий)
пристежной воротник (застёжка) – пристяжная лошадь (стяжка)
окатить водой (катит) – окотилась кошка (кот)
стеснённый (тесно) – тисненый рисунок (стиснуть)
посвятить стих (святость) – посветить фонарём (свет)
благословление (слово) – прославлять короля (слава)
поседеть от страха (сед) – посидеть на лавочке (сидя)
развевать флаг (веять) – развивать навык (развитие)
скрепить рукопожатием (крепкий) – скрипит кровать (скрип)
воспевать (петь) – попивать (пить)
полоскать бельё (полощет) – поласкать кошку (ласка)
укрощать тигра (кроткий) – сокращать текст (краткий)
обижать маленьких (обида) – обежать школу (бег) слипались глаза (липкий) – слепить из пластилина (лепка)
расколоть бревно (колет) – раскалить докрасна (накал)
уплотнить покрытие (плотно) – уплатить налоги (плата)
померить платье (мерка) – помирить врагов (мир)
старожил (старый) – сторожил (сторож)
компания (коллектив) – кампания (масштабная операция)
прожевать (жевать) – проживать (жить)
спешите (спешка) – спишите (списанный)
Ц И И ИЛИ Ы В КОРНЕ
После Ц в корне слова пишется буква И.
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные слова (цыганский, цып-цып, цыкать и др.).
О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ
После шипящих в корне слов пишется буква Ё, если при изменении формы слова или в родственном слове Ё чередуется с Е.
В остальных ситуациях пишется О.
Сложности: ожог (сущ.) – ожёг (гл.), вечор (вчера вечером) – вечер
Сложные словарные слова:
А
Аккомпанемент, аккомпанировать, аннотация, аплодировать,
аплодисменты,
апелляция,
абориген,
абажур,
афоризм,
абордаж, аббревиатура.
Б
Балкон, балконный, бирюзовый, брошюра, бюллетень, бойкот,
бечева, бечевка, берлога, батальон, баррикада, бордюр,
баталист,
балласт,
бравада,
бандероль,
барьер,
бокал,
бадминтон, безмятежный.
В
Вермишель,
вестибюль,
велосипед,
ветеран,
винегрет,
виртуальный,
виртуоз,
витраж,
возражать,
воплощение,
ветеринар, ванилин, вельвет, велюр, вираж, вертолёт, вискоза,
вернисаж, водевиль, вояж, виолончель.
Г
Гармония,
гарнизон,
геолог,
гипотеза,
гипотетический,
горизонт, габариты, гиацинт, гегемония, гамак, гастролёр,
генерация, герметизировать, гобелен.
Д
Деликатный,
демократичный,
диапазон,
демонстрировать,
дирижёр,
дистанция,
дисциплина,
дезертир,
дефицит,
дилетант,
директива,
досконально,
декламировать,
диагоналевый, диадема, дизентерия, дилижанс, дифирамб,
деликатес, деликатный, дивиденд, делегация.
Ж
Жюри
И
Игнорировать, индивид, индивидуальный, иней, интеллект,
интеллектуальный, интеллигент, интеллигентный, интерьер,
истинный,
игумен,
иждивенец,
импрессионизм,
икебана,
инцидент,
интерпретация,
идиоматический,
имитация,
инициатива.
К
Канонада,
канцелярия,
капюшон,
карикатура,
коварный,
коллективный,
коллекция,
колоссальный,
комбинация,
кромешный,
каламбур,
каморка,
каравай,
катастрофа,
комбинезон,
компетентный,
компоновать,
компромисс,
корифей,
камфара,
карбюратор,
когорта,
канифоль,
конкистадор,
какофония,
керогаз,
кабриолет,
канонерка,
кастелянша,
катавасия,
катаклизм,
катакомба,
кашемир,
кенгуру, коалиция, колибри, конфиденциальный, каракатица,
контингент, кордебалет.
Л
Линолеум, лабиринт, лингвистический.
М
Масштаб, меридиан, менталитет, минерал, меценат, мизинец,
метрополитен, мавзолей, мадригал, маринад, метаморфоза,
метеорит, миниатюра, макулатура, менингит.
Н
Насекомое, наваждение, ностальгия, ноктюрн, натюрморт,
нивелировать, нигилизм.
О
Оптимистичный,
оранжерея,
ошеломить,
облигация,
ординатура, ореол.
П
Палисадник, панорама, панцирь, парашют, перила, пессимист,
полемика, президент, президиум, преобразить, привилегия,
приоритет,
парадокс,
паром,
пескарь,
поролон,
привередливый, периферия, перифраз, претендент, панихида,
пантеон,
парадигма,
перспектива,
плеяда,
полисемия,
портьера, преамбула, прерогатива, претензия.
Р
Рациональный,
реалистичный,
резиденция,
реставрация,
реферат, рецензия, реабилитация, регламент, реаниматолог,
реверанс, реестр, резонанс, респектабельный, респиратор,
референдум, рикошет, ритуал, резюме, режиссёр.
С
Сатирический, симпатичный, сирень, смятение, спартакиада,
стипендия, суверенитет, суверенный, семинар, сертификат,
спонтанный, сентиментальный, серенада, серпантин.
Т
Территория, трафарет, троллейбус, трясина, табурет, торшер,
триумфальный, тротуар.
Ф
Филармония,
фиолетовый,
фестиваль,
фантасмагория,
феномен, фиаско, филателист.
Ш
Шероховатый, шевелюра, шеренга, шуруп.
Э
Эволюция,
эксперимент,
энциклопедия,
экспонат,
экстремальный, эшелон, экскаватор,
экзистенциализм, экстравагантный, эстакада, экипировать,
эсперанто.

приставки (задание №10)
с-, от-, до-, о-, пере-, под-, про-, на-, над-, за-, вне-, близ-, около-, сверх-, меж-, противо-, после-, без-/бес-, пре-/при-, пред-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, через-/черес-, вз-/вс-, не-, в-, во-, вы-, у-, по-, пра-, об- а- (ан-), анти-, архи-, гипер-, де-, дез-
, дис-, интер-, контр-, ре-, прото-, пост, ульра-, пан-, супер-, мега-, гипер-, нео-, экс-, инфра-, интер-, суб-, транс-, гипо- русские приставки иностранные приставки неизменные приставки
НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ-, ЗА-, НА-, НАИ-, ПО-, ДО- ,С-
Если это русские приставки, то написание согласной З или С будет зависеть от звонкости или глухости следующего звука.
Если после приставки стоит звонкая согласная или гласная пишем З, если глухая согласная, пишем С
Если это иностранные приставки, то написание согласной З или С будет зависеть от следующего:
• ДЕЗ- и ДИЗ- пишутся перед гласными и Ъ.
• ДИС- пишется перед согласными
З и С в приставках
РАЗ/РОЗ/РАС/РОС
Написание гласных О или А зависит от ударения.
Под ударением пишется О, без ударения – А
ПРИ-угольник придорожный, приморский, приклеить, пританцовывать, пририсовать.
приоткрыть,
присесть, призадуматься
Близость, приближение, присоединение, добавление, сопутствие:
Неполнота действий
Исчерпанность действий
ПРИ- приручить, пристрелить, придумать
В значении превосходства или «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»:
Преумный,
Преуспеть,
Преинтересный.
НО: причудливый, прискорбный.
= ПЕРЕ-
Преграда = перегородить;
Прервать = перерыв;
Преступник = переступил
(закон).
ПРЕ- сложные случаи
1) Неприхотливый
(= без прихотей)
2) Неприступный (замок)
(= на приступ не возьмешь/ приступом не взять)
3) привилегия
(= приближает к благам)
4) Преподобный
(= очень праведный)
5) Беспредельный
(предел = преграда = перегородить)
6) Преследовать
(переходить из следа в след)
7) Превалировать
(= преобладать/ очень много чего-то)
8) Пренебрежительно
(= очень небрежное отношение)
9) Приумножить
Единственная правильная форма.
Преумножить – не норма.
10) Гостеприимный
(= приближает к себе гостей)
11) Камень преткновения
(Главное, непреодолимое препятствие)
12) Преамбула
(Вводная часть договора = важная часть)
13) Прерогатива исключительное право, показывающее превосходство
14) Приоритет что-то главное, какое-то первенство

Преуменьшить – сильно уменьшить
Приуменьшить – слегка/немного уменьшить
Преувеличить всегда с Е
сложные случаи
1) Неприхотливый
(= без прихотей)
2) Неприступный (замок)
(= на приступ не возьмешь/ приступом не взять)
3) привилегия
(= приближает к благам)
4) Преподобный
(= очень праведный)
5) Беспредельный
(предел = преграда = перегородить)
6) Преследовать
(переходить из следа в след)
7) Превалировать
(= преобладать/ очень много чего-то)
8) Пренебрежительно
(= очень небрежное отношение)
9) Приумножить
Единственная правильная форма.
Преумножить – не норма.
10) Гостеприимный
(= приближает к себе гостей)
11) Камень преткновения
(Главное, непреодолимое препятствие)
12) Преамбула
(Вводная часть договора = важная часть)
13) Прерогатива исключительное право, показывающее превосходство
14) Приоритет что-то главное, какое-то первенство
Преуменьшить – сильно уменьшить
Приуменьшить – слегка/немного уменьшить
Преувеличить всегда с Е
сложные случаи разделительный твердый знакъ пишется не пишется
Общее правило: перед гласными Е,
Ё, Ю, Я:
Подъезд, подъём, объявление…
1. После иноязычных приставок:
АД- (адъютант), ИН- (инъекция),
КОН- (конъюктивит), ОБ- (объезд),
СУБ- (субъект), ПАН-
(панъевропейский), КОНТР-
(контръярус), ДИЗ-
(дизъюнктивный), ТРАНС-
(трансъевропейский);
2. После числительных ДВУХ-,
ТРЁХ-: Двухъярусный, четырехъязычный…
1. Перед гласными А, О, У, Э: сагитировать, подоконник, сузить, сэкономить;
2. В сложносокращённых словах: детясли.
В корне слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи;
В некоторых иноязычных словах перед О: бульон, шампиньон.
разделительный мягкий зняк слова для запоминания:
фельетон, пасьянс, субъект, объект, портьера, конъюнктура, инъекция, фамильярный, альянс, барьер, пьедестал, интерьер, адъютант, альтернатива, карьера, интервьюер, бильярд, курьер, арьергард, фельдъегерь, гильотина, дьяк, подьячий
Звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
Глухие согласные: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Глухие согласные легко запомнить по фразе:
«СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».
ПРЕ-
ПРИ-
Пребывать = находиться (где? в чём?)
В городе
Прибывать = приезжать (куда? во что?)
В город
Претворить = осуществить, воплотить в жизнь
Претворить мечту
Притворить = не до конца закрыть
Притворить дверь
ПритворитьСЯ = умышленно показаться каким-либо другим
Я притворился больным
Преклоняться = восхищаться, уважать

Преклоняться перед талантом
Приклониться = сделать наклон, телодвижение
Приклониться к земле
Претерпеть = мужественно переносить / измениться
Он претерпел войну, смерть близких и нищету
Притерпеться = привыкнуть, приноровиться
Притерпеться к неволе
Презирать = не уважать
Презирать ленивых людей
Призреть = приютить
Призреть сироту
Преемник = продолжатель, наследник
Преемник короля
Приёмник = аппарат для приёма
(сигнала)
Телеприёмник
Преходящий = временный
Преходящий успех, непреходящие ценности
Приходящий = тот, что приходит
Приходящий учитель
Предел = граница, преграда, лимит предел терпения
Придел = пристройка к храму боковой придел
Предать = передать тайны, стать предателем предать друга
Придать = добавить, дополнить придать значение поступку
Сложные слова с Ь и Ъ:
фельетон,
пасьянс,
субъект,
объект,
портьера,
конъюнктура, инъекция, фамильярный, альянс, барьер,
пьедестал, интерьер, адъютант, альтернатива, карьера,
интервьюер, бильярд, курьер, арьергард, фельдъегерь,
гильотина, дьяк, подьячий
И пишется:
1. После приставок, оканчивающихся на гласную: поиграть;
2. После русских приставок СВЕРХ- и МЕЖ-: межинститутский, сверхинтересный;
3. После иностранных приставок: дезинформация, контригра;
4. С числительными: двухимпульсный;
5. Сложносокращенные слова: пединститут.
Ы пишется:
После русских приставок, оканчивающихся на согласную букву:
Подытожить, безынтересный.
Исключение: взИмать.
ПРА- пишется:
В значении «первоначальный, древний, старый, прошлый» или «родной».
Прадед, праязык, прародина…
Но: прообраз, прототип
ПРО- пишется:
Остальные случаи:
Производство, провидец, прозреть, пропустить, пропажа….
А- и О-
Приставка А- при добавлении к разным частям речи образует слова со значением «не» и «без».
Если таких значений в слове нет, то пишем приставку О-
Соединительная О
Если после приставки, заканчивающейся на согласную, идут еще две согласные, добавляется гласная О
(всегда!). В любых случаях, когда возникает какая-то гласная между приставкой и корнем, это буква О
суффиксы (задание №11)
неизменные суффиксы прилагательных
ЧИВ- и –ЛИВ-, –ИСТ-, –ЧАТ-, –АН-, -АТ-,–ЕЧ- и –ЕСК-
ИВ/ЕВ
Под ударением пишется –ИВ- (-АВ-), а без ударения пишется –ЕВ- (-ОВ-).
Исключения:
Милостивый
Юродивый
-ЕВАТ-(-ЕВИТ-) /-ОВАТ- (-ОВИТ)
Суффиксы –ЕВАТ- и –ЕВИТ- чаще всего пишутся после мягких согласных, гласных, шипящих и Ц.
Суффиксы –ОВАТ- и –ОВИТ- чаще всего пишутся после твёрдых согласных.
Буква А или И пишется всегда!
-ЕНЬК-/-ОНЬК-
Суффикс –ОНЬК- пишется в прилагательных, корень которых оканчивается на – г, -к, -х.
Суффикс –ЕНЬК- пишется в прилагательных, корень которых оканчивается на любую согласную, кроме –г, -х, -к.
-ИНСК-/-ЕНСК-
Суффикс –ИНСК- присоединяется к словам, оканчивающимся на –ИН, -А(Я), -
И(Ы).
НО: пензенский (Пенза), пресненский
(Пресня), коломенский (Коломна).
Суффикс –ЕНСК- в остальных случаях.
-ИЙ-
Суффикс –ИЙ- присоединяется к основам на К (которая меняется на Ч).
В косвенных падежах меняется на Ь знак.
-ИЧН-/-ЕЧН-
В прилагательных, образованных от существительных, оканчивающихся на -КА, после мягких согласных, шипящих и Ц в безударном положении пишется -ЕЧН-.
В прилагательных, образованных от существительных, оканчивающихся на -ИК и -ИЦА, пишется -
ИЧН-.
-ЯН-/-АН-/-ЕН- ветреный - 1) с ветром: ветреная погода; 2) легкомысленный (перен.): ветреная девушка; ветряной - приводимый в действие силой ветра: ветряной двигатель, насос, мельница; болезнь: ветряная оспа. масленый - 1) намазанный, пропитанный или запачканный маслом (от «маслить»): масленый блин, каша, рука; 2) льстивый, заискивающий
(перен.): масленые глаза, масленый голос. масляный - разведенный на масле, действующий с помощью масла (от «масло»): масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель. серебрёный - подвергшийся серебрению, покрытый серебром (от «серебрить»): серебрёная ложка; серебряный - сделанный из серебра: серебряная чаша. соленый - содержащий соль (от «солить»): соленая рыба; соляной - состоящий из соли: соляные копи, соляной столб.
Краткая форма прилагательных
Прилагательные на -йный оканчиваются в краткой форме на -ен: знойный — зноен, стройный — строен, буйный – буен.
Исключение: достойный — достоин
(НО: удостоенный – удостоен)
неизменные суффиксы существительных
–ИЗН-, -НИК- и –ИН-, –ЕСТВ-, -ЕНИ- и –ТЕЛЬ-, -ОТН-, -ОВН-, -ОТ-, -ОСТЬ-
-ЕНК- / –ИНК-
Суффикс –ИНК- в существительных, образованных от слов, оканчивающихся на –ИН(А).
Суффикс –ЕНК- пишется в остальных случаях, а также со словами жен.рода, обозначающими лиц женского пола или их национальность.
-ИНСТВ- И –ЕНСТВ-
Если ударение падает на окончание, то пишем –ИНСТВ-.
Если ударение на основе, то пишем -ЕНСТВ-. НО: ЕдИнство.
-ЕЦ- И –ИЦ-
Мужской род + -ЕЦ-
Женский род + -ИЦ-:
Средний род:
+ -ЕЦ- (ударение падает на окончание): письмецо…
+ -ИЦ- (ударение не падает на окончание): креслице, растеньице…
-ИЧК- И –ЕЧК-
Суффикс -ИЧК- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -ИЦ-
В остальных случаях –ЕЧК-
-ИК- И –ЕК-
Чтобы узнать какая буква пишется перед К, нужно поставить слово в форму родительного падежа (чего? кого?) единственного числа.
Если буква пропадает, то пишем
Е. Если остается, то – И.
-ОНЬК- / -ЕНЬК-
-ОНЬК- после твердых согласных
-ЕНЬК- после мягких и шипящих слова на –МЯ в косвенных падежах
В основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на −МЯ пишется суффикс −ЕН с буквой Е
-ЧИК- И -ЩИК-
В словах, обозначающих профессию -ЧИК- после основы на Д, Т, З, С, Ж.
НО: бриллиантщик
-ЩИК- после остальных согласных
Некоторые иностранные слова могут образоваться при помощи суффикса -
ЩИК-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но только в том случае оно оканчивается на 2 согласные: процеНТ - процентЩИК;
–ева-(-ова-)/-ива-(-ыва-)
Если глагол в форме «Я» заканчивается на –ИВАЮ-
(-ЫВАЮ-), в начальной форме пишем –ИВА-(-ЫВА-).
Если глагол в форме «Я» заканчивается на –УЮ- (-ЮЮ-), в начальной форме пишем
–ЕВА-(-ОВА-).
Ударный суффикс –ВА- следует отличать от суффиксов –ИВА-/-ЕВА- (-
ЫВА-/-ОВА-).
Его можно убрать из слова без потери смысла.
Перед суффиксом –ВА- всегда пишется та же гласная, что и в глаголе с выброшенным суффиксом –ВА-.
НО: затмевать, застревать, продлевать, увещевать, обуревать, встревать, намереваться, сомневаться, растлевать.
Если в слове –ВА- ударный, но без него получается несуществующее слово, тогда применяется правило «я».
Гласная перед Л
В глаголах прошедшего времени перед Л пишется та же буква, что и в инфинитиве перед –ТЬ
Еть – стать слабым, быть без сил (непереходный глагол)
Ить – сделать слабым (кого-то) (переходный глагол)
Другие примеры: обезлюдеть — обезлюдить, обледенеть —
обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить...
суффиксы прилагательных суффиксы глаголов суффиксы существительных
Суффиксы причастий
Если в инфинитиве перед -ТЬ есть гласные А, Я, то они сохраняются перед –НН-.
Если в неопределённой форме перед -
ТЬ есть гласная Е, И, У, О, Ы или нет гласной вообще, то в суффиксе будет
Е (-ЕНН-).
Суффиксы причастий и деепричастий
Перед суффиксами –ВШ-, -В-, -ВШИ- пишется та же гласная, что и перед суффиксом -ТЬ в инфинитиве.
Ё после шипящих и Ц
1. В суффиксах и окончаниях глаголов пишем всегда Ё.
2. Также пишем Ё в суффиксах любых слов, образованных от глагола.
3. Буква Ё пишется в суффиксах –ЁР- существительных. НО: мажор, танцор.
О после шипящих и Ц
Буква О пишется во всех остальных существительных, наречиях и прилагательных под ударением.
НО: ещё
Если есть приставки
В-, НА-, ЗА-:
Влево,
Надолго,
Запросто.
А и О на конце наречий
Если есть приставки
ИЗ-, ДО-, С-:
Изредка,
Досуха,
Слегка.
А
О
Лайфхак
Можно подставлять слово ОКНО
и следить за его окончанием:
из окнА, на окнО...
-К- / -СК- алгоритм имеет ли данное прилагательное краткую форму на -ОК? нет да пишем суффикс -к-: близкий — близок,
узкий — узок.
Если от основы на к, ц, ч — пишем суффикс -к-: бедняк — бедняцкий, немец —
немецкий, ткач — ткацкий.
Если от основы на другие буквы —
суффикс -ск-: француз — французский, брат — братский.
Искл.: узбекский, таджикский.
От какой основы образовано данное прилагательное?