Файл: Особенности темперамента младшего школьника и его учёт в учебновоспитательном процессе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Социально-педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии
Направление подготовки 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование»
Направленность (профиль) подготовки «Психология детей младшего школьного возраста»
Практическая работа № 5
На тему:
«Особенности темперамента младшего школьника и его учёт в учебно-воспитательном процессе»
Выполнил:
Обучающийся 3 курса
группы СЗБ 37П
Бурмистрова .А.В
Проверил:
Костюшина Е.В.
Мичуринск-Наукоград – 2021
2.Подобрать диагностический материал для изучения индивидуальных особенностей младших школьников. Проанализировать 3 методики для изучения индивидуальных особенностей младших школьников.
1. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»
Цель: изучение желаний младших школьников.
Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.
Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.
2. Методика «Цветик-семицветик»
Цель: диагностика желаний детей.
Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.
Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.
Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
3. Методика «Радости и огорчения»
(методика незаконченных предложений)
Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:
1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»
При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с соб-ственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.
Анализ методик:
Использование данных методик детьми в качестве диагностической методики позволит выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволят сделать вывод о том, что у детей существуют интересы к различным видам деятельности, они широки и многогранны.
В ходе методик удается выяснить, чем дети с удовольствием занимаются дома:
- изобразительной деятельностью (рисованием);
- музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);
- просмотром мультипликационных фильмов.
Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удается определить виды деятельности, которые указаны выше.
Большинство детей предпочитают смотреть мультфильмы.
Некоторые дети связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе методик выяснить
, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Также дети отдают предпочтение изобразительной деятельности.
Таким образом, дети реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.
Интересы и предпочтение любимых предметов разнообразны.
Развитие внеурочной деятельности, как правило, идет в стенах школьного учреждения, конкретно на внеклассных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии творческих способностей детей.
Итоги опроса показывают: 30% родителей детей посещают вместе со своим детьми концерты, выставки, мастер-классы. Остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника и видеотехника(в 80% случаев).
Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в изучении индивидуальных особенностей своих детей.