Файл: 1 1 Знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах, приложениях Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.3 Синтаксис простого и сложного предложения. Использование стилистических фигур, фразеологических оборотов, тропов в простых и сложных предложениях
1.3.1 Знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах, приложениях
Задание 1.
Установите соответствие обособления определения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.
1. Книга – самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль. | | а) Определение относится к личному местоимению. |
2. Любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память. | | в) Распространенное определение стоит перед определяемым существительным, которое имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное). |
3. Охваченный каким-то неясным предчувствием, Корчагин быстро оделся и вышел из дому. | | с) Распространенное определение, стоит после определяемого слова. |
4. Он повернулся и ушёл, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. | | d) Два определения, стоящие после определяемого существительного, которому предшествует еще одно определение. |
Задание 2.
Установите соответствие обособления или необособления обстоятельства правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами (знаки препинания не расставлены).
1. На самом деле мастерица Природа создала бессчетное количество прекрасных творений хаотично разбросав их по всем уголкам планеты. | | а) Не обособляется деепричастие, утратившее глагольное значение. |
2. Он провел ночь не смыкая глаз. | | в) Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. |
3. К учебе можно приступать начиная со следующей недели. | | с) Не обособляется обстоятельство, представляющее собой идиоматическое выражение. |
Задание 3.
Установите соответствие обособления или необособления приложения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями (знаки препинания не расставлены).
1. Любительница красивых нарядов она замерла перед рядом роскошных платьев. | | а) Обособляется приложение, если присоединено союзом как с дополнительным значением причинности. |
2. Борисов как лицо высокопоставленное не мог выставлять свою личную жизнь напоказ. | | в) Приложение всегда обособляется, если относится к личному местоимению. |
3. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его. | | с) Не обособляется оборот с союзом как со значением “в качестве”. |
4. Как председатель Национального научного совета она была приглашена на общее собрание академии наук. | | d) Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному. |
Задание 4.
Установите соответствие обособления или необособления определения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
1. Все связанное с поездкой в этот город остается для меня тягостным воспоминанием. | | а) Обособляется прилагательное с зависимыми словами, если стоит после определяемого слова. |
2. Путешествие непредвиденно тяжелое для всех не приносило никакой радости. | | в) Не обособляется причастный оборот, если стоит после определительного местоимения. |
3. Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены. | | с) Обособляется причастный оборот, если стоит после определяемого слова. |
4. Возникновение гончарных промыслов а впоследствии и промыслов по изготовлению фарфоровых изделий обусловлено наличием глин превосходно подходящих для этого. | | d) Обособляется причастный оборот, если стоит после субстантивированного определительного местоимения. |
Задание 5.
Установите соответствие обособления определения, обстоятельства, приложения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения.
1. Черный орел, царственно величавый в своем одиночестве, медленно парил в холодном поднебесье. | | а) Оборот присоединен союзом как со значением “в качестве”. |
2. Азамат как староста курса обязан был принять участие в этом мероприятии. | | в) Причастный оборот стоит после определяемого слова. |
3. Вымотанные бессонной ночью шахтеры, молча и в одиночку, разбредались по домам. | | с) Деепричастный оборот стоит после подчинительного союза. |
4. Наталье, как искусной портнихе, иногда хотелось самой взяться за иглу и нитку. | | d) Распространенное определение стоит после определяемого слова. |
5. Каждый монарх, бравший Реймсское Евангелие в руки, вынужден был признать, что не может прочесть написанного. | | e) Обстоятельство выражено наречием при указанном перед ним условии. |
Он чувствовал вину, но, опасаясь наказания, молчал о своем проступке. | | f) Приложение присоединено союзом как с дополнительным значением причинности. |
1.3.2 Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях
Задание 1.
Укажите количество запятых в бессоюзном предложении (запятые не расставлены).
Уже давно не трубил над поселком гудок старой котельной пропала торжественность рабочего утра появилась эта суетливость машины выезжали на смену всего за пять-шесть минут до начала смены.
А. 1
В. 2
С. 3
D. 4
Задание 2.
Определите правильный вариант объяснения постановки точки с запятой между частями сложного бессоюзного предложения.
У соседнего барака старик мыл лицо, набирая пригоршнями воду, стараясь не расплескать лишнее; немного дальше, у землянки, пожилая степнячка в цветастом платье чистила песком пузатый зеленый самовар.
А. Вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части.
В. Части бессоюзного сложного предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
С. В сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным.
D. Во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий.
Е. Вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.
Задание 3.
Определите, какое предложение соответствует условию “Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится, если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части”.
А. В тот год зима была мягкая, лето ясное – овцы дали двойной приплод.
В. Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает.
С. Наконец миновало двое или трое суток – они прилетели.
D. Сними путы, отпусти вороного со стадом – он опять убежит на родину.
Е. Детей нигде не было видно – недобрый знак.
Задание 4.
Определите, какой знак препинания нужно поставить между частями сложного бессоюзного предложения (знаки препинания не расставлены).
Помощь специальных учителей не считается в финской школе чем-то зазорным такой помощью пользуются и лучшие учащиеся.
А. Запятая
В. Точка с запятой
С. Двоеточие
D. Тире
Задание 5.
Определите правильный вариант объяснения постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения.
Я прикован стальной цепью - мне не поможет веревочная лестница.
А. Во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий.
В. Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
С. Вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.
D. В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.
Е. Во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части.