Файл: Урока русского языка в 9 классе по теме Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Автор работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская средняя общеобразовательная школа

Тема работы: «Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме:

«Понятие о сложных предложениях с разными видами связи».

Автор работы: учитель русского языка и литературы Воронова А.В.


с. Одоевское

Пояснительная записка к уроку

Предмет: русский язык.

Класс: 9.

Место урока в календарно-тематическом планировании: урок №: 58.

Реализуемый уровень обучения: базовый.

Продолжительность урока: 45 минут.

УМК: учебник «Русский язык» В.В. Бабайцевой в 2 частях: «Теория.5-9 классы», «Практика 9 класс»

Учебно-методическое обеспечение:тексты рассказа В.Г. Короленко «Река играет», КИМ ОГЭ.

Необходимое оборудование для урока:

  • Компьютер

  • Тексты рассказа

  • Мультимедийный проектор

  • КИМ ОГЭ 2019 г.

  • Раздаточный учебный материалами

  • Портрет В.Г. Короленко

  • Фотографии с видами реки Ветлуги.

Авторский медиапродукт: презентация «Понятие о сложных предложениях с разными видами связи».

Тема урока: «Понятие о сложных предложениях с разными видами связи».

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: урок – исследование.

Используемые технологии: технология модерации, проблемно-исследовательская технология (для группы практиков), технология развития критического мышления.

Методы, используемые на уроке: метод «Мозаика» (используемый при определении темы урока), метод «Невидимая связь»,метод ученического целеполагания, метод «Оценочное дерево».

На уроке активно использовались Сингапурские методики: «ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН»,«МИКС ПЭА ШЭА», использовались структуры :РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА(для развернутых ответов), «РАУНД ТЭЙБЛ».

Доминирующая цель: научить распознавать сложные синтаксические конструкции,

Сопутствующие цели: уместно употреблять сложные синтаксические конструкции в речи, решать задание 14 ОГЭ, уметь классифицировать смысловые отношения в сложных предложениях, получить знания, связанные с малой родиной — Шарьинским районом.
Задачи урока:
- образовательные: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов: дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи и правилах постановки знаков препинания в них, формировать пунктуационные навыки при использовании предложений данной структуры, формировать умение выполнять задание ОГЭ по данной теме, показать необходимость вдумчивого, осмысленного обращения с языковым материалом;
-
развивающие:развивать умение эффективно сотрудничать в малых группах, речевую и коммуникативную компетенцию учащихся, логику мышления, чувство фразы и языковое чутьё; активизировать познавательную, мыслительную и коммуникативную деятельность учащихся.
-
воспитательные: воспитывать личную ответственность за результаты коллективной работы, чувство патриотизма, любовь к малой родине.
Формирование УУД:

  • Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

  • Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

  • Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

  • Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Деятельность учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Представляемая идея, замысел разработки:
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО).


На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД), используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно: в основе урока - технология модерации. Это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс в технологии модерации, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. Учитель же становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Формированию процесса работы в команде способствует также метод «Невидимая нить», который направлен не только на выявление проблемных вопросов, связанных с темой урока, но и на «работу в команде, связанной одной нитью».

Необходимо отметить особую роль Сингапурских методик. Использование на уроке , например , методик «ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН»,«МИКС ПЭА ШЭА» позволяет реализовать здоровьесберегающую технологию: девятиклассники скептически относятся к применению на уроках физкультминуток, данные методики позволяют обучающимся перемещаться по классу, вставать и садиться, т. е. двигаться. Методика «ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН» также направлена на реализацию самоконтроля обучающихся, методика «РАУНД ТЭЙБЛ» обеспечит на уроке взаимопроверку. Структуры: РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА(для развернутых ответов) реализуют индивидуальный подход к обучающимся и выбор ответа «по силам». Нельзя не оценить видимый положительный психологический эффект при использовании Сингапурских методик: обучающиеся на определенных этапах урока, благодаря использованию данных методик, формируют пары или группы по своему выбору, самостоятельно выбирают форму ответа. Все это способствует созданию благоприятного микроклимата урока.

Урок был разработан на основе текста В.Г. Короленко «Река играет», что позволяет осуществить регионализацию содержания урока: познакомить обучающихся с особенностями малой родины ( многообразие характеров и нравов простых русских людей, проживавших на берегах реки Ветлуги в XIX веке), прививать любовь к своей малой родине .

Необходимо также отметить , что данный урок разработан в формате подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ. Задания, выполняемые в ходе урока, сформулированы в формате ОГЭ, что позволяет даже при изучении новой темы осуществлять непрерывную подготовку обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку.


Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме:

«Понятие о сложных предложениях с разными видами связи».

Подготовила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МОУ Одоевская СОШ Воронова А.В.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Подробное описание АМО (активные методы обучения).

Описание действий учителя.

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Контроль результатов учебной деятельности

1.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. И необычность его заключается в следующем: во-первых, на нашем уроке присутствуют гости (поприветствуйте их), во-вторых, наш урок посвящен предстоящему в 2019 году празднованию юбилея района и , в-третьих, урок наш несколько необычен еще и тем, что я на определенных этапах урока буду уступать свою роль учителя учащимся вашего класса. Таким образом, сегодня некоторые учащиеся класса будут учителями-теоретиками или модераторами, а все остальные практиками.

У вас на партах лежат листы с учебным материалом, тетради, цветные листочки и т.д.

Обучающиеся настраиваются на серьезную работу, проверяют готовность к работе

Фронтальная




2.Этап инициации. Вхождение в тему.

Метод «Мозаика»:

из слов на доске выбрать те, которые помогут сформулировать тему урока

2. Знакомство учащихся с темой урока.

  • Метод «Мозаика»

-Прежде чем приступить к работе по теме урока, необходимо ее определить. Посмотрите на доску: вы видите мозаику из слов. Вам предстоит использовать часть из них для того, чтобы обозначить тему урока. ( на доске слова: СЛОВО, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СВЯЗИ, С ,РАЗНЫМИ, ВИДАМИ, ПРОСТОЕ, СЛОЖНОЕ, СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ, ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ, БЕССОЮЗНОЕ). -Подумайте, какие темы мы изучали на протяжении многих уроков и сопоставьте ваши знания с предложенными словами.

Назовите тему урока слайд 1 : «Понятие о сложных предложениях с разными видами связи»

Обучающиеся определяют тему урока.


Индивидуальная

Составленное предложение из лов на доску

Работа с заданием 14 ОГЭ

  • Проблемная ситуация

-Каждый урок мы с вами не только изучаем родной русский язык, но и готовимся к успешной сдаче экзамена. Посмотрите на слайд 2: о каком задании идет речь? Прочитайте формулировку задания.

(Среди предложений 37 - 44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.) Найдите в КИМе это задание. Каков номер этого задания ? Слайд 3.

-Сопоставьте тему урока и задание 14 ОГЭ. Какая связь между ними? Вы прочитали задание ОГЭ, определили тему урока. Какие вопросы у вас возникли? У меня в руках клубок, а нить окажется у вас в руках после того, как вы озвучите свой вопрос- проблему.

Обучающиеся знакомятся с формулировкой задания 14 ОГЭ

Фронтальная

Устные ответы

Метод «Невидимая связь»

На слайде изображена формулировка задания14 ОГЭ, учащиеся формируют вопросы, которые у них возникают в результате прочтения задания и сопоставления с темой урока.

Заканчивается упражнение словами учителя: «Выйти из такого лабиринта вопросов помогут наши совместные действия, наша работа».


  • Метод "Невидимая связь"

Учитель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок любому из учеников. Каждый ученик передает клубок следующему, задавая при этом вопрос: «Как выполнить это задание? Как построить работу? Как найти предложение с разными видами связи? Как отличить его от других типов предложений? и т.д.» После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель может попросить поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на лабиринт из нити, который получился.

-Выйти из лабиринта вопросов помогут наши совместные действия, наша работа сегодня.


1. Обучающиеся на этапе инициации выполняют действия в соответствии с рекомендациями учителя (в рамках использования метода "Невидимая связь")
2. Обучающиеся приобретают позитивный настрой на работу. 3. Очерчивают круг проблемных вопросов: формируют вопросы, которые у них возникают в результате прочтения задания и сопоставления с темой урока.


Фронтальная

Устные ответы

3.Целеполагание.


Метод ученического целеполагания

3. Целеполагание.

Учитель резюмирует высказывания детей:

-Вы определили тему урока, соотнесли тему с заданием, которое вам необходимо будет выполнить на ОГЭ, задали вопросы, ответы на которые вы рассчитываете получить в ходе работы. А теперь определите цели урока.

-Какую или какие цели вы перед собой поставите и будете стремиться их достигнуть? А теперь сопоставим ваши цели с теми, которые я поставила перед вами. Слайд 4.

Цели урока:

  • научиться распознавать в тексте сложные синтаксические конструкции (предложения с разными видами связи);

  • уметь классифицировать смысловые отношения в сложном предложении;

  • решать задание 14 ОГЭ;

  • получить знания, связанные с малой родиной — Шарьинским районом.




1. Обучающиеся формулируют цели урока, а также выбирают из предложенных педагогом и оценивают на предмет их достижимости на данном уроке.

2. Оформляют записи в тетради (число , классная работа, тема урока)

Фронтальная

Записи в тетради

4.Формирование ожиданий учащихся

Самоопределение к учебной деятельности,

«Метод «Оценочное дерево»


-Давайте обговорим условия работы.

Ребята, цели нашей встречи определены. А теперь я хотела бы узнать, что вы ждете от нашей встречи (что хотели бы узнать, чему научиться, какие качества приобрести) и что вызывает у вас опасения? Перед вами на доске изображение дерева. Вы должны на желтых листочках написать то, что ждете на уроке, а на красных листочках – чего опасаетесь. В конце занятия вы прикрепите к дереву желтые или красные листочки: сбывшиеся ожидания или сбывшиеся опасения.
«Метод Оценочное дерево»:

Цель:выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы: На столах разноцветные листочки. Дерево, схематично нарисованное на ватмане, на дереве места для листочков– красных или жёлтых, разноцветные стикеры.

Проведение:Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать то, что они ждут на уроке, а на красных листочках то, чего опасаются. В конце занятия учащиеся прикрепляют к дереву желтые или красные листочки: сбывшиеся ожидания или сбывшиеся опасения

Оценка результата урока:желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

1. Обучающиеся на этапе формирования ожиданий выполняют действия в соответствии с рекомендациями учителя.
2. Обучающиеся определяют и фиксируют свои ожидания и опасения в рамках изучения данной темы

Индивидуальная

Оценочные листы

5.Актуализация и пробное учебное действие.

Индивидуальное сообщение, беседа

Знакомство учащихся с лингвистическим материалом.

- Ну, что ж, тема урока ясна, цели и задачи определены, ожидания и опасения записаны. Теперь самое время погрузиться в тему урока. В начале урока я сказала о том, что урок наш необычен и назвала причины. Одна из них заключается в том, что наш урок посвящен юбилею Шарьинского района, поэтому и работать мы с вами будем с лингвистическим материалом, связанным с Шарьинским районом. Дома вы прочитали рассказ Короленко Владимира Галактионовича «Река играет». И один из модераторов подготовил краткое сообщение о В.Г. Короленко. Слайд 5.

-У рассказа «Река играет» Слайд 6. есть подзаголовок «Эскизы из дорожного альбома». Рассказ, хоть и имеет сплошную сюжетную линию и объединён образом рассказчика, представляет собой наброски, зарисовки как бы с натуры, размышления путешественника.

- О чем этот рассказ? Назовите тему рассказа. (Тема рассказа многообразие характеров и нравов простых русских людей.)

- Какое отношение имеет этот рассказ к нашей малой родине? ( Рамка для сюжетного повествования – вышедшая из берегов, река Ветлуга. Пейзажем реки рассказ начинается и заканчивается. Плеск реки будит героя и, таким образом, спасает его от опасности надвигающейся беды.).

1. Индивидуальное сообщение о В.Г. Короленко.

2. Отвечают на вопросы по лингвистическому материалу

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы, индивидуальное сообщение

6. Движение темы.

Целеполагание, выход и построение проекта выхода из затруднения.


Беседа, прослушивание текста, лексическая работа, просмотр мультимедийной

презентации.

Решение лингвистических задач в формате ОГЭ.

Сингапурская методика: «ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН» – «встать – сесть» - Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.



Знакомство учащихся с этапами усвоения темы урока.

- Итак, приступим к работе. Напоминаю, что сегодня мы работаем двумя группами: модераторы и практики и говорим о сложных предложениях с разными видами связи. И первая интеллектуальная задача для модераторов-теоретиков — разработать образовательный маршрут по теме урока. (последовательность изучения темы),.

- Практики, посмотрите на доску: после работы по составлению названия темы урока на доске остались временно невостребованные слова. Воспользуемся одним из них - «Слово».

-Какие задания ОГЭ связаны с одним словом? (задания 4,5,6).
-Какие разделы языкознания контролируют эти задания (орфографию и лексику). Какие конкретно орфографические правила повторяем мы, выполняя 4 и 5 задания? (правописание приставок, правописание н/нн)

-Практики сейчас займутся повторением орфографии в формате подготовки к ОГЭ на материале текста В.Г. Короленко о Ветлуге: Сайд 7
Задание 4 (правописание приставок):

  • Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. 

1)Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я. 2)Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. 3)Закинув несколько голову, я мог видеть в вышине темную деревянную церковку, наивно глядевшую на меня из-за зеленых деревьев, с высокой кручи. 4)Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево - серый неуклюжий столб с широкою досчатою крышей, с кружкой и с доской, на которой было написано: «Пожертвуйте проходящий на колоколо господне». 5) А здесь, у самых моих ног, плескалась река. (Ответ :расстилалось)

Слайд 8

Задание 5 (правописание н/нн в суффиксах различных частей речи):

  • Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н». 

1)Мы все взошли на скрипучий досчатый паром; Тюлин - последний. 2)По-видимому, он размышлял несколько секунд, поддаваясь соблазну: уж не достаточно ли народу и без него. 3)Однако, все-таки взошел, шлепая по воде, потом с глубокою грустью посмотрел на колья, за которые были зачалены чалки, и сказал с кроткой укоризной, обращенной ко всем вообще:

4)- Э-эх! Чалки-те, чалки никто и не отвязал. Н-ну!

5)Он не отвечает, косвенно признавая, быть может, всю справедливость этого замечания, и так же лениво, с тою же беспросветною скорбью, спускается в воду, чтоб отвязать чалки.6)Паром заскрипел, закачался и поплыл от берега. 7)Перевозный шалаш, опрокинутая лодка, холмик с церковью мгновенно, будто подхваченные неведомою силой, уносятся от нас, а мысок с зеленою подмытою ивой летит нам навстречу. (Ответ: зачалены)

- Практики, какие орфографические правила мы повторили? Какие задания ОГЭ вспомнили?
- А сейчас слово модераторам. Презентуйте ваш образовательный маршрут. Слайд 9.

Образовательный маршрут по теме урока:

1.отличаем сложные предложения от простых

2.различаем типы сложных предложений (ССП, СПП, БСП)

3.учимся находить в тексте сложные предложения с разными видами связи.

4.учимся выполнять задание 14 ОГЭ

5***. учимся отличать СП с разными видами связи от СПП с несколькими придаточными или любой тип СП, с различными видами осложнений (пр, СПП одна часть которого осложнена).



1. Группа модераторов разрабатывает образовательный маршрут по изучению темы урока.

2. Группа практиков выполняет задания4,5 в формате ОГЭ

Групповая, индивидуальная

Записи в тетради,

записи на листах.

7. Практическая деятельность по реализации образовательного маршрута.

Первичное закрепление.

Сингапурская методика «МИКС ПЭА ШЭА» : структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов). Модераторы выбирают себе двух практиков и пересаживаются к ним.

Маршрут определен. Двигаемся по маршруту.

- Модераторы, напомните алгоритм решения первого пункта вашего маршрута: как отличить сложное предложение от простого? (по количеству грамматических основ)

- Выполняем задание по первому пункту нашего маршрута. Выберете из текста сложные предложения. С какими заданиями ОГЭ связано это упражнение? (8:Выпишите грамматическую основу предложения; 11:Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.;12,13,14). Все эти задания мы решаем, через обозначение ГО.

Это упражнение мы будем выполнять, используя методику МИКС ПЭА ШЭА Слайд 10

Выберите из текста сложные предложения:

1)Резвое течение, будто шутя и насмехаясь над нашим паромом, уносит неуклюжее сооружение все дальше и дальше. 2)Кругом, обгоняя нас, бегут, лопаются и пузырятся хлопья цвету. 3)Перед глазами мелькает мысок с подмытою ивой и остается назади. 4)Назади, далеко, осталась вырубка с новенькою избушкой из свежего лесу, с маленькою телегой, которая теперь стала еще меньше, и с бабой, которая стоит на самом берегу, кричит что-то и машет руками [....] 5)Положение действительно довольно критическое. 6)Шест уходит вглубь, не маяча, то есть он не достает дна. (Ответ: 4,6).

-Группы назовите свои ответы, обоснуйте их.

-Модераторы и практики вернитесь на свои места. - Практики, какой вопрос мы сейчас повторяли? (Отличали сложное предложение от простого). Значит, нам с вами пригодилось слово «простое» из мозаики.



Модераторы формулируют алгоритм.

Практики и модераторы совместно решают лингвистическую задачу. Обосновывают ответы, опираясь на знание теории.

Групповая, фронтальная, работа в парах (тройках).

Записи в тетради

8. Движение темы. Создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее.

Составление кластеров, решение лингвистических задач. Сингапурская методика «РАУНД ТЭЙБЛ»: обучающиеся, записав ответ на вопрос передают тетради по кругу для проверки.

Продолжим работу.

-Второй пункт образовательного маршрута — это дифференциация сложных переложений, т.е. нам необходимо уметь различать типы сложных предложений.

-Практики, на доске остались слова, выберите из них названия типов сложных предложений. (ССП,СПП, БСП)

-Модераторы, каждый из вас по договоренности выбирает тип сложного предложения и составляет кластер по определению типа.

- В это время практики продолжат работу по подготовке к ОГЭ. Какое последнее слово осталось на доске? (словосочетание) Какое задание ОГЭ связано с этим словом ? (задание 7). Выполним его на материале текста В.Г. Короленко «Река играет». Слайд 11.

  • Замените словосочетание «ночные странники» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

1)Я тоже улегся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звездным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками подымавшейся за холмами луны.... 2)Ночные странники просыпались и протирали глаза...

- Методика «Раунд тэйбл». Проверили товарища.

-Модераторы, вы закончили свою работу, представьте нам свои кластеры.

Отвечают на вопросы.

Модераторы составляют кластеры.

Практики решают лингвистическую задачу в формате ОГЭ.

Фронтальная, индивидуальная

Кластеры, записи в тетради.

9.Закрепление изученного материала.

Решение лингвистических задач.

Сингапурская методика «МИКС ПЭА ШЭА» : структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).

- А сейчас я вновь предлагаю вам под музыку переместиться и образовать группу из модератора и практиков для решения задания, касающегося третьего и четвертого пунктов образовательного маршрута по теме нашего урока :учимся находить в тексте сложные предложения с разными видами связи; учимся выполнять задание 14 ОГЭ.

- Каков алгоритм действия для выполнения задания? ( Найти сложное предложение, выделив грам.основы, определить виды связи в СП)

Слайд 12.
Задание 14:

Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной с подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

1)Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. 2)Когда, часа три назад, я укладывался на берегу, в ожидании ветлужского парохода, вода была далеко, за старою лодкой, которая лежала на берегу кверху днищем; теперь ее уже взмывало и покачивало приливом.3) Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам. 4) Ветлуга, очевидно, взыграла. 5)Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои веселые зеленые берега. 6) Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены. 7)По берегам зеленый лопух, схваченный водою, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-мачеха, и вся зеленая братия стояли уже безропотно и тихо... 8) Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (ответ: 2)

Решают лингвистические задачи, отвечают на вопросы, работают в группах, выводят алгоритм решения задачи.

Групповая, фронтальная

Записи в тетради, устные ответы на вопросы, карточки.

10. Самостоятельная работа

Самостоятельное решение лингвистических задач с последующей провекой.

Слайд 13. Задание 14:

Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 
1)Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. 2)Когда, часа три назад, я укладывался на берегу, в ожидании ветлужского парохода, вода была далеко, за старою лодкой, которая лежала на берегу кверху днищем; теперь ее уже взмывало и покачивало приливом.3) Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам. 4) Ветлуга, очевидно, взыграла. 5)Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои веселые зеленые берега. 6) Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены. 7)По берегам зеленый лопух, схваченный водою, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-мачеха, и вся зеленая братия стояли уже безропотно и тихо... 8) Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (ответ:5)

Слайд 14. Задание 14:

Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

1)Парохода все нет. 2) Говорят, за час до прихода он будет еще "кричать" где-то, на одной из вышележащих пристаней, но часа через три, пошатавшись по селу и напившись чаю, я подхожу опять к берегу, о пароходе ничего не известно.3) Река продолжает играть и даже разыгралась совсем не на шутку. 4)Тюлин тащится к своему шалашу по колени в воде, лениво шлепая босыми ногами по зеленой потопшей траве; он весь мокрый, широкие штаны липнут к его ногам, мешая идти; сзади, на чалке, тащится за Тюлиным давешняя старая лодка, которую, согласно предсказанию знатока-перевозчика, унесло-таки течением. (ответ :4)

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Карточки

11. Включение в систему знаний и повторение, домашнее задание.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Взаимопроверка.

- Скажите, все ли пункты образовательного маршрута мы освоили? Надо отличать предложения с разными видами связи от простого осложненного, или сложного предложения, одна часть которого в свою очередь чем-то осложнена, или от любого вида сложного предложения с несколькими частями с подобной связью.

Слайд 15. Например:

Через несколько минут, однако, песня прекратилась, и с вырубки слышался только громкий и такой же нестройный говор.

Я понял эту невинную хитрость, когда услышал в сумерках скрип воза, съезжавшего с горы.

Мне казалось, что я различаю фистулу Тюлина в общей разноголосице, что на одном из недальних холмов один за другим вспыхивали огни соседней деревеньки.

  • Мы с вами работали в течение всего урока над темой «Понятие о сложных предложения с разными видами связи». И сейчас я предлагаю модераторам завершить свои действия по обучению практиков проведя опрос по изученному на уроке материалу. («Какие предложения мы называем «сложными с разными видами связи?» «Как мы будем решать задание 14 ОГЭ.» «Каков алгоритм наших действий?»)

Домашнее задание: Слайд 16.

по выбору:

  1. Составить 10 предложений с разными видами связи на тему «Моя малая родина-Шарьинский район»;

  2. Выписать из рассказа В.Г. Короленко «Река играет» 10 предложений с разными видами связи.

  3. Написать мини-сочинение о своем селе, использовав сложные предложения с разными видами связи.

  4. для слабых обучающихся: упр. 246, 248.

Отвечают на вопросы учителя.

Модераторы задают вопросы практикам.

Оценивают свою работу.

Фронтальная

Устные ответы

12. Рефлексия учебной деятельности, оценивание

Заключительная беседа по вопросам.

Метод «Оценочное дерево»

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас возникли на уроке? Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку вашей работе: какую отметку вы себе поставите за урок.
«Оценочное дерево»

Цель: отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы: Дерево, нарисованное на доске.

Проведение:Учитель предлагает учащимся прикрепить сбывшиеся ожидания или сбывшиеся опасения – желтые и красные листочки.

Оценка результата урока:желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

Отвечают на вопросы, оценивают ожидания и опасения.

Фронтальная

Листы обратной связи.