Файл: Административноправовые отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, установленными и гарантированными нормами административного права.

1. Прежде всего, необходимо отметить, что административно-правовые отношения всегда являются отношениями в рамках которых реализуется публичная власть и проводится государственная воля. В первую очередь речь идет о реализации исполнительной власти, реже полномочий судебной власти и полномочий государственных органов, не относящихся ни к одной из ветвей власти.

2.Обязательное участие в них представителя публичной власти, как правило, органа или должностного лица. В административно-правовых отношениях могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, которая носит властный характер. Без этой обязательной стороны административно-правовое отношение вообще не может возникнуть. Отсюда вытекает юридическое неравенство сторон в административно-правовых отношениях, но в то же самое время, у обеих сторон абсолютное равенство перед законом.

3.Ответственность одного из участников административно-правовых отношений наступает перед государством, а не перед другой стороной.

4.Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другого участника правоотношений может быть как обязательным, так и необязательным, либо же административные правоотношения могут возникнуть помимо воли одной из сторон.

5.Административные правоотношения носят правоприменительный характер, иными словами, для них всегда необходимо издание правоприменительного акта (указа, приказа, постановления ли распоряжения).

6.Еще одной особенностью административно-правовых отношений выступает порядок прекращения споров, возникающих между их участниками. Данный порядок преимущественно является внесудебным.

7.При нарушении требований административно-правовой нормы стороны несут юридическую ответственность перед государством с учетом тяжести наступивших последствий.

А.П.Алехин, Ю.М.Козлов классифицируют:

а) по юридическому характеру взаимодействия их участников выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

б) по содержанию выделяются правоотношения административно-процессуального и административно-договорного характера.


Д. Н. Бахрах выделял:

а) в зависимости от цели и функции правового регулирования регулятивные и охранительные административные правоотношения.

б) по составу участников правоотношения могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными.

По характеру юридических фактов, которые порождают административно-правовые отношения принято выделять административные правоотношения, порождаемые правомерными и неправомерными действиями (бездействиями), событиями.

Субъекты АПО – это субъекты права, которые реализуя свою административную правосубъектность вступают в административно-правовые отношения.

В административном праве принято выделять две больших группы субъектов административных правоотношений: это индивидуальные субъекты и коллективные

В зависимости от места и роли субъектов в конкретном административном правоотношении условно можно выделить два вида субъектов:

Властвующие субъекты

Не властвующие субъекты.

Правосубъектность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношения.

Административная правоспособность – это способность физического лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, в силу норм административного права.

Административная дееспособность - это способность физического лица реализовывать свои права и обязанности.

Деликтоспособность представляет собой способность лица нести ответственность за правонарушение

В состав правосубъектности выделяют трансдееспособность – способность лица своими действиями создавать права и обязанности для других субъектов и принимать на себя права и обязанности, являющиеся результатом действий других лиц.

Объектами в административных правоотношениях являются те блага, ценности, по поводу которых возникают сами правоотношения и которые находятся под охраной государства и права.

К числу непосредственных объектов относят предметы материального мира, личные неимущественные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги и официальные документы, поведение участников правоотношений, результаты поведения участников административных правоотношений.

Третьим элементом структуры административно-правовых отношений выступает их содержание, в котором принято выделять две составляющие – фактическое и юридическое содержание.



Фактическое содержание – это те действия, поступки и поведение, совершаемые участниками правоотношений в рамках правовых предписаний.

Юридическое содержание – это взаимные права и обязанности, которые свойственны участникам правовых отношений.

Оба аспекта содержания взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Юридические факты – это условия возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. В качестве юридических фактов выступают действия или бездействия и события. Действия могут быть правомерными и неправомерными. Событиями же называют юридические факты, не зависящие от воли людей, но влекущие при этом определенные правовые последствия.

Демьян Николаевич Бахрах отмечал, что к элементам структуры административно-правовых отношений относятся субъект, объект и содержание.

Юрий Николаевич Старилов также выделяет три элемента административного правоотношения: «административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты и его нормативное содержание». При этом материальная составляющая – относится к объекту правовых отношений, а юридическая составляющая – к содержанию.

Коренев Алексей Прокофьевич выделял в структуре административных правоотношений субъекты, объекты и юридические факты

Более развернутой является позиция Николая Михайловича Конина , который под структурой административных правоотношений понимал «совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты, объекты, права, обязанности и характер связи участников, юридические факты».

В «классической» структуре административно-правовых отношений в науке административного права выделяют такие элементы как: субъекты, объекты, содержание, а также можно дополнить эту структуру юридическими фактами.

В настоящее время ученые предпринимают попытки по выделению нового элемента в структуре административных правоотношений – «субъектно-объектное образования». Это связано непосредственно с цифровизацией и активным развитием информационных технологий и искусственного интеллекта, что поднимает вопрос о проблемах, связанных с правовым регулированием в данной сфере.

Условием возникновения административно-правовых отношений является юридический факт. В юридической литературе юридические факты определяют как обстоятельства, которые предусмотрены нормами права и влекущие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.


Действия представляют собой результат активного человеческого поведения, это те поступки человека, его воля и желание, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению административно-правовых отношений.

События – это жизненные обстоятельства, которые либо вообще не зависят воли, либо человек не может контролировать их событие.

По характеру последствий юридические факты могут быть правопорождающими, правоизменяющие и правопрекращающие

Мнения авторов по поводу выделения такой группы юридических фактов как состояние, которое может проявляться в определенном отрезке времени, порождающем юридические последствия, разделилось.

Еще в советское время Кечекьян С.Ф. рассматривал состояние только в качестве предпосылки правоотношений, но никак не в качестве отдельного вида юридического факта.

Также в правовой науке некоторые авторы придерживались другого мнения, согласно которому состояния признавались в качестве отдельных видов юридических фактов ( К.А.Стальгевич , Ю.К.Толстой, В.Б.Исаков)

Особое место среди юридических фактов занимают сроки. Сроки способны выступать в качестве юридического факта только во взаимосвязи с другими фактами, так как сами по себе вне связи с конкретной ситуацией никаких последствий за собой влечь не могут.

В зависимости от характера действия – юридические факты одноразового действия и многоразового действия.

Все юридические факты, которые закрепляются в административном законодательстве описывают точные условия наступления определенных правовых последствий. Отсюда мы можем сделать вывод, чем больше будет предоставлено юридических фактов, тем точнее и выше будет уровень реализации законных прав и обязанностей граждан.

В данной курсовой работе рассматривается такой сложный институт административного права, как административные правоотношения, а именно: рассматривается само понятие «административно-правовых отношений», выявляются их особенности, виды, структура и характерные черты, отличающие их от иных видов правоотношений, а также рассматриваются основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

В результате анализа нормативных правовых актов, научной и учебной литературы, трудов ученых обобщены и конкретизированы теоретические положения касательно административно-правовых отношений, а именно:


Административные правоотношения представляют собой возникающие в административно-публичной сфере общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. Они обладают рядом особенностей, таких как: возникновение в сфере государственного управления, возникновение по инициативе любой из сторон, возникновение в результате реализации норм административного права, разрешение споров во внесудебном порядке, обусловленность неравенством участников.

Также различными научными деятелями в сфере административного права выделяются основные видовые классификации административных правоотношений, такие как: регулятивные и охранительные правоотношения; внешнеорганизованные и внутриорганизованные правоотношения; горизонтальные и вертикальные правоотношения; правоотношения, порождаемые правомерными или неправомерными действиями, событиями. Существуют и другие видовые классификации административных правоотношения, но вышеуказанные являются базовыми и выделяются большинством ученых административистов.

Говоря о структуре административных правоотношений мы выявили, что существуют различные мнения по поводу выделения структурных элементов административно-правовых отношений, но составляющими «классической» структуры являются субъекты, объекты, содержание и юридические факты, а также, в связи с цифровизацией современного общества наряду с ними идет разработка представлений о субъектно-объектных образованиях.

Условием возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений является юридический факт. Юридические факты, закрепленные в административном законодательстве, требуют особого внимания, поскольку именно они выступают гарантом законности, т.к. в них описываются условия, при которых могут наступить определенные правовые последствия. Однако, невозможно полностью предусмотреть все нюансы юридических фактов, поэтому они обычно согласуются с общеправовыми отраслевыми принципами правовой системы.