Файл: 1. Демократизация общественной жизни (19851991 гг.) в Ссср.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3

1. Демократизация общественной жизни (1985-1991 гг.) в СССР. 4

2. Внешние политические инициативы советских реформаторов и их результаты (1985-1991 гг.) 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Подведём итоги проделанной работы. Перестройка представляет 12

собой, безусловно, важный и драматический этап в истории развития 12

страны. Цели перестройки были направлены на модернизацию 12

экономической системы, улучшение жизни граждан, повышение 12

конкурентоспособности страны в глобальном масштабе. Но длившийся 12

всего несколько лет процесс реформирования принес тяжелейший 12

социально-экономический и политический кризис, закончившийся 12

распадом Советского государства. Масштабы этого события столь 12

велики, что до сих пор не утихает дискуссия о том, возможен ли был 12

иной вариант развития реформ. Например, возможно ли было провести 12

такие реформы, какие провёл Дэн Сяопин в Китае, где без социальных 12

потрясений перешли от командно-административной системы к 12

комбинированной и добились при этом впечатляющих успехов в 12

экономическом развитии. 12

Но не стоит забывать о том, что советское общество 1980-х сильно 12

отличалось от китайского. Советские граждане в большинстве своем 12

скептически относились к тем идеологическим догмам, которые 70 лет 12

служили основами советского государства. Безусловно, большинство 12

населения не хотело распада страны, но оно уже было свободно от 12

настроений по созданию идеального общества. 12

Как и многие начинания в истории России, масштабные 12

преобразования времён перестройки были инициированы элитами, то 12

есть это была «революция сверху». Но под воздействием ряда факторов 13

и, прежде всего, ошибок высшего руководства в оценке рисков и в 13

умении держать ситуацию под контролем, эти реформы окончились 13

крахом. 13
























Введение

Актуальность темы исследования обусловлена важностью осмысления перемен, начатых в СССР весной 1985 г. и продолжающихся в России по настоящее время. Последняя четверть XX века ознаменовалась мировой волной демократизации, постепенно захватившей и коммунистические режимы Восточной Европы. Процессы, развивающиеся в этих странах и, особенно, в СССР, а ныне в Российской Федерации, продолжают привлекать к себе пристальное внимание международных политических кругов и научной общественности. С логикой трансформации 1985—1991 гг. тесно связаны сегодняшние и завтрашние проблемы страны, которые невозможно оценить без концептуального понимания генезиса и основных этапов горбачевской перестройки. Именно в этот период сформировались основные социально — политические силы и группировки, борющиеся за власть до настоящего времени, выкристаллизовались их идейные ориентации. Понять общие тенденции развития политической системы нынешней России можно только через изучение внутренних условий развития, особенностей политической борьбы между основными социально — политическими силами и роли различных социальных и политических институтов в этой борьбе.


Главным предметом исследования в данной работе являются процессы трансформации политической системы на пути к демократизации: их сущность, характерные признаки, предпосылки и закономерности развития. Конкретным эмпирическим объектом исследования является совокупность прежде всего политических процессов в ходе горбачевской перестройки (1985—1991 гг.). Через призму известных западных концепций демократии и демократизации автор анализирует развитие политической системы СССР в период перестройки, прослеживает логику развития и динамику распада прежних механизмов власти как в целом, так и в отдельных составляющих систему политических институтах. В диссертации рассматривается предкризисное состояние советского общества к 1985 г. с целью выявления возможных предпосылок демократии; эволюция первой стадии концепции реформ и механизмы, использованные Горбачевым, в сравнении с обобщенной, на основе мирового опыта, общетеоретической моделью перехода к демократии; процессы осуществления частичных реформ политической системы в годы перестройки и, в итоге, системный кризис как результат неконцептуальных реформ такого типа.
1. Демократизация общественной жизни (1985-1991 гг.) в СССР.


В середине 80-х годов СССР являлся крупнейшей военно-политической державой в мире. Успехи СССР в развитии экономики и повышении жизненного уровня граждан были очевидны, динамично строились национальные и международные отношения. Основная масса населения считала существующий в СССР социалистический строй наилучшим и прогрессивным. Однако все это было только видимостью, созданной советской пропагандой. СССР в тот момент был «колоссом на глиняных ногах». «Из засекреченных докладов высшему советскому руководству следовало, что постоянно замедляющиеся, по сравнению со странами Запада, темпы развития поставили СССР на край пропасти. Необходимость немедленных реформ была очевидна. Но основная проблема как раз и заключалась в том, что в СССР не было механизмов, способных регулировать этот процесс» [4].

Политическое и экономическое развитие страны в 1985-1991 гг. четко делится на две части: реформирование «сверху» в 1985— 1988 гг. и реформаторское движение «снизу» 1989-1991 гг. Рубежом служат первые в СССР альтернативные выборы в Верховный Совет весной 1989 г



Перестройка. Первый этап: 1985-1988 гг. Начало нового политического курса связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Впрочем, изначально планировался лишь косметический ремонт КПСС.
Так, на XXVI1 съезде КПСС, в принятой им новой редакции Программы КПСС, повторяется тезис о социально-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах социалистического общества перед капитализмом. Хотя в то же время на нем раздавалась серьезная критика отдельных сторон советской действительности. После январского пленума ЦК КПСС 1987 г. в стране начинает набирать силу гласность, т. е. расширение свободы слова. Во многом это связано с деятельностью секретаря ЦК КПСС по вопросам идеологии А. Н. Яковлева, сторонника демократических перемен. Все громче звучат критические выступления в адрес советской системы. Разворачивается критика сталинизма, а чуть позже и самой коммунистической идеи.

В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало свою «Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30— 40-х годов и начала 50-х годов» во главе с А. Н. Яковлевым. «Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации», сдвинув хронологию начала этих репрессий к середине 20-х годов, советское руководство не решилось критиковать большевистский террор эпохи Гражданской воины и нэпа, и возложило всю вину за произвол и беззакония только на Сталина и его окружение.
На XIX партконференции летом 1988 г. была принята резолюция «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», в которой были выдвинуты революционные по своей сути предложения. Было предложено создать высший (внепартийный) орган власти — Съезд народных депутатов СССР», выборы в которой провести на конкурсной, альтернативной основе. (Ранее же на выборах не было борьбы между кандидатами — на одно депутатское место претендовал по указке властей лишь один человек). Наконец, партия приглашала всю страну к открытой честной дискуссии о модернизации общества. «Это был смертный приговор КПСС: лишенная репрессивного аппарата и полного господства над СМИ, партия была обречена, поскольку ее оппоненты постоянно вскрывали недостатки в жизни страны, а партийная пресса не могла противопоставить им убедительных аргументов. Недаром консерваторы во главе с секретарем ЦК КПСС во главе с Е. К.Лигачевым полагали, что перестройка может привести к крушению социализма. Однако реальных мер по улучшению жизни в стране они предложить не могли» [4].


Второй этап: 1989—1991 гг. Согласно принятому на XIX партконференции новому закону о выборах, весной 1989 г. в СССР состоялись первые альтернативные выборы в Первый съезд народных депутатов. Несмотря на то, что депутаты избирались не только по территориальным округам, но и от общественных организаций, контролируемых КПСС, в числе депутатов оказалось немало людей, ратующих за более кардинальные реформы.

Уже на Первом съезде народных депутатов СССР образовалось два основных блока, которые сохранились практически без изменений на последующих съездах: блок коммунистов и блок их противников — демократов. Демократы создали свою фракцию — Межрегиональную депутатскую группу, которая выступала за введение рыночной экономики, расширение гражданских свобод и предоставление большей самостоятельности союзным республикам. Многие представители русского населения союзных республик (прежде всего прибалтийских), считая, что это приведет к выходу этих республик из состава СССР и последующим гонениям местных властей против русских, выступили против демократов и создали свою группу — «Союз».

На Втором съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 г. были приняты постановления о работе Верховного Совета, сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. На съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены изменения в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменений избирательной системы и конституционного надзора.
На Третьем съезде весной 1990 г. первым Президентом СССР был избран М.С.Горбачев, Председателем Верховного Совета СССР — А.И.Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Кроме того, из Конституции была изъята знаменитая 6-я статья о руководящей роли КПСС в советском обществе.

Летом 1990 г. состоялся последний в истории, 28-й по счету, съезд КПСС. Хотя Горбачеву удалось добиться сохранения целостности партии, съезд можно охарактеризовать как «могильный». «Предпринятая на съезде попытка мягко, без потрясений перевести КПСС из коммунистической в социал-демократическую партию была обречена на провал. Был выдвинут тезис о том, что КПСС должна «повернуться лицом к человеку и его нуждам, однако в действительности положение народа продолжало лишь ухудшаться, что лишало КПСС остатков популярности. Многие коммунисты стали переходить в ряды демократов» [4].


С лета 1990 г. реальная власть на местах начинает переходить в руки местных лидеров демократической оппозиции. Наиболее ярко антикоммунистическая направленность руководства новых Советов проявилась в Москве и Ленинграде, где к власти пришло движение «Демократическая Россия». В Москве Председателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. «Но несмотря на щедрые обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем, а интенсивная политическая борьба в них была одной из причин того, что эффективность советской власти снизилась.
Тогда же, летом 1990 г., в СССР появляются альтернативные КПСС политические партии. Это Демократическая партия, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт, народные фронты в различных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы как общественные организации на республиканском уровне. В 1991 г. были зарегистрированы общесоюзные партии, первой из которых стала КПСС, второй — ЛДП (ныне ЛДПР)» [4].

Демократизация общества разбудила спавшее доселе чудовище — национализм. По мере развития «перестройки» все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, пытавшимися использовать напряженность для решения тех или иных своих проблем.

В 1988 г. начался длительный вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (в Ферганской долине, Алма-Ате, Душанбе и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русское население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов стал Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. Противостояние имело место также в Молдавии, где гагаузы и русские Приднестровской области выступили против ущемления их национальных прав и выхода республики из Союза, и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступила против курса лидеров своих республик на полный суверенитет.


2. Внешние политические инициативы советских реформаторов и их результаты (1985-1991 гг.)