Файл: Музыка и литература в залах картинной галереи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 785

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан

Проект

«Музыка и литература в залах картинной галереи»

Выполнил:

ученик класса

МАОУ «СОШ № 26»

Ф.И

Руководитель

Кудряшова В.А.

2022 г.
Оглавление:


  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Основная часть

А) Теория……………………………………………………………….3

Б) Практика ………………………………………………………..…5

  1. Вывод. Заключение…………………………………………………......10

  2. Список литературы……………………………………………………..10


Введение
Моя тема проекта по музыке «Музыка и литература в залах картинной галереи». Я люблю рисовать, но в картинной галереи был только один раз в городе Стерлитамак. Поэтому я обратился к Интернету.

Многие художники рисовали музыкантов и героев литературных произведений, а музыканты писали музыку по картинам. И я хочу доказать, что музыка, живопись и литература тесно связаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга.

Цель: Доказать, что музыка, литература и живопись тесно связаны друг с другом.

Задачи:

  1. Исследовать произведения композиторов, которые вдохновившись картинами художников, писали музыку на эти произведения

  2. Отследить полотно художников, которые изображали музыкантов и музыкальные инструменты.

  3. Найти связь между живописью и литературой.



Основная часть.

А) теория

Слушая музыка можно вызвать в нашем воображении картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении музыку.

Слово «музыка», в переводе с греческого, означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или
весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!

Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Например, живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема создания образа человека от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ человека, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Образы искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как песни о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.



Б) Практика

Изучил работы знаменитых художников, которые связаны с музыкой.

Эта связь прослеживается по двум направлениям:

1.Многие композиторы, вдохновившись картинами художников, писали музыку на эти произведения.

  • П ортрет Анны Петровны Керн, автор А. Арефьев-Богаев. Знаменитое стихотворение А.Пушкина "Я помню чудное мгновенье" посвящено Анне Керн, а композитор М.Глинка написал музыку романса, который стал одним из самых знаменитых романсов.

  • Картина "Царевна - Лебедь" Михаила Врубеля. Автор нарисовал свою жену в образе Царевны-Лебедя, вдохновлённый оперой Н. А. Римского-Корсакова  "Сказка о царе Салтане".

  • "Садко" Ильи Репина и "Садко" - опера Николая Римского-Корсакова.

  • " Бурлаки на Волге" картина Ильи Репина и "Эй, дубинушка, ухнем" песнь волжских бурлаков, народная песня на музыку Михаила Балакиреева.

  • "Вечерний звон" русская песня на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева и "Вечерний звон" знаменитая картина русского художника Исаака Левитана.

  1. Направление связи музыки с живописью прослеживается в самих картинах. Многие художники изображали на полотнах музыкантов или музыкальные инструменты.

Художники во все времена изображали людей, играющих на музыкальных инструментах. Первые такие изображения пришли к нам из глубокой древности: стены храмов в Египте, вазы и амфоры Греции, картины художников эпохи Возрождения; у живописцев-романтиков произведения «напоены» музыкой.

Можно назвать эти картины «звучащими», потому что художники запечатлели процесс игры на музыкальных инструментах, позу музыкантов, положение их рук, мимику лица, их эмоции.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти . «Музыка – сестра живописи», говорил Леонардо да Винчи. Голландский живописец Ван Гог продолжает: «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие» . Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков. В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе - содержание получает последовательно.


  1. Связь между живописью и литературой: "Живопись- это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись." Вольтер

  • Картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» по сюжету «Слова о полку Игореве», и создание картины на культурно-исторической основе, в том числе литературной, например, полотно В. Васнецова «Баян» которая напрямую не связанна с сюжетом «Слова…», но воссоздающая образ одного из героев произведения.

  • Иногда складываются ошибочные впечатления о взаимосвязи литературного произведения и картины. Самый известный пример этого -иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова «На Волге» картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», что часто встречается в учениках литературы. Однако, в стихотворении основной упор делается на описании красот реки, её пейзажа, а встреча с бурлаками является одним из многих эпизодов. В русской живописи 19 века есть картина, гораздо больше подходящая для иллюстрации этого стихотворения - «Волга под Юрьевцем» Алексея Саврасова. Здесь, как и в стихотворении Некрасова, основной упор делается на бесконечный волжский простор, частью которого стали бурлаки. Как и поэт, который смотрит на реку с высокого берега, Саврасов «дает» свой пейзаж  с какой-то возвышенной точки.

  • И. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» и А. Пушкин «Евгений Онегин». Несмотря на использование литературного материала, что становится понятно из названия картины, Репину удалось выйти из рамок иллюстрации и создать самостоятельное произведение. При помощи обычных изобразительных средств он сумел передать психологическую характеристику героев.

  • В. Перов «Суд Пугачева» и А. Пушкин «Капитанская дочка». Вряд ли при работе над этой картиной художник ориентировался исключительно на повесть Пушкина. Однако нельзя ни отметить некоторую общность обоих произведений.

  • И. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и Н. Гоголь «Тарас Бульба». Как и в предыдущей паре, эти произведения вред ли связаны напрямую, однако их роднит общий образ Запорожской Сечи, с её «бешеным разгульем веселости».

  • И. Крамской «Русалки» и Н. Гоголь «Майская ночь». Согласно имеющимся данным, Крамской изначально планировал более бережно использовать сюжет Гоголя, но постепенно отошел от первоначального замысла, отказавшись от фантастичности в сторону поэтического начала, сделав акцент на томлении человеческого духа.

  • Демон в живописи М. Врубеля и поэзии М. Лермонтова. Для обоих авторов характерно восприятие Демона как воплощения творческого начала в душе художника.

  • В. Верещагин Цикл работ об Отечественной войне 1812 года и Л. Толстой «Война и мир». В данном случае, вероятно, не стоит отдельно говорить о совпадениях или использовании одинакового материала. Стоит отметить некоторые параллели в картине «Расстрел в Кремле» со сценой расстрела «поджигателей» в романе.


Поэты во все времена писали стихи, посвященные красивым женщинам, например:

  • Картина Ф. Рокотова Портрет А.П.Струйской Именно этой красивой женщине посвящены строки Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

  • Картина В.Боровиковского Портрет М.И.Лопухиной, на котором тоже очень красивая женщина, принадлежащая к известному роду Толстых. Ей посвятил строки, хотя и не очень известные, русский поэт Яков Полонский:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

  • Известное полотно И.Крамского, которое называется «Неизвестная». До сих пор связывают строки Александра Блока:

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука ...

с самым, пожалуй, …


ЗДЕСЬ НУЖНО СДЕЛАТЬ ОПРОС И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАТЬ

Заключение.

Вывод:

Я думаю, что все мои предположения оказались верными и мне удалось доказать, что живопись, литература и музыка с древних времен проникали друг в друга, добавляя те или иные оттенки в творчество, принося вдохновение великим деятелям искусства, отражая в разных образах и формах внутренний мир художников, поэтов и композиторов. Эту взаимосвязь вы можете увидеть посетив картинные галереи.

Список литературы.

  1. Грачева И.В. Воплощение женского образа в поэзии и живописи./ Литература в школе. – 2010, №12.

  2. Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе: Из опыта работы.- М., Просвещение, 1976.

  3. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 2001.

  4. Локтионова Н.П. Слово смело пошло за живописью./ Литература в школе. – 2007, №7.

  5. Сычев Б.П. Работа с иллюстрациями на уроках литературы./ Литература в школе. – 2003, №4.

  6. Хакимова Ж.Ф. Опыт постижения художественного мира./ Литература в школе. – 2010, №8.

  7. 7. Влияние произведений живописи на произведения художественной литературы