ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 785
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан
Проект
«Музыка и литература в залах картинной галереи»
Выполнил:
ученик класса
МАОУ «СОШ № 26»
Ф.И
Руководитель
Кудряшова В.А.
2022 г.
Оглавление:
-
Введение…………………………………………………………………3 -
Основная часть
А) Теория……………………………………………………………….3
Б) Практика ………………………………………………………..…5
-
Вывод. Заключение…………………………………………………......10 -
Список литературы……………………………………………………..10
Введение
Моя тема проекта по музыке «Музыка и литература в залах картинной галереи». Я люблю рисовать, но в картинной галереи был только один раз в городе Стерлитамак. Поэтому я обратился к Интернету.
Многие художники рисовали музыкантов и героев литературных произведений, а музыканты писали музыку по картинам. И я хочу доказать, что музыка, живопись и литература тесно связаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга.
Цель: Доказать, что музыка, литература и живопись тесно связаны друг с другом.
Задачи:
-
Исследовать произведения композиторов, которые вдохновившись картинами художников, писали музыку на эти произведения -
Отследить полотно художников, которые изображали музыкантов и музыкальные инструменты. -
Найти связь между живописью и литературой.
Основная часть.
А) теория
Слушая музыка можно вызвать в нашем воображении картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении музыку.
Слово «музыка», в переводе с греческого, означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или
весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Например, живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема создания образа человека от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ человека, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.
Образы искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как песни о неповторимой красоте родной природы.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
Б) Практика
Изучил работы знаменитых художников, которые связаны с музыкой.
Эта связь прослеживается по двум направлениям:
1.Многие композиторы, вдохновившись картинами художников, писали музыку на эти произведения.
-
П ортрет Анны Петровны Керн, автор А. Арефьев-Богаев. Знаменитое стихотворение А.Пушкина "Я помню чудное мгновенье" посвящено Анне Керн, а композитор М.Глинка написал музыку романса, который стал одним из самых знаменитых романсов. -
Картина "Царевна - Лебедь" Михаила Врубеля. Автор нарисовал свою жену в образе Царевны-Лебедя, вдохновлённый оперой Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". -
"Садко" Ильи Репина и "Садко" - опера Николая Римского-Корсакова. -
" Бурлаки на Волге" картина Ильи Репина и "Эй, дубинушка, ухнем" песнь волжских бурлаков, народная песня на музыку Михаила Балакиреева. -
"Вечерний звон" русская песня на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева и "Вечерний звон" знаменитая картина русского художника Исаака Левитана.
-
Направление связи музыки с живописью прослеживается в самих картинах. Многие художники изображали на полотнах музыкантов или музыкальные инструменты.
Художники во все времена изображали людей, играющих на музыкальных инструментах. Первые такие изображения пришли к нам из глубокой древности: стены храмов в Египте, вазы и амфоры Греции, картины художников эпохи Возрождения; у живописцев-романтиков произведения «напоены» музыкой.
Можно назвать эти картины «звучащими», потому что художники запечатлели процесс игры на музыкальных инструментах, позу музыкантов, положение их рук, мимику лица, их эмоции.
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти . «Музыка – сестра живописи», говорил Леонардо да Винчи. Голландский живописец Ван Гог продолжает: «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие» . Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков. В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе - содержание получает последовательно.
-
Связь между живописью и литературой: "Живопись- это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись." Вольтер
-
Картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» по сюжету «Слова о полку Игореве», и создание картины на культурно-исторической основе, в том числе литературной, например, полотно В. Васнецова «Баян» которая напрямую не связанна с сюжетом «Слова…», но воссоздающая образ одного из героев произведения. -
Иногда складываются ошибочные впечатления о взаимосвязи литературного произведения и картины. Самый известный пример этого -иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова «На Волге» картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», что часто встречается в учениках литературы. Однако, в стихотворении основной упор делается на описании красот реки, её пейзажа, а встреча с бурлаками является одним из многих эпизодов. В русской живописи 19 века есть картина, гораздо больше подходящая для иллюстрации этого стихотворения - «Волга под Юрьевцем» Алексея Саврасова. Здесь, как и в стихотворении Некрасова, основной упор делается на бесконечный волжский простор, частью которого стали бурлаки. Как и поэт, который смотрит на реку с высокого берега, Саврасов «дает» свой пейзаж с какой-то возвышенной точки. -
И. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» и А. Пушкин «Евгений Онегин». Несмотря на использование литературного материала, что становится понятно из названия картины, Репину удалось выйти из рамок иллюстрации и создать самостоятельное произведение. При помощи обычных изобразительных средств он сумел передать психологическую характеристику героев. -
В. Перов «Суд Пугачева» и А. Пушкин «Капитанская дочка». Вряд ли при работе над этой картиной художник ориентировался исключительно на повесть Пушкина. Однако нельзя ни отметить некоторую общность обоих произведений. -
И. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и Н. Гоголь «Тарас Бульба». Как и в предыдущей паре, эти произведения вред ли связаны напрямую, однако их роднит общий образ Запорожской Сечи, с её «бешеным разгульем веселости». -
И. Крамской «Русалки» и Н. Гоголь «Майская ночь». Согласно имеющимся данным, Крамской изначально планировал более бережно использовать сюжет Гоголя, но постепенно отошел от первоначального замысла, отказавшись от фантастичности в сторону поэтического начала, сделав акцент на томлении человеческого духа. -
Демон в живописи М. Врубеля и поэзии М. Лермонтова. Для обоих авторов характерно восприятие Демона как воплощения творческого начала в душе художника. -
В. Верещагин Цикл работ об Отечественной войне 1812 года и Л. Толстой «Война и мир». В данном случае, вероятно, не стоит отдельно говорить о совпадениях или использовании одинакового материала. Стоит отметить некоторые параллели в картине «Расстрел в Кремле» со сценой расстрела «поджигателей» в романе.
Поэты во все времена писали стихи, посвященные красивым женщинам, например:
-
Картина Ф. Рокотова Портрет А.П.Струйской Именно этой красивой женщине посвящены строки Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
-
Картина В.Боровиковского Портрет М.И.Лопухиной, на котором тоже очень красивая женщина, принадлежащая к известному роду Толстых. Ей посвятил строки, хотя и не очень известные, русский поэт Яков Полонский:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
-
Известное полотно И.Крамского, которое называется «Неизвестная». До сих пор связывают строки Александра Блока:
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука ...
с самым, пожалуй, …
ЗДЕСЬ НУЖНО СДЕЛАТЬ ОПРОС И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАТЬ
Заключение.
Вывод:
Я думаю, что все мои предположения оказались верными и мне удалось доказать, что живопись, литература и музыка с древних времен проникали друг в друга, добавляя те или иные оттенки в творчество, принося вдохновение великим деятелям искусства, отражая в разных образах и формах внутренний мир художников, поэтов и композиторов. Эту взаимосвязь вы можете увидеть посетив картинные галереи.
Список литературы.
-
Грачева И.В. Воплощение женского образа в поэзии и живописи./ Литература в школе. – 2010, №12. -
Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе: Из опыта работы.- М., Просвещение, 1976. -
Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 2001. -
Локтионова Н.П. Слово смело пошло за живописью./ Литература в школе. – 2007, №7. -
Сычев Б.П. Работа с иллюстрациями на уроках литературы./ Литература в школе. – 2003, №4. -
Хакимова Ж.Ф. Опыт постижения художественного мира./ Литература в школе. – 2010, №8. -
7. Влияние произведений живописи на произведения художественной литературы