Файл: Введение 1 Выбор типа подвижного состава для перевозки заданных грузов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
1 Выбор типа подвижного состава для перевозки заданных грузов
1.1 Основные требования, предъявляемые к подвижному составу
По железным дорогам перевозится широкая номенклатура грузов, для этого используются различные типы вагонов. Выбор типа подвижного состава для погрузки и транспортировки к месту выгрузки конкретного груза является важнейшей задачей, поскольку от этого зависит сохранность груза, потребное количество вагонов, правильность выбора подъёмно-транспортных машин (ПТМ) и других устройств для выполнения грузовых операций.
Грузовые вагоны различаются по назначению, конструкции, грузоподъемности и числу осей, а парк грузовых вагонов, в свою очередь, состоит из универсальных, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры грузов, и специализированных – для перевозки определенных грузов.
В крытых универсальных вагонах на склады могут доставляться как тарно-штучные грузы, так и сыпучие (насыпные), требующие защиты от атмосферных осадков.
На открытом подвижном составе (полувагоны, платформы) перевозятся тяжеловесные, контейнеры, металлопрокат, навалочные, сыпучие и некоторые другие грузы.
К специализированным относятся следующие вагоны:
– цистерны для перевозки наливных грузов (темные и светлые нефтепродукты, спирт, растительное масло, аммиак, кислоты, щелочи и т. п.);
– саморазгружающиеся (вагоны-самосвалы) для железной руды, угля, кокса, гравия, щебня и так далее;
– вагоны с боковым способом разгрузки для грузов, затаренных в мешках, например, химические удобрения, цемент и прочий груз;
– думпкары и хопперы для сыпучих и пылевидных грузов, например, соль, известь, удобрения, пшеница и т. п.;
– изотермические и рефрижераторные вагоны для скоропортящихся грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима (мясо, рыба, овощи, фрукты и др.);
– длиннобазные фитинговые платформы для крупнотоннажных контейнеров;
– двухъярусные платформы, крытые вагоны-сетки для перевозки автомобилей.
Выбор подвижного состава следует осуществлять на основе технико-экономических показателей, отражающих конструктивные особенности вагонов.
1.2 Технико-экономические показатели грузовых вагонов
Вагоны грузового парка характеризуют следующие показатели: число осей, грузоподъемность, масса тары вагона, объём кузова, площадь пола, длина вагона по осям сцепления автосцепок, внутренняя длина, ширина и высота, база вагона и др.
При выборе подвижного состава наиболее важным показателем является грузоподъемность вагона – максимально допустимая (конструкцией) загрузка вагона в тоннах, установленная с учетом полного обеспечения безопасности движения поездов.
Чтобы обеспечить полное использование грузоподъемности, при выборе типа подвижного состава следует установить наиболее целесообразное (в зависимости от рода груза) соотношение грузоподъёмности и объёма кузова вагона.
Существует два понятия объёма кузова:
– полный (геометрический) – равен произведению ширины вагона на его длину и высоту;
– погрузочный (полезный) – часть полного объема, которая реально может быть использована для загрузки определенным родом груза.
На основании вышеизложенного для каждого вида груза выполним подбор грузового вагона.
Для перевозки щебня используем полувагон с люками в полу, но с глухими торцевыми дверями модели 12-119, который показан на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Полувагон модели 12-119
Для перевозки керосина применяем цистерну для бензина и светлых нефтепродуктов модели 15-145, которая приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Цистерна модели 15-145
Для транспортировки фосфорной муки используем 4-х осный крытый вагон для перевозки минеральных удобрений модели 11-740, который приведен на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – 4-х осный крытый вагон для перевозки минеральных удобрений модели 11-740
2 Определение объемов работы транспортно-грузового комплекса
2.1 Расчет суточного грузопотока
Суточный грузопоток по прибытию и отправлению определяется по формуле
, (2.1)
где – годовой грузопоток, т;
– коэффициент неравномерности.
Определим для каждого вида груза:
- щебень по прибытию
=0,845 тыс.т
- керосин по отправлению
=3,173 тыс.т
- фосфорная мука по прибытию
=2,212 тыс. т
2.2 Расчет суточного вагонопотока
Суточный вагонопоток определяется по формуле
, (2.2)
где – техническая норма загрузки, т.
Определим для каждого вида груза:
- щебень по прибытию
=12 вагонов
- керосин по отправлению
=64 вагона
- фосфорная мука по прибытию
=35 вагонов
Результаты расчетов сведем в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Суточные грузо- и вагонопотоки
Род груза | Приб/отпр | Суточный грузопоток, т | Тип подвижного состава | Техническая норма загрузки, т | Грузо подъемность, т | Суточный вагонопоток, ед |
Щебень | приб | 845 | полувагон | 69 | 69 | 12 |
Керосин | отпр | 3173 | цистерна | 50 | 66,8 | 64 |
Фосфорная мука | приб | 2212 | минераловоз | 64 | 64 | 35 |
3 Разработка вариантов транспортно-грузовых комплексов
3.1 Выбор схемы транспортно-грузового комплекса
Для заданных грузов проведем подбор грузоподъемных механизмов для каждого груза и результаты подбора сведем в соответствующие таблицы.
В таблице 3.1 приведено сочетание элементов ТГК для навалочного груза щебня.
Таблица 3.1 – Сочетания элементов ТГК для навалочных (сыпучих) грузов открытого хранения
Участок выгрузки | Участок хранения | Участок выдачи | ||
Способ выгрузки и тип приемного устройства | Способ хранения | Средство складирования | На автотранспорт | |
Полувагоны | ||||
Повышенный путь, штабель | штабель | тракторный погрузчик | тракторный погрузчик | |
Ковш (грейфер) до 10 ваг./сут, без приемного устройства | штабель | грейферный кран | грейферный кран |
В таблице 3.2 приведено сочетание элементов ТГК для наливных грузов (керосин).
Таблица 3.2 – Сочетания элементов ТГК для наливных грузов (керосин)
Участок приема | Участок хранения | Участок погрузки | ||
Способ выгрузки и тип приемного устройства | Способ хранения | Средство складирования | На железнодорожный транспорт | |
Цистерна | ||||
Разгрузочная эстакада самотеком с помощью вакуумного устройства | надземный резервуар | надземный резервуар | налив самотеком | |
Разгрузочная эстакада с помощью насосного устройства | подземный резервуар | подземный резервуар | закачка насосом |
В таблице 3.3 показано сочетание элементов ТГ для фосфорной муки.
Таблица 3.3 – Сочетания элементов ТГК для фосфорной муки
Участок выгрузки | Участок хранения | Участок выдачи | ||
Способ выгрузки и тип приемного устройства | Способ хранения | Средство складирования | На автотранспорт | |
Специализированный крытый вагон бункерного типа | ||||
Повышенный путь, приемная траншея | штабель | грейферный кран | конвейер | |
Повышенный путь, приемная траншея | ковшовый элеватор | силосный корпус | бункер |
Ниже на рисунках приведены транспортно-грузовые комплексы для каждого рассматриваемого груза.
Рисунок 3.1 – Транспортно-грузовой комплекс I вариант для навалочного груза: 1 – вагон, 2 – повышенный путь, 3 – штабель груза (зона временного хранения), 4 – штабель груза (зона длительного хранения), 5 – автомобиль, 6 – тракторный погрузчик, 7 – переработка грузов через склад