ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 811
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИКУМ по учебной дисциплине «КРИМИНАЛИСТИКА» (по методологии и криминалистической технике) специальность 030501.65 Юриспруденция СПБ 2010 |
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Настоящий практикум является учебно-методическим пособием по курсу «Криминалистика» для слушателей и курсантов Уфимского юридического института МВД России и предназначен для получения ими знаний, умении и навыков по криминалистике, необходимых работникам органов внутренних дел. Задания практикума составлены в соответствии с действующей программой и планами семинарских и практических занятий.
Слушатели должны знать и уметь:
-
применять имеющиеся в унифицированном чемодане технические средства для обнаружения и изъятия следов и вещественных доказательств при осмотре места происшествия, их фиксации и упаковки в соответствии с уголовно-процессуальным законом; -
фотографировать обстановку места происшествия, обнаруженные следы и вещественные доказательства по правилам криминалистической фотографии; -
определять виды экспертиз, которые надо назначить по изъятым следам и вещественным доказательствам; формулировать по ним вопросы, подлежащие разрешению экспертными исследованиями; виды криминалистических учётов и коллекций и их использование в расследовании и раскрытии преступлений; -
обнаруживать признаки подделки документов, составлять розыскную таблицу и собирать образцы для сравнительного исследования; -
осматривать и описывать холодное оружие и огнестрельное оружие; -
описывать личность по методу словесного портрета, составлять оперативные ориентировки, заполнять учётные документы, использовать сведения, содержащиеся в криминалистических учётах, для розыска преступников, раскрытия преступлений.
При выполнении задания слушатель должен изучить соответствующую рекомендованную литературу, ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры криминалистики с имеющимися криминалистическими средствами и другими материалами. Задания, предусмотренные практикумом по данной теме, выполняются слушателями самостоятельно до и после занятий, а также в ходе практических занятий. После выполнения задания по каждой теме практикум сдаётся преподавателю для
проверки и оценки выполненной работы, а перед зачётной сессией – для итоговой проверки. В случае невыполнения хотя бы одного задания слушатель не допускается к зачёту.
Подобные рекомендации по выполнению задания будут даваться преподавателями на консультациях и занятиях. В практикум включены задания по следующим темам:
-
Предмет, система и задачи науки криминалистики; -
Криминалистическая идентификация и диагностика; -
Общие положения криминалистической техники; -
Криминалистическая фотография и видеозапись; -
Криминалистическое следоведение (трасология); -
Криминалистическое оружиеведение; -
Криминалистическое исследование документов; -
Криминалистическая габитоскопия; -
Криминалистическая регистрация.
Фрагменты протоколов и постановлений должны составляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению данных документов. При описании объектов следует использовать криминалистическую терминологию. В протоколах нельзя излагать выводы и предположительные суждения лиц, составляющих их, а также делать сокращения, кроме общепринятых. В конце каждого фрагмента протокола или постановления должна быть подпись лица, его составившего, с указанием занимаемой должности и специального звания.
В начале каждой плана-схемы указывают, приложением к какому процессуальному документу она является (наименование документа и дата его составления). Под рисунками указывают следующие сведения: что нарисовано (наименование объекта); что показано стрелками или отмечено линиями. Под схематической зарисовкой указывают, кто выполнил зарисовку, подпись участников следственного действия.
Составители пособия благодарны коллегам-преподавателям кафедры криминалистики Московского университета МВД России, предоставившим ряд своих разработок для данного практикума.
Тема 1
Предмет, система и задачи науки криминалистики
Лабораторная работа № 1
Задание № 1. Составьте схемы:
_________________________________________________________________
Предмет криминалистики
_________________________________________________________________
Система курса криминалистики
_________________________________________________________________
Задачи криминалистики
________________________________________________________________
Связь криминалистики с другими науками
Курсант (слушатель) ___ учебного взвода (группы)_______ / ____________ /
(Фамилия и инициалы)
Тема 2
Криминалистическая идентификация и диагностика
Лабораторная работа № 2
Задание № 1. Раскройте сущность следующих вопросов:
_________________________________________________________________
Виды идентификации
В зависимости от оснований классификации идентификация подразделяется на следующие виды:
По правовой природе, а) процессуальная, т.е. осуществляемая в рамках уголовно-процессуального закона; б) непроцессуальная, т.е. проводимая при оперативно-розыскных мероприятиях, при составлении криминалистических учетов;
Пo субъектам проведения: а) оперативный работник, б) следователь, в) прокурор, г) специалист, д) суд, е) эксперт;
По характеру отображений: а) идентификация по материально-фиксированным отображениям признаков объектов, б) отождествление по мысленному образу, запечатленному в памяти человека (при опознании);
По доказательственному значению: а) индивидуальная (в традиционном понятии), т.е. в процессе которой субъект исследования устанавливает факт принадлежности обнаруженного еле- да конкретному человеку (следы рук, запахового следа, крови, волос и иных объектов биологического происхождения и т.д.). факт отстрела обнаруженной гильзы из конкретного, представляемого на баллистическую экспертизу оружия; б) групповая (иначе ее определяют как установление групповой принадлежности). Такая идентификация предполагает возможную связь объекта с событием преступления, она определяет класс, род, вид, группу, к которым может относиться идентифицируемый объект (например, следы шип колес на месте дорожно-транспортного происшествия оставлены легковым автомобилем, предположительно ГАЗ-З110 «Волга»).
Разновидностью идентификации является проведение таковой по признакам общего происхождения, т.е. установления целого по частям (разорванный на части документ, часть механизма, агрегата и т.д.).
Вывод субъекта исследования о тождестве объекта основывается на совокупности его относительно устойчивых идентификационных признаков. Таковые подразделяются на: а) частные, которыми обычно являются детали объекта, образовавшиеся при его изготовлении, эксплуатации, ремонте, элементы папиллярного узора фаланги пальца руки человека; б) общие, которые присущи однородным объектам и позволяют отнести конкретный объект к данной группе (например, установить группу крови).
____________________________________________________________________
Объекты идентификации
Идентифицируемыми объектами, т. е. объектами, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации, являются:
-
люди (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, истцы, ответчики, лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, и др.); -
различные материальные предметы (обувь, одежда, орудия преступления, транспортные средства и др.); животные, растения; участки местности, помещения и т. п.
В качестве идентифицирующих объектов, т. е. объектов, с помощью которых решается задача идентификации, изучают:
-
следы рук, ног, зубов и других частей тела человека, предметов его одежды, обуви, орудий взлома, частей оружия на пулях и гильзах; -
копии этих следов в виде слепков, отпечатков, фотоснимков; -
документы, когда производится отождествление печатей и штампов по оттиску, лиц — по почерку, знакопечатающих устройств — по печатному тексту, и др.; -
участки местности путем их предъявления в натуре, по мысленному образу, фотоснимкам или видеоматериалам; -
части каких-либо предметов для установления их принадлежности единому целому.
_________________________________________________________________
Этапы идентификационного исследования
Идентификационное исследование включает несколько стадий:
1. раздельное исследование — выделение наибольшего количества идентификационных признаков каждого из сравниваемых объектов, изучение его идентификационного поля.
2. сравнительное исследование — сопоставление выявленных идентификационных признаков, присущих каждому объекту, и установление совпадающих и различающихся.
3. формулирование вывода о наличии или отсутствии тождества.
Результатом криминалистической идентификации может быть:
• установление наличия тождества;
• установление отсутствия тождества;
• вывод о невозможности решить задачу отождествлении.
_________________________________________________________________
Четыре основных вопроса, выносимых на разрешение диагностических экспертиз
Курсант (слушатель) ___ учебного взвода (группы)_______ / ____________ /
(Фамилия и инициалы)
Контрольное задание
Задание № 1. Письменно ответьте на контрольные вопросы:
1. Перечислите общенаучные методы, используемые в криминалистике, и раскройте их содержание.
2. Что такое «свойство предмета» и что такое «признак предмета»? Приведите примеры.
3. Что такое «идентификационный период»?
4. Что значит «установить тождество объекта»?
1)Чувственно-рациональные: Наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование. Логический метод: Анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия. Математический метод: измерение вычисление, геометрические построения, математическое моделирование. Кибернетические методы. Специальные методы: социологические, собственно-криминалистические, спец. методы др. наук, психологические, биологические. Криминалистические: дактилоскопия планирование следственных действий, организация расследования.
2) Каждый материальный объект обладает определенными свойствами. Эти свойства характеризуют отдельные стороны вещи и выявляются во взаимодействии с другими вещами. При этом свойства вещей существуют объективно, независимо от того, выявлены они в данный момент во взаимодействии с другими вещами или нет.При взаимодействии вещи с другими вещами ее свойства выражаются в признаках. Признак есть проявление свойства. В системе «свойство – признак» свойство выступает в качестве сущности, а признак – в качестве явления. 3) Изменение объекта в процессе его существования приводит к тому, что комплекс свойств меняется; наступает такой момент, когда количественные изменения переходят в качественные и практически появляется новый комплекс свойств. Однако в период, пока не произошел качественный скачок, имеется возможность отождествить объект по его отображению. Этот период называется идентификационным периодом данного объекта.
4) Опредеить принадлежность объекта к чему-либо.
Задание №2. Осмотрите один из простых подручных объектов (авторучку, карандаш, спичечный коробок, очки, носовой платок и т.п.). Установите признаки этого объекта, в соответствии с их характером внесите эти признаки в соответствующие графы таблицы. Ниже таблицы перечислите признаки описываемого объекта, начиная с общих и групповых и заканчивая частными и индивидуальными, так, чтобы образовался индивидуальный комплекс признаков объекта.