Файл: Практикум по учебной дисциплине криминалистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПРАКТИКУМ

по учебной дисциплине «КРИМИНАЛИСТИКА»

(по методологии и криминалистической технике)
специальность 030501.65 Юриспруденция

СПБ 2010


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Настоящий практикум является учебно-методическим пособием по курсу «Криминалистика» для слушателей и курсантов Уфимского юридического института МВД России и предназначен для получения ими знаний, умении и навыков по криминалистике, необходимых работникам органов внутренних дел. Задания практикума составлены в соответствии с действующей программой и планами семинарских и практических занятий.

Слушатели должны знать и уметь:

  • применять имеющиеся в унифицированном чемодане технические средства для обнаружения и изъятия следов и вещественных доказательств при осмотре места происшествия, их фиксации и упаковки в соответствии с уголовно-процессуальным законом;

  • фотографировать обстановку места происшествия, обнаруженные следы и вещественные доказательства по правилам криминалистической фотографии;

  • определять виды экспертиз, которые надо назначить по изъятым следам и вещественным доказательствам; формулировать по ним вопросы, подлежащие разрешению экспертными исследованиями; виды криминалистических учётов и коллекций и их использование в расследовании и раскрытии преступлений;

  • обнаруживать признаки подделки документов, составлять розыскную таблицу и собирать образцы для сравнительного исследования;

  • осматривать и описывать холодное оружие и огнестрельное оружие;

  • описывать личность по методу словесного портрета, составлять оперативные ориентировки, заполнять учётные документы, использовать сведения, содержащиеся в криминалистических учётах, для розыска преступников, раскрытия преступлений.

При выполнении задания слушатель должен изучить соответствующую рекомендованную литературу, ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры криминалистики с имеющимися криминалистическими средствами и другими материалами. Задания, предусмотренные практикумом по данной теме, выполняются слушателями самостоятельно до и после занятий, а также в ходе практических занятий. После выполнения задания по каждой теме практикум сдаётся преподавателю для
проверки и оценки выполненной работы, а перед зачётной сессией – для итоговой проверки. В случае невыполнения хотя бы одного задания слушатель не допускается к зачёту.

Подобные рекомендации по выполнению задания будут даваться преподавателями на консультациях и занятиях. В практикум включены задания по следующим темам:

  • Предмет, система и задачи науки криминалистики;

  • Криминалистическая идентификация и диагностика;

  • Общие положения криминалистической техники;

  • Криминалистическая фотография и видеозапись;

  • Криминалистическое следоведение (трасология);

  • Криминалистическое оружиеведение;

  • Криминалистическое исследование документов;

  • Криминалистическая габитоскопия;

  • Криминалистическая регистрация.

Фрагменты протоколов и постановлений должны составляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению данных документов. При описании объектов следует использовать криминалистическую терминологию. В протоколах нельзя излагать выводы и предположительные суждения лиц, составляющих их, а так­же делать сокращения, кроме общепринятых. В конце каждого фрагмента протокола или постановления должна быть подпись лица, его составившего, с указанием занимае­мой должности и специального звания.

В начале каждой плана-схемы указывают, приложением к какому процессуально­му документу она является (наименование документа и дата его составления). Под ри­сунками указывают следующие сведения: что нарисовано (наименование объекта); что показано стрелками или отмечено линиями. Под схематической зарисовкой указывают, кто выполнил зарисовку, подпись участников следственного действия.

Составители пособия благодарны коллегам-преподавателям кафедры криминалистики Московского университета МВД России, предоставившим ряд своих разработок для данного практикума.

Тема 1

Предмет, система и задачи науки криминалистики

Лабораторная работа № 1

Задание 1. Составьте схемы:

_________________________________________________________________

Предмет криминалистики



_________________________________________________________________

Система курса криминалистики




_________________________________________________________________

Задачи криминалистики



________________________________________________________________

Связь криминалистики с другими науками



Курсант (слушатель) ___ учебного взвода (группы)_______ / ____________ /

(Фамилия и инициалы)

Тема 2

Криминалистическая идентификация и диагностика

Лабораторная работа № 2

Задание 1. Раскройте сущность следующих вопросов:

_________________________________________________________________

Виды идентификации

В зависимости от оснований классификации идентификация подразделяется на следующие виды:

По правовой природе, а) процессуальная, т.е. осуществляемая в рамках уголовно-процессуального закона; б) непроцессуальная, т.е. проводимая при оперативно-розыскных мероприятиях, при составлении криминалистических учетов;

Пo субъектам проведения: а) оперативный работник, б) следователь, в) прокурор, г) специалист, д) суд, е) эксперт;

По характеру отображений: а) идентификация по материально-фиксированным отображениям признаков объектов, б) отождествление по мысленному образу, запечатленному в памяти человека (при опознании);

По доказательственному значению: а) индивидуальная (в традиционном понятии), т.е. в процессе которой субъект исследования устанавливает факт принадлежности обнаруженного еле- да конкретному человеку (следы рук, запахового следа, крови, волос и иных объектов биологического происхождения и т.д.). факт отстрела обнаруженной гильзы из конкретного, представляемого на баллистическую экспертизу оружия; б) групповая (иначе ее определяют как установление групповой принадлежности). Такая идентификация предполагает возможную связь объекта с событием преступления, она определяет класс, род, вид, группу, к которым может относиться идентифицируемый объект (например, следы шип колес на месте дорожно-транспортного происшествия оставлены легковым автомобилем, предположительно ГАЗ-З110 «Волга»).

Разновидностью идентификации является проведение таковой по признакам общего происхождения, т.е. установления целого по частям (разорванный на части документ, часть механизма, агрегата и т.д.).


Вывод субъекта исследования о тождестве объекта основывается на совокупности его относительно устойчивых идентификационных признаков. Таковые подразделяются на: а) частные, которыми обычно являются детали объекта, образовавшиеся при его изготовлении, эксплуатации, ремонте, элементы папиллярного узора фаланги пальца руки человека; б) общие, которые присущи однородным объектам и позволяют отнести конкретный объект к данной группе (например, установить группу крови).

____________________________________________________________________

Объекты идентификации

Идентифицируемыми объектами, т. е. объектами, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации, являются:

  • люди (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, истцы, ответчики, лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, и др.);

  • различные материальные предметы (обувь, одежда, орудия преступления, транспортные средства и др.); животные, растения; участки местности, помещения и т. п.

В качестве идентифицирующих объектов, т. е. объектов, с помощью которых решается задача идентификации, изучают:

  • следы рук, ног, зубов и других частей тела человека, предметов его одежды, обуви, орудий взлома, частей оружия на пулях и гильзах;

  • копии этих следов в виде слепков, отпечатков, фотоснимков;

  • документы, когда производится отождествление печатей и штампов по оттиску, лиц — по почерку, знакопечатающих устройств — по печатному тексту, и др.;

  • участки местности путем их предъявления в натуре, по мысленному образу, фотоснимкам или видеоматериалам;

  • части каких-либо предметов для установления их принадлежности единому целому.

_________________________________________________________________

Этапы идентификационного исследования

Идентификационное исследование включает несколько стадий:

1. раздельное исследование — выделение наибольшего количества идентификационных признаков каждого из сравниваемых объектов, изучение его идентификационного поля.

2. сравнительное исследование — сопоставление выявленных идентификационных признаков, присущих каждому объекту, и установление совпадающих и различающихся.

3. формулирование вывода о наличии или отсутствии тождества.

Результатом криминалистической идентификации может быть:

• установление наличия тождества;

• установление отсутствия тождества;


• вывод о невозможности решить задачу отождествлении.
_________________________________________________________________

Четыре основных вопроса, выносимых на разрешение диагностических экспертиз

Курсант (слушатель) ___ учебного взвода (группы)_______ / ____________ /

(Фамилия и инициалы)

Контрольное задание

Задание 1. Письменно ответьте на контрольные вопросы:

1. Перечислите общенаучные методы, используемые в криминалистике, и раскройте их со­держание.

2. Что такое «свойство предмета» и что такое «признак предмета»? Приведите примеры.

3. Что такое «идентификационный период»?

4. Что значит «установить тождество объекта»?

1)Чувственно-рациональные: Наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование. Логический метод: Анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия. Математический метод: измерение вычисление, геометрические построения, математическое моделирование. Кибернетические методы. Специальные методы: социологические, собственно-криминалистические, спец. методы др. наук, психологические, биологические. Криминалистические: дактилоскопия планирование следственных действий, организация расследования. 
2) Каждый материальный объект обладает определенными свойствами. Эти свойства характеризуют отдельные стороны вещи и выявляются во взаимодействии с другими вещами. При этом свойства вещей существуют объективно, независимо от того, выявлены они в данный момент во взаимодействии с другими вещами или нет.При взаимодействии вещи с другими вещами ее свойства выражаются в признаках. Признак есть проявление свойства. В системе «свойство – признак» свойство выступает в качестве сущности, а признак – в качестве явления. 3) Изменение объекта в процессе его существования приводит к тому, что комплекс свойств меняется; наступает такой момент, когда количественные изменения переходят в качественные и практически появляется новый комплекс свойств. Однако в период, пока не произошел качественный скачок, имеется возможность отождествить объект по его отображению. Этот период называется идентификационным периодом данного объекта. 
4) Опредеить принадлежность объекта к чему-либо.

Задание №2. Осмотрите один из простых подручных объектов (авторучку, карандаш, спичечный коробок, очки, носовой платок и т.п.). Установите признаки этого объекта, в соответствии с их характером внесите эти признаки в соответствующие графы таблицы. Ниже таблицы перечислите признаки описываемого объекта, начиная с общих и групповых и заканчивая частными и индивидуальными, так, чтобы образовался индивидуальный ком­плекс признаков объекта.