Файл: Использование сюжетов художественных фильмов на уроках физики пустынникова И. Н., канд пед наук, доцент Афонина Е. Н. Фгбоу во Донецкий государственный университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 37.091.321
Использование СЮЖЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Пустынникова И.Н., канд. пед. наук, доцент
Афонина Е. Н.
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, РФ
i.pustyinnikоva@dоnnu.ru
Введение. Сейчас очень часто можно услышать слова «цифровизация образования» и «цифровая грамотность». Однако что же подразумевается под «цифровизацией»? Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. Почти все люди в той или иной степени используют различные цифровые технологии в повседневной жизни. К примеру: поиск информации, покупка товаров, банковские операции, общение в социальных сетях или просмотр фильмов. В XXI веке цифровые технологические процессы являются неотъемлемой частью жизни общества. Во время пандемии цифровизация затронула почти каждого человека. Множество людей поняли и приняли важность и полезность цифровых технологий. В образовании цифровизация проявилась в виде необходимости массового внедрения дистанционного обучения. Однако и при очном обучении учителя могут использовать различные цифровые технологии для повышения интереса, мотивации и более глубокого вовлечения учеников в тему урока.
Основная часть. Главным достоинством цифровых технологий является возможность представлять учебный материал в наглядной форме. Как говорит В. Д. Шадриков, информационные технологии позволяют «наглядно представлять скрытые от непосредственного восприятия сущностные законы и закономерности познаваемого». Исследователь отмечает, что «различного рода электронные визуализаторы сегодня активно используются в области физики и химии» [1, с. 61]. Посредством использования мультимедийных средств обучения педагог может на уроке проводить опыты (с химическими реагентами), эксперименты, моделировать различные явления, процессы (рост растений, образование оврагов). Как утверждает В. Д. Шадриков, современные технологии позволяют «наглядно представлять не только то, что дано для непосредственного восприятия чувствами, но и то, что выражается абстрактными законами и моделями» [1, с. 62]
В рамках этой работы остановимся на изучении возможности активизации познавательной деятельности учеников c помощью цифровых технологий на уроках физики. Как говорит в своей работе В. С. Мухина, «большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом» [2, с. 357]. Учитель должен ответственно
подходить к выбору оптимальных способов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Физика является обязательным предметом и чтобы повысить интерес учеников к предмету, нужно работать с материалами, которые близки современным ученикам. В обучении физике акцент должен быть смещен с информационного на методологическое обучение, с передачи готовых знаний на развитие самостоятельности, творческого мышления и компетентности ученика. Процесс обучения должен в значительной степени стимулировать применение приобретенных знаний и умений в новых, нестандартных ситуациях. Каким образом можно интересно подать материал на уроках физики? Подробный ответ на этот вопрос можно найти в статье «Что такое занимательная наука», написанной Я. И. Перельманом еще в 1939 году [3]. Одним из предложенных в ней вариантов активизации познавательной деятельности было применение законов физики для анализа достоверности событий, которые ученики видят в фильмах.
Создатели таких фильмов часто допускают физические ошибки, как преднамеренные, так и не преднамеренные, анализ которых можно успешно использовать в классе для стимулирования познавательной деятельности. Задания можно формулировать на основе популярных и всем известных кинолент, что повышает интерес к их анализу и решению, тем самым стимулируя интерес к изучаемой на уроке теме.
Наиболее часто встречаемая ошибка – это ужасающий грохот почти во всех фильмах, показывающих какую-либо катастрофу в открытом космосе. Например, взрыв звездолета в космическом пространстве, который очень эффектно показан в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса, сопровождается оглушительным грохотом, но ведь звук в вакууме не распространяется! Джордж Лукас в одном из своих интервью утверждал, что он осознанно «пренебрег законом физики ради зрелищности» [4].
Рассмотрим еще один пример, как данный способ можно использовать на уроке физики в 8 классе при изучении тем: «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных состояний вещества». При закреплении нового материала учитель демонстрирует фрагмент сцены из фильма «Послезавтра», в котором показано, как слой холодного тропосферного воздуха падает на Землю
, мгновенно замораживая все на своём пути [5]. Для анализа увиденного необходимо, чтобы ученики вспомнили информацию, изученную на уроках географии про то, что температура в тропосфере составляет от –45 до –75 °C, а при приближении к поверхности Земли температура воздуха повышается. Очевидно, что такой температуры недостаточно, чтобы вызвать эффект мгновенной заморозки, показанный в сцене. Кроме того, «по правилам сценаристов», для полного замерзания одного этажа здания требуется всего несколько секунд. Однако через некоторое время несколько персонажей преодолевают эту волну холода, увлекая за собой своих раненых товарищей. После качественного анализа событий, которые показаны в фильме, учитель может предложить ученикам сделать ряд количественных оценок. Например, оценить температуру воздуха, необходимую для создания такого эффекта, и скорость, с которой персонажи спасаются от волны холодного воздуха.
При таком способе обучения акцент переносится на воспитание творческой всесторонне развитой личности и формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и научно-культурных связей.
Заключение. Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, использование мультимедийных средств обучения, основанных на использовании возможностей интернета, позволяет сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, что обуславливает повышение познавательной деятельности учащихся. Опыт последних лет показывает, что учителям нужно взаимодействовать с учениками, внедрять инновационные форматы работы. Использование цифровых технологий позволяет сделать учебный процесс более совершенным и решить проблему активизации познавательной деятельности обучающихся, которая является одной из главных проблем и задач педагогической практики.
Список литературы
-
Шадриков В. Д., И. С. Шемет Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы //Высшее образование в России. – 2009. - № 11. – с. 61-65. -
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. -
Статья Я.И. Перельмана «Что такое занимательная наука» Перельман Яков | Что такое занимательная наука* | Журнал «Библиотека в школе» №7/2008 (1sept.ru) -
Амнуэль П. Кино и законы физики -
Сцена из классического фильма "Послезавтра":https://yоutu.be/P9tiDAcdnq8