ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что такое маркировка
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
С помощью КиЗ можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».
Распределение ролей в рамках процесса такое:
-
производители маркируют продукцию и вводят её в оборот; -
поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её; -
розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.
За генерацию каждого КиЗ нужно платить государству 50 копеек без НДС. Бесплатно можно получить только коды для маркировки:
-
жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых меньше 20 рублей; -
остатков, то есть той продукции, которую произвели до внедрения обязательной маркировки; -
продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.
Во втором случае, чтобы коды были бесплатными, при заказе в поле «Способ выпуска товаров в оборот» введите «Маркировка остатков». КиЗ для товара, который в оборот не попал, действителен 60 суток.
Какие товары обязательно маркировать
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. Каждая категория продукции проходит 3 стадии:
1
Эксперимент
Участвовать в нём необязательно, но это в интересах бизнеса: есть время наладить оборудование и попрактиковаться на бесплатных КиЗ.
2
Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК»
Зарегистрироваться не получится без электронной подписи и электронного документооборота. На этом этапе пора настроить товароучётную систему, промаркировать остатки и начать маркировать новые партии товара.
3
Запрет немаркированной продукции
Тут начинаются штрафы — продавать товары без КиЗ больше нельзя.
Согласно данным системы «Честный ЗНАК», к 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.
В таблице для каждой категории мы указали сроки, когда оборот немаркированной продукции запретят. Они могут меняться, поэтому рекомендуем сверяться с информацией на сайте.
С маркированными товарами удобно работать в сервисе Сбербанка «Моя торговля». Учётная система позволяет быстро регистрировать продажи и возвраты, печатать кассовые и товарные чеки и, конечно, соблюдать требования 54-ФЗ.
Как маркировать товары производителям
1
Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — без неё не получится работать с системой «Честный ЗНАК».
2
Подключитесь к электронному документообороту. Передавать КиЗ в составе универсальных передаточных документов можно только в электронном виде.
3
Настройте работу с кодами маркировки в учётной системе.
4
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе», а потом вступите в ассоциацию ГС1 РУС и заплатите ежегодный взнос как участник обязательной маркировки — 3000 рублей. В личном кабинете ГС1 РУС опишите свои товары.
5
Информация о продукции из личного кабинета ГС1 РУС должна автоматически подгрузиться в систему «Честный ЗНАК» в течение суток. Как только она там появится, запросите в «Честном ЗНАКе» коды на товары.
6
Когда система сгенерирует и пришлёт КиЗ, нанесите их на товар. Распечатать коды DataMatrix можно на обычном принтере или специальном для этикеток. После введите продукцию в оборот: выберите в системе «+Добавить» → «Ввод в оборот» и добавьте в список промаркированные товары и соответствующие им КиЗ.
7
Оформите поставки маркированной продукции с помощью электронных универсальных передаточных документов (УПД). Указывайте в них коды товаров: товарный и маркировочный КиЗ.
Как работать с маркировкой поставщикам и импортёрам
1
Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — без неё не получится работать с системой «Честный ЗНАК».
2
Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать и отправлять универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Передавать КиЗ в бумажном виде не получится.
3
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».
4
Если вы импортёр, вступите в ассоциацию ГС1 РУС и заплатите ежегодный взнос как участник обязательной маркировки — 3000 рублей. В личном кабинете ГС1 РУС опишите импортируемые товары. А потом запросите в «Честном ЗНАКе» коды и отправьте производителю — он нанесёт их на продукцию.
5
Настройте работу с кодами маркировки в системе учёта товаров.
6
Приобретите и подключите сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять фактические КиЗ с теми, которые производитель указал в электронных документах.
Как продавать маркированные товары в розницу
1
Купите, подключите и зарегистрируйте онлайн-кассу, которая умеет работать с маркированными товарами, или проверьте и обновите старую. Она будет отправлять электронные чеки оператору фискальных данных, а он в свою очередь проинформирует «Честный ЗНАК» о выходе товара из оборота.
2
Заключите договор или дополнительное соглашение к нему с оператором фискальных данных.
3
Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — для работы с системой «Честный ЗНАК».
4
Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Никак иначе принять КиЗ не получится.
5
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». Маркировка остатков — продукции, которую не успели реализовать, ложится на ваши плечи. Опишите товары в системе, запросите коды и нанесите их.
6
Настройте работу с кодами маркировки в учётной системе и кассовой программе.
7
Приобретите и подключите сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять фактические КиЗ с теми, которые указаны в электронных документах. При продаже кассирам нужно сканировать 2 кода: товарный и маркировочный.
Товарный штрихкод — это обычный штрихкод в виде чёрных и белых полос с основной информацией: страна-производитель, предприятие-изготовитель, характеристики товара, например название, артикул или цвет. Он позволяет идентифицировать товар для передачи данных в систему, где хранятся сведения об оставшемся запасе продукции на складе и пр.
После сканирования кода маркировки информация о покупке поступает напрямую оператору фискальных данных. Он передаёт сведения о продаже в информационную систему и ФНС. После этого товар считается выведенным из оборота.
Если клиент вернёт товар, а вы обнаружите, что код маркировки повреждён, придётся его перемаркировать: списать старый КиЗ, а потом запросить, распечатать и наклеить новый — иначе опять ввести товар в оборот не получится. Те же действия потребуются, если код утерян или содержит ошибку, независимо от того, нанесли такой КиЗ на продукцию или нет.
Что будет, если не нанести маркировку
Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые нарушат нормы маркировки, грозит штраф с конфискацией товара.
За производство и выпуск товара без маркировки — до 10 тысяч рублей для ИП и до 100 тысяч рублей для юрлиц.
За продажу без маркировки — до 4 тысяч рублей для ИП, до 300 тысяч рублей — для юрлиц.