Файл: 13 Становление локомоторных функций Локомоторная функция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 Становление локомоторных функций
Локомоторная функция - она относится к опорно-двигательному аппарату. Кости, являясь своеобразными «рычагами», приводятся в движение мышцами через ЦНС, тем самым обуславливая самые разные движения. В этом и заключается локомоторная функция.
Становление - возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития.
Локомоция – единичное движение, с помощью которого происходит перемещение тела в пространстве, животных, кстати, этот термин также касается.
Ствол мозга осуществляет контроль спинального автоматизма шагания. Здесь особо важна локомоторная область среднего мозга – клинообразное ядро (задненижний отдел). При его разрушении утрачивается способность к бегу и нарушается ходьба.
Следует также оговориться, что локомоция является одной из двух категорий поведения. Второй является манипулирование. Локомоцию относят к инстинктивным движениям. Что значит данный факт? То, что локомоторная функция – это особенность, имеющая отношения к ригидной опорно-двигательной системе, допускающей только минимальную изменчивость движений. Но это еще не все. Также стоит знать, что локомоторное решение задач, проявляющееся, например, в выборе верного пути в лабиринте, часто приводит к формированию сложных навыков. Иначе говоря, оно становится элементом интеллектуальных действий.
Локомоторная функция.
Ствол мозга осуществляет контроль спинального автоматизма шагания. Здесь особо важна локомоторная область среднего мозга – клинообразное ядро (задненижний отдел). При его разрушении утрачивается способность к бегу и нарушается ходьба. Уже с самого момента рождения ребенок начинает двигаться. Постепенно все движения совершенствуются, более усложняются.
От 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.
До 3,5 - 4 месяцев движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды.
Первая функция рук - схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.
В 4 - 4,5 месяцев появляются простые движения рук при контакте с объектом.
От 4 до 7 месяцев. В развитии действий с предметами наступает этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов.
С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребенок отводит его при схватывании. В 5-6 месяцев ребенок пытается сесть, трогает руками колени, перекатывается со спины на бок, начинает опираться на вытянутые руки и т.д.
В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.
От 7 до 10 месяцев возникает этап "соотносящего" действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8-9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью.
У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода - манипулирование двумя предметами.
С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно. В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев. Уже к 1 году ребенок осваивает навыки ползания и уже начинает вставать, держась за что-либо. На втором году жизни манипулирует с предметами, встает и ходит самостоятельно, поднимается по ступенькам. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.
В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
В 2-3 года сам спускается по лестнице приставным шагом, перешагивает через препятствие. Строит башенку из 4 кубиков, переливает жидкость из одного сосуда в другой.
В 3 года стоит на одной ноге 2-3 секунды, встает на цыпочки, ударяет ногой по мячу с размаху. Раскатывает пластилин, пытается резать бумагу ножницами. Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
К 4-5 годам все эти навыки усложняются, закрепляются и автоматизируются. В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В старшем дошкольном возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные силовые качества и выносливость. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активностью, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств.
В отличие от детей пятилетнего возраста, двигательная активность детей 6 лет становиться более осознанной и разнообразной.
В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
У детей семилетнего возраста, обладающих более высокими двигательными возможностями по сравнению с другими, показатели двигательной активности увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
Таким образом, ребенок начинает овладевать двигательными навыками с самого момента рождения. В процессе роста ребенка также происходит развитие двигательной активности, ее совершенствование и закрепление.