ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедра « Педагогика и психология»

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание № 4

по учебному курсу «Введение в профессию»

(наименование учебного курса)

Обучающегося

Гальцова Ксения Алексеевна




(И.О. Фамилия)

Группа

ДФОбд-2001б







Преподаватель

Страмнова Ольга Николаевна




(И.О. Фалия)

Тольятти 2023

Организация инклюзивного образования в России и за рубежом.

Современная система образования в полной мере принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и успевать с установленными требованиями.


В итоге часто получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми навыками в области коррекционной и специальной педагогики. Инклюзивное образование призвано решить эту проблему в современном образовании.

Система инклюзивного образования в России включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание доступной среды в обучении и квалифицированной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия предполагает как техническое снабжение образовательных учреждений, так и разработку обучающих курсов. Работают специальные программы, направленные на облегчение процесса акклиматизации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и принятие пакета нормативных актов, способствующих развитию образовательных возможностей инвалидов. В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ.inclusion- включение). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они соответствовали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

Сегодня в большинстве стран Запада существует определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные школы получают бюджетное финансирование на детей с ограниченными возможностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации осуществляется в партнерстве неправительственных организаций и государственных структур. Инициаторами включения детей-инвалидов в процесс обучения выступают объединения родителей таких детей, организации, которые отстаивают интересы и права людей - инвалидов, ОУ и профессиональные сообщества, которые работают в проектном и экспериментальном режиме. В настоящее время инклюзивное обучение на территории Российской Федерации регулируется Протоколом №1 Европейской конвенции о защите основных свобод и прав человека,

Конвенцией о правах ребенка, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральным законом «Об образовании», Конституцией РФ. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Процессы интеграции приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.

Основная проблема внедрения инклюзивного образования - трудности организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.д.). Существенной проблемой так же стало препятствие социального свойства, заключающееся в распространенных стереотипах и предубеждениях, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять данную систему образования. Следует отметить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность кадрового состава образовательного учреждения, работающего по модели инклюзивного образования, скудное финансирование инклюзивных образовательных учреждений, недостаточно развитое системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.

Дальнейшее развитие инклюзивного образования связано с усовершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса.

Инклюзивное образование в России сегодня - инновационный процесс, позволяющий осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми ресурсами на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает сильное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной мере изменяя взаимоотношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют формировать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает и дальнейшую
гуманизацию учебно-воспитательного процесса, и воспитание профессионального педагогического сообщества нового типа.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Вопрос внедрения эффективной системы инклюзивного образования волнует все здравомыслящие общества. Актуальность как для России, так и для других стран. Многие образовательные системы не готовы физически или морально для принятия детей с ограниченными возможностями. Это, отчасти, забота о психологическом здоровье здоровых детей, так как многие родители еще не понимают значимости инклюзивного образования, так и защита детей с необычными физиологическим и данными.
Неготовность систем образования объясняется еще и неготовностью учителей школ или воспитателей ДОУ, отсутствием у педагогов знаний по коррекционной и социальной педагогике, на что делает акцент и автор статьи.
Также автор перечисляет законодательную основу внедрения инклюзивного образования в России. Однако было бы уместно предложить конкретные пути для решения данной проблемы. Для этого, скорее всего, должно подключиться все общество. Не только группы активистов или родителей, кто имеет подобных детей с ограниченными возможностями.
Работу необходимо начать с детских садов, с поликлиник, где наблюдаются такие дети. Можно предложить учащимся школ устраивать регулярные концерты для детей в приютах.
Интересный опыт Японии описан в Интернете, где к каждому дому престарелых прикреплена определенная школа. Этот опыт можно перенять и для приютов детей с ограниченными возможностями.