Файл: Тема Гносеологические проблемы философии Проблема познаваемости мира.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 9. Гносеологические проблемы философии

9.1.Проблема познаваемости мира

9.2.Истина и ее критерии

9.3.Взаимосвязь чувственного и рационального в познании

9.4.Рациональное и внерациональное в познавательной деятельности

9.5.Специфика научного познания действительности (в след лекции)
9.1. Проблема познаваемости мира в философии
Гносеология - философское учение о познании. В гносеологии ставятся вопросы о формах познавательной деятельности, об отношении знании к реальности, о критериях его истинности.

Вопрос о том, познаем ли мир {Рис. 9.1.) и каковы пределы познания, существует ли в реальности что-либо принципиально непознаваемое - это один из важнейших вопросов философии (см. тему 1).
Можно выделить несколько основных способов его решения:
1. Агностицизм - учение, отрицающее познаваемость мира, то есть отрицающее возмож­ность постижения сущности материальных и духовных явлений. В Новое время он представлен в творчестве Д.Юма и И.Канта.
2. Гносеологический оптимизм - учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р.Декарт, Гегель.
3. Теория отражения - учение, рассматривающее познание как отражение действительнос­ти в человеческом сознании. Результатом отражения является получение знаний, соответствующих реальности. Поскольку же мир является бесконечным в своих связях и отношениях, поскольку он постоянно изменяется, развивается, то и познание предстает как бес­конечный процесс движения от неполного к все более полному и точному знанию.
В реальной познавательной деятельности отражение действительности дополняется другими познавательными операциями (Рис. 9.2.).
Отражение - это формирование в сознании чувственных образов, понятий, знаний, со­ответствующих познаваемым явлениям и процессам.
Репрезентация - это представление существенных свойств познаваемых явлений с помощью особых посредников - моделей, символов, знаковых и математических систем. Важнейшим средством репрезентации является язык. Благодаря переводу знаний в языковую форму становятся возможными процессы обучения, овладения знанием, сохранения и передачи информации.

Конвенция - это введение норм, правил, символов на основе соглашения, договоренности между познающими людьми. Конвенциональный характер имеют, например, единицы измерения (метры, килограммы), научные термины. Конвенции являются необходимым условием, обеспечивающим взаимопонимание между участниками познавательного процесса.
Интерпретация - это выявление неявного, скрытого смысла устной речи, письменных текстов, памятников материальной культуры. Интерпретация определяется, с одной стороны, информацией, которую несет текст, а с другой - знаниями и предпочтениями познающего человека. (Например, рисунок на античной вазе по-разному интерпретируется случайным зрителем и специалистом в данной области). В процессе интерпретации осуществляется по­рождение новых смыслов, что способствует ускорению познавательного процесса.
В ходе познавательной деятельности, включающей в себя перечисленные выше операции, осуществляется взаимодействие субъекта и объекта, а так же взаимодействие между субьектами.
Субъект - это познающий человек или группа людей (научный коллектив, социальная общность, общество в целом).

Объект - это то, на что направлена активность субъекта, это реальность, существующая независимо от человека. В конкретных исследованиях объектом познания является часть реальности, выделенная человеком в познавательных целях (например, ученый-биолог изучает не всю живую природу сразу, но определенные процессы, протекающие в ней -биохимические, физиологические, экологические и т.п.).
Поскольку познание имеет коллективный характер, оно неразрывно связано с коммуни­кативной и практической деятельностью людей.

Практика в философии понимается как материальная общественно-историческая де­ятельность людей, направленная на овладение знаниями и преобразование окружающего мира.
Практика может быть успешной только в том случае, если она осуществляется в соответствии с объективными законами действительности (например, практическое овладение атомной энергией опирается на знание процессов, происходящих в атомном ядре). Из этого следует, что практика обусловливает саму необходимость познания, определяет его цели и создает материальные средства для их достижения. Познавательный процесс реализуется на основе разрешения противоречия между новыми потребностями, выдвинутыми практикой и реальным уровнем достигнутых знаний. Кроме того, практика, как будет показано при рассмотрении следующего вопроса, является критерием истины. В ходе развития человечества меняются цели, формы, средства познавательной деятельности, по-новому оцениваются возможности интерпретации и использования полученных результатов. Поэтому познание может быть оценено как культурно-исторический процесс.


9.2. Истина и ее критерии
На каждом этапе своего развития человек и общество в целом обладают системой знаний. В этой системе наряду с доказанными, истинными знаниями всегда существуют гипотетические, проблематичные, то есть вероятностные, но не доказанные знания, а также ошибки, заблуждения (Рис. 9.4.).
Целью познания является получение истинных знаний. Но что такое истина? В современной философии существуют различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, антропологическая и др.
Классическая концепция истины применяется наиболее часто. Рассмотрим ее подробнее. В соответствии с этой концепцией, целью познания является получение истинного знания. Истина - это знание, адекватно отражающее действительность, воспроизводящее объект таким, каким он существует сам по себе, независимо от субъекта. Для обозначения такого знания - соответствующего объекту и в этом смысле не зависящего ни от человека, ни от человечества - используется понятие объективной истины.
Объективная истина конкретна. Это значит, что при оценке знаний человек должен учитывать, при каких условиях они являются истинными. (Например, утверждение «Москва - столица России» является истинным только при указания времени, о котором идет речь: при Петре 1 она столицей не являлась).

Истинное знание не может быть достигнуто человеком сразу, полностью, целиком. Для характеристики исторического процесса познания используются понятия относительной и абсолютной истины.
Относительная истина - это истинное, но неполное, неточное знание. Относительными истинами являются, например, современные представления о строении материи или о жизни первобытных людей: новые физические и археологические открытия ведут к уточнению, развитию таких знаний. Относительная истина - это именно истинное знание, соответствующее действительности. Заблуждения, даже если они общеприняты, не могут считаться относительной истиной. Так, представление о том, что Земля является центром мира, общепринятое в средние века, не было относительной истиной, так как не соответствовало действительности.
Абсолютная истина - это полное и абсолютно точное знание, или же знание, которое никогда не будет опровергнуто.

Существуют различные оценки соотношения относительной и абсолютной истины:
релятивизм: всякая истина относительна. Доказать ее соответствие реальности невозможно, а потому со временем она будет отброшена. (При таком подходе оказывается, например, что учение о неизменности сотворенных Богом животных и растений было истинным для средневековой культуры; сегодня же истинной является теория эволюции; со временем и она может быть заменена на какую-нибудь другую концепцию). Таким образом, релятивизм фактически ведет к отказу от признания познаваемости мира;
догматизм: всякая истина абсолютна. Знание, являющееся доказанным, никогда не будет опровергнуто. Догматизм препятствует освоению принципиально новых открытий, а значит, развитию познания. (Так, открытие делимости атома, противоречившее веками сложившимся представлениям, воспринималось с огромным трудом, вызвало кризис в физике);
диалектическое решение: развитие познания связано с накоплением относительных истин. Поскольку же каждая из них содержит знание, соответствующее реальности, она тем самым несет в себе крупицу абсолютной истины. Таким образом, абсолютная истина складывается из истин относительных. При этом в силу бесконечности мира, его связей и отношений, а также его развития, процесс познания оказывается бесконечным. В мире нет ничего принципиально непознаваемого, и все же человек никогда не сможет сказать, что он полностью и целиком познал всю действительность.
Как может человек доказать истинность полученных им знаний? Основным критерием истины, позволяющим проверить знания, является практика. Если в практической деятельности человек получает результат, соответствующий ожидаемому, значит, его знания являются истинными.

Критерий практики является абсолютным (то, что доказано на практике, является истиной) и вместе с тем относительным (практика не может сразу ответить на все вопросы, она сама постоянно развивается). Например, космические полеты подтвердили истинность многих утверждений К.Э.Циолковского, но во времена, когда он их выдвинул, практического подтверждения еще не существовало.
Наряду с основным критерием - практикой - в познавательной деятельности используются и дополнительные критерии истины: наглядность знаний, их ясность и четкость, логическая доказательность, непротиворечивость и др.

Когерентная концепция истины применяется преимущественно при анализе научного знания. В математизированном естествознании XX века нередко разрабатываются теории, не имеющие непосредственного практического подтверждения. Поэтому и было предложено считать истинным такое знание, которое не противоречит ранее сложившимся и обоснованным теориям, может быть увязано с ними в целостную систему. При таком подходе основным критерием истинности знаний становится их логическая непротиворечивость, сам о согласованность.
Прагматическая концепция истины ориентирована в основном на практическую де­ятельность людей. Истинным здесь считается такое знание, которое является полезным и эффективным, то есть позволяет находить выход из конкретных ситуаций и успешно достигать поставленных целей. Именно полезность знаний оказывается основным критерием истины. (Например, критерием истинности решения, принятого бизнесменом, является экономический результат; критерием же истинности способа защиты обвиняемого, избранного адвокатом, станет решение суда).
Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь - знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку решать личностные проблемы, выбирать нравственные ориентиры, определять цель и смысл собственной жизни. Критерием истины становится способность данного человека принимать эти знания как жизненно важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А.Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир).
9.3. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании
Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины?

Принято выделять два уровня познания - чувственный и рациональный.
Чувственное познание - это познание, осуществляемое при помощи органов чувств

(зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).
Существуют три формы чувственного познания.

ощущение - отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости,запаха);