Файл: Тема Гносеологические проблемы философии Проблема познаваемости мира.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


восприятие - отражение целостного объекта (например, яблока);

представление - воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе как она выглядит, вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии ее связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи - явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.
Рациональное познание - это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления.
Существуют три формы рационального познания:

- понятие - фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);

- суждение - утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);

- умозаключение - логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это - дом, следовательно, у него есть крыша).
В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рационального в познании обсуждался очень широко. Это получило отражение в формировании особых подходов - сенсуализма и рационализма (см. тему 4). В настоящее время считается, что: - чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с по­знаваемыми объектами;

- поэтому
чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;

- рациональное мышление позволяет абстрагироваться, отвлечься от конкретных особенностей вещей, проникнуть в их суть, открыть законы;

- благодаря этому чувственные восприятия переосмысливаются на основе рациональных знаний. (Например, человек наблюдает восход Солнца, то есть видит, как оно поднимается из-за горизонта, движется по небу над Землей; между тем он знает, что на самом деле Земля движется вокруг Солнца).

Таким образом, чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе не­разрывно взаимосвязаны.
9.4. Рациональное и внерациональное в познавательной

деятельности

Наряду с рациональными, существенное значение в познании имеют внерациональные факторы:

- бессознательное содержание психики. Оно может оказывать влияние на познавательные предпочтения и предубеждения, интересы и склонности;

- неявное личностное знание (то есть неосознаваемые субъектом представления о про­странственной организации реальности - «схема мира», умение пользоваться родным языком и т.п.). Такое знание имеет существенное значение для постановки познавательных задач, выбор способов их решения, оформления и восприятия новых сведений;
Человек всегда стремится рационально обосновать имеющиеся знания. Верит же он в то, что принимает без доказательств. Поскольку люди накапливают знания всю свою жизнь, опираясь при этом на достижения предшествующей культуры, оказывается, что значительная часть имеющихся сведений принимается именно на веру. Вера бывает религиозная и нерелигиозная. Если человек верит в утверждения, являющиеся ошибочными, его представления вступают в противоречие с новыми данными, гипотезами, открытиями. В таком случае оказывается, что вера затрудняет, замедляет процесс познания. С другой стороны, вера может способствовать познавательной деятельности (например, ученый должен верить, что проблема, над которой он работает, может быть решена).
Вера - субъективная уверенность в правильности догадки

, гипотезы - обусловливает настойчивость субъекта в ее обосновании, доказательстве;

интуиция. Она имеет особое значение в ситуациях, когда информация неполна и про­тиворечива. В результате интуитивной догадки человек внезапно, сразу усматривает целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства. Однако неожиданность интуитивной догадки - лишь кажущаяся: успешность ее предполагает хорошее знание предмета, длительное размышление о нем. Интуитивное познание играет существенную роль в творческой деятельности.

Если познание - это воспроизведение в сознании связей и отношений объективно су­ществующей реальности, то творчество - это создание чего-то принципиально нового, это открытия, выводящие человека далеко за пределы наличных знаний. Выделяют различные виды творчества: научное, художественное, техническое и др.

Результаты познавательной деятельности фиксируется, прежде всего, в языковой (вер­бальной) форме. Вместе с тем возможно и неязыковые (невербальные) формы выражения результатов мышления: художественный образ, жест и т.п.
Различают естественные и искусственные языки. Естественные языки формируются са­мопроизвольно в ходе развития человечества (русский, французский, китайский и др.). Искусственные языки создаются людьми для определенных целей (азбука Морзе, математические символы, языки программирования и др.). Основные функции языка: познавательная (средство развития познания) и коммуникативная (средство общения).
Язык - это система знаков, имеющих значение и смыслы. Знак - это и есть слово, заменяющее и представляющее объект. Значение знака - содержание, закрепившееся за ним. Смысл знака - то значение, которое он приобретает в данной ситуации и при данных условиях. Например, слово «дождь» само по себе является знаком, представляющим определенное явление. Его значение - осадки, выпадающие с неба. Смыслы этого знака различны: моросящий дождик, ливень и т.п. Кроме того, смысл может быть связан с эмоциональным отношением человека к происходящему. Так, в зависимости от ситуации слово «дождь» может выражать радость, огорчение или безразличие. Перевод знаний в языковую форму придает результатам мышления общечеловеческий, межличностный харак­тер.

Философский анализ таких знаний, их функций и особенностей восприятия субъектом обусловил постановку вопроса о соотношении объяснения и понимания.

Объяснение - это логическое, рациональное выявление причин и закономерностей воз­никновения, функционирования и развития изучаемого объекта. Оно позволяет дать прогноз дальнейших изменений такого объекта. Объяснение однозначно: если выявленные закономерности проверены и подтверждены, то на данном этапе развития познания предложенное объяснение является единственным.


Понимание - это выявление тех смыслов, которые вложены в устную речь, письменный текст, материальный памятник культуры (картину, архитектурное сооружение) их авторами и создателями. Понимание тесно связано с интерпретацией. Поскольку же языковые знаки имеют много смыслов, понимание многозначно: возможны различные способы понимания одного и того же текста.
Феномен понимания является специальным предметом исследования в особом философском течении герменевтике (к теме современная западная философия) (М.Хайдеггер, Г.Гадамер, П.Рикер и др.). Сторонники этого течения считают, что человек живет в мире, где всему дается название, все описывается в языковой форме. Поэтому познание всегда имеет диалогический и интерпретационный характер: человек познает мир путем диалога с авторами текстов, которые он должен интер­претировать и понять. При этом познающий субъект (интерпретатор) основывается на:

(а) знании утвердившихся значений слов, а также тех значений, которые они имели ранее; (б) представлении о личностных особенностях и намерениях автора.

Однако любые тексты, в том числе написанные в предшествующие эпохи, человек воспринимает сквозь призму идей современной ему культуры (сквозь призму «исторической традиции»). Это обусловливает наличие предубеждения (предрассудка, предпонимания) и ставит под вопрос возможность абсолютно точного понимания текста.
Из этого следует, что в ходе интерпретации субъект вносит в текст новые смыслы, что способствует развитию познания.
Особое решение вопроса о возможностях понимания предложено в философии постмодернизма (к теме современная западная философия), сложившейся во второй половине XX века (Ж.Деррида, Р.Барт, Ж.Лиотар и др.). Основой анализа текстов здесь становится «деконструкция», то есть выявление внутренних противоречий и «остаточных смыслов» (не замечаемых ни автором, ни читателем). Слово больше не представляет объект, оно связано не со значением, а с «обозначающими следами». Их число столь велико, что возможности интерпретации становятся бесконечными. Но это значит, что познание самого объективного мира, его объяснение, как и понимание накопленных знаний фактически невозможны. Любое - даже естественнонаучное - знание оценивается в постмодернизме как «повествование», своего рода литературная история. Таким образом, «познающий разум», которым восхищались философы Нового и Новейшего времени, заменяется «интерпретативным разумом».

В итоге сторонники постмодернизма приходят к выводу, что в современном обществе, захлестнутом избыточной информацией, субъект «скользит» по поверхности текстов и явлений, не проникая и не пытаясь проникнуть в их сущность.