Файл: Доклад по функциональной грамотности на уроках информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доклад по функциональной грамотности

на уроках информатики

Выполнил: Миронов В.А.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень форсированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

 

Три определения (работа с аудиторией)

1.     Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2.  Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3.   Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

 

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность


3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

  Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.



ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитой социально-ответственной личности. Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени. Поэтому мы должны с вами ответить на вопрос: какими ресурсами мы обладаем для решения этой важной задачи. 

В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном  исследовании качества математического и  естественнонаучного образования (TIMSS); повышением  позиций РФ в международной программе по оценке  образовательных достижений учащихся (PISA).

Международные исследования проводятся систематически.

Исследования PIRLS, TIMSS, PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой). Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования.


Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Высокие результаты демонстрируют учащиеся начальной школы (4 класс). результат В 2015–2016 году в математике TIMSS это 7 место, в естествознании TIMSS 4 место и лидеры в PIRLS.

Гораздо ниже позиции, которые заняли 15-летние дети в PISA. Особые вопросы вызывает последняя колонка PISA «решение проблем в сотрудничестве». Все мы знаем, что 15-летние дети – подростки, и ведущая деятельность у них – это сотрудничество, общение. Почему же такая проблема? Решение проблемы сотрудничества вызывает большие вопросы, и мы не дотянули даже до среднего международного балла. Это конечно задача не только тех педагогов, которые занимаются с детьми 15-летними. Мы должны делать первые шаги с начальной школы.

Для развития функциональной грамотности на уроках информатики мною подобраны задания, которые предлагаю решить учащимся в Excel.

Считаю, что при решении этих задач, учащиеся тренируют умение выполнять задания второй части ОГЭ, формировать цифровую грамотность, где также необходимо умение использовать нужные формулы для расчёта. Задачи собирал с сайтов, учитывая возможности своих учеников.

Задание 1.
Создать таблицу по образцу. Предположим квартплата состоит из оплаты за коммунальные услуги (по 2 руб. за квадратный метр площади) и газоснабжение (по 3 руб. на каждого проживающего в квартире человека).

Рассчитать столбец квартплата по формуле:

кв. плата = площадь * тариф за коммун. услуги + человек * тариф за газ
Выполнить расчёт "Всего".
В заключении работы ученикам предлагается высчитать стоимость квартплаты в следующем году, с учётом принятых органами власти повышающих коэффициентов (в процентах) и выяснить на сколько увеличиться оплата за коммунальные платежи.


 Задание 2.
1. Создать таблицу расчета заработной платы для сотрудников образовательной организации по образцу. Выполнить расчет начисленной заработной платы в январе 2021 года и декабря 2021. Для вычисления зарплаты необходимо минимальную заработную плату умножить на коэффициент. Выяснить, используя формулы, в каком месяце заработная плата была выше. Дать прогноз роста заработной платы на следующий год с учётом МРОТ - 2022.

2. Установить денежный формат в столбце зарплаты (рубль, доллар).

Задание 3.
Создать таблицу соответственно данному образцу. Рассчитать сумму. Рассчитать сумму в рублях, используя абсолютную ссылку. По данным таблицы постройте диаграмму, используя столбцы "Модель" и "Сумма в рублях".

Задание 4.
Создать таблицу по образцу. Даётся таблица замена окон в образовательной организации. С помощью функции "ЕСЛИ" произвести ремонт оконных рам. С помощью функции "СЧЁТЕСЛИ" подсчитать итоговое число ремонта и замена окон в образовательной организации.
 Задание 5.
Создать таблицу по образцу. С помощью функции "ЕСЛИ" увеличить з/п на 50% тем работникам, у которых выработка составила больше 1000 штук деталей. Найти общую сумму к выдаче. 

Задание 6.
1. Создать таблицу расчёта заработной платы сотрудников с учётом налога и премии.
2. Подсчитать количество сотрудников женского и мужского пола с помощью функции "СЧЁТЕСЛИ"
3. Расставить места в соответствии с проданными товарами используя функцию "РАНГ" (В аргументах функции "РАНГ" значения "Ссылка" диапазон чисел должен быть фиксированный!)
4. Премия начисляется если сотрудник прошёл курсы повышения квалификации на сумму большую 5000 р. и составляет 10% от МРОТ.
5. Сумма, выдаваемая "На руки", это "начислено"+"Премия" с учётом налога.
6. Построить диаграмму по"ФИО" сотрудников и "На руки" с указанными значениями.