Файл: Депрессивные состояния во время кризиса подросткового возраста Содержание.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя-общеобразовательная школа №1

Исследовательский проект


Депрессивные состояния во время кризиса

подросткового возраста



Содержание:

Введение………………………………………………………………………………..3

l. Теоретическая глава……………………………………………………………5-19

1.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности……..5-6

1.2.Виды депрессии……………………………………………………...6-8

1.3. Проявление депрессии в подростковом возрасте ………9-11

1.4. Причины подростковой депрессии……………………………..11-14

1.5. Гендерные особенности возникновения и преодоления депрессии у подростков………………………………… ………...14-18

ll. Практическая глава ……………………………………………………….18

2.1. Изучение депрессивных состояний (с проведением опроса)
2.2.

Рекомендации ………………………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………...19

Список литературы………………………………………………………………….20

Приложения……………………………………………………………………...21-29

Введение
Важная проблема современности - расстройства депрессивного спектра у подростков. Проблема депрессивных расстройств подросткового периода сохраняет свою актуальность в настоящее время. Подростковые депрессии являются одними из наиболее частых проявлений психической патологии у подростков. Прослеживается тенденция к возрастанию числа атипичных и маскированных форм депрессий, вызывающих трудности диагностики и проведения адекватной терапии. Аффективные расстройства могут выступать изолированно или в сочетании с другими психопатологическими проявлениями. В формировании этих состояний участвуют разные механизмы, а их прогноз в большей степени зависит от того в рамках какой нозологии они реализуются, от психологических и личностных составляющих. Это вносит определённые трудности в понимание процесса и структуры развития заболевания.

Актуальность проблемы депрессивных расстройств в подростковом возрасте, определяется, прежде всего, широкой распространенностью этих расстройств, трудностью распознавания данной патологии на ранних стадиях заболевания и высоким суицидальным риском, также депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и также их профилактики.


Объектом моего проекта является обучающиеся 8-10 классов

Предмет исследования: депрессивные состояния в подростковом возрасте.

Цель:

  1. изучить симптомы, последствия и способы профилактики депрессивных состояний подростков.

  2. доказать, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков

Задачи:

  1. изучить литературу и Интернет-источники по теме;

  2. провести анкетирование среди подростков;

  3. проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

  4. разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний

Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, тестирование.


I. Теоретическая глава

1.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности:


Термин «депрессия» происходит от латинского слова depression – это значит «подавление». То есть, по мнению психологов, депрессия – это подавленное эмоциональное состояние. Основывается на изменениях в мотивационных началах, апатии, когнитивном диссонансе.

Клиническая депрессия у подростков — это психическое расстройство, проявляющееся постоянно пониженным настроением, чувством грусти, тоски, отчаяния и другими расстройствами эмоциональной сферы. Распространенность депрессии среди подростков составляет 10-20%.

Бурный рост и гормональная перестройка организма, усталость от учебной нагрузки, повышенная эмоциональность, сложности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями приводят к психологической уязвимости подростков. Они могут замкнуться в себе, стать раздражительными, апатичными. Погрузиться в свой внутренний мир и переживания.

Депрессивное настроение в некоторых случаях может быть нормальной временной реакцией на жизненные события, как, например, потеря близкого человека. Депрессия переживается как утрата активности, определенного жизненно важного мотива, ценности.

Многие философы, писатели, ученые, врачи, писали в своих трудах о сущности депрессии. В Новые времена это были: Жан Франсуа Фернель (1497-1558 г.) - врач эпохи Возрождения называл меланхолию "безлихорадочным безумием, которое наступает в результате истощения мозга, ослаблении его основных способностей". Т. Брайт (1550-1615 г.) - первый английский протопсихиатр выпустил в 1586 году первую в Англии книгу по психиатрии. Это книга, состоящая из 41 глав, целиком посвященная меланхолии, называлась «Трактат о меланхолии». В 1599 году вышел "Трактат о меланхолических болезнях" Андреаса де Лоуренса. Лоуренс считает, что меланхолия вызвана не "телесным строем", а в первую очередь "образом жизни и пристрастиями". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бертона "Анатомия меланхолии" (1621), которому он посвятил всю свою жизнь, описание меланхолии как душевной болезни.


1.2. Виды депресии


Какие типы депрессии существуют?
Депрессия может быть классифицирована по разным подтипам, главным образом на основании выявленных симптомов. Вот некоторые термины, которые вы можете встретить.


Основное депрессивное расстройство 
Основная депрессия означает по меньшей мере 2 недели низкого настроения и / или потери интереса к действиям, сопровождающихся по меньшей мере 4 из «других» симптомов, описанных во второй колонке таблицы выше. У людей с большой депрессией есть определенный уровень стресса и трудно работать в повседневной жизни. Эпизоды депрессии могут быть легкими, умеренными или тяжелыми.


Меланхолическая депрессия
Меланхолия - форма тяжелой депрессии, которая часто включает как умственное, так и физическое замедление. Физические симптомы могут включать замедление движения, речь и даже функции вашего тела (часто приводящие к отсутствию аппетита, значительной потере веса и запорам). Некоторые люди с меланхолией испытывают беспокойство. Люди с меланхолической депрессией часто имеют полную потерю удовольствия во всех (или почти всех) видах деятельности и чувствуют себя чрезмерно виновными.


Психотическая депрессия
Люди с этим необычным типом депрессии имеют сильно подавленное настроение. Отличительной чертой такого типа депрессии является психоз, а это означает, что психическое состояние человека искажено и что они потеряли связь с реальностью. У кого-то с психотической депрессией могут быть галлюцинации (например, слышать голоса, говорящие о них плохо) или, чаще, заблуждения (фиксированные, твердо придерживающиеся ложные убеждения, часто очень тревожные по своей природе, например, полагая, что они являются причиной некоторых плохих вещей происходящее в мире).


Постоянное депрессивное расстройство 
Постоянное депрессивное расстройство (иногда называемое дистимией) диагностируется, если у вас было не менее 2 лет депрессивного или раздражительного настроения в течение большей части дня и большего количество дней. Симптомы подобны депрессии, но не столь серьезны.



Атипичная депрессия
Эта форма депрессии имеет несколько иные симптомы, чем типичная форма, и имеет тенденцию происходить раньше в жизни. У большинства людей с серьезной депрессией проблемы со сном и аппетитом; напротив, люди с атипичной депрессией, как правило, просыпаются и переедают. Кроме того, в большинстве случаев большой депрессии настроение остается сниженным, несмотря на то, что может произойти в вашей жизни; однако при атипичной депрессии, хотя вы преимущественно грустны, ваше настроение может колебаться в ответ на конкретные события.


Другие депрессивные расстройства
Другие расстройства, характеризующиеся депрессией, включают антенатальную и постнатальную депрессию; биполярное расстройство; сезонное аффективное расстройство; и расстройство адаптации (период бедствия после стрессового события жизни).


1.3. Проявление депрессии в подростковом возрасте


Подростковый возраст - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.


Этот возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности, меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития, на фоне духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. И поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Одно из новообразований подросткового возраста - чувство взрослости. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

1.4. Причины подростковой депрессии


Причины подростковой депрессии достаточно разнообразны и индивидуальны:

Н.М. Иовчук считает, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы:

Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).