Файл: Напишите историю развития методов коррекции ринолалии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Напишите историю развития методов коррекции ринолалии.
История изучения

Первые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и нёба, принадлежат врачам.

О расщелинах нёба, как врожденном дефекте артикуляционного аппарата известно, очень давно. Первую попытку устранить этот дефект путем операции предпринял зубной врач Лемонье из Руана, а описал ее Робер.

Вопрос о лечении больных с расщелинами нёба обсуждался в отечественной литературе уже в начале XIX века.

В «Руководстве к преподаванию хирургии» рекомендуется применять «подделанное нёбо» (И.Ф. Буш, 1808-1811). Усилия хирургов были направлены на полное оперативное восстановление небного свода, чтобы вновь образованная небная занавеска (мягкое небо) была достаточно длинной и подвижной и могла бы соприкасаться с задней стенкой глотки, изолируя полость рта от полости носа. Считалось, что достижение этого эффекта обеспечит возможность произвольного замыкания прохода между носоглоткой и носом и создаст предпосылки для устранения носового оттенка в речи или устранит его полностью.

Русский хирург Н.И.Пирогов уже в 1844г. начал проводить операции по сшиванию мягкого нёба, а его ученик Н.Воронцовский в 1870 г. отмечал, что операция не приводит еще к нормальной речи, и указывал на необходимость специальных речевых упражнений после операции.

В 1865 году доктором Петербургского воспитательного дома Фребелиусом были получены первые сведения о частоте расщелин. Среди 1800 воспитанников было 11 детей с расщелинами.

В 1925 г. ленинградский хирург проф. А.А.Лимберг очень образно формулирует то же самое положение, что хирургическое лечение только строит стенки и клапаны “музыкального инструмента”, обучение игре на нем должны взять на себя логопеды.

Несмотря па достигнутые хирургами успехи в коррекции анатомического дефекта ротовой полости, никому из них не удалось получить положительных результатов фонетического оформления речи только с помощью оперативного вмешательства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама па себе не ликвидирует назального звучания в речи ринолаликов.

А.А.Лимберг проводил одно время операции на нёбе детям в 3-4-летнем возрасте, когда неправильное произношение еще недостаточно закрепилось, и это в некоторых случаях способствовало спонтанному правильному развитию речи. В дальнейшем он отказался от таких ранних сроков операций, и в настоящее время они производятся в более позднем возрасте к концу дошкольного периода, с тем чтобы ребенок мог пойти в школу с нормальной речью.


Большой вклад в изучение ринолалий и стимуляцию развития логотерапии внесли зарубежные специалисты.

Так, Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XXв.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчеркивали, что обучение дает подросткам и взрослым для внятности речи больше, чем хирургическое вмешательство.

В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта и возможностей его преодоления выработались два направления в педагогических методах устранения ринолалии.

Одно из них немецкое, принятое в Германии и в ряде других стран (Г.Гуцман, 1924; Г.Арнольд, 1959; М. М.Ванкевич, 1926; В.А.Каретникова, 1927; М.Е.Хватцев). Оно исходит из принципа первоначальной иррадиации возбуждения. Применяемые упражнения частично носят напряженный, силовой характер.

В немецкой школе логотерапевтические мероприятия предполагалось сочетать с применением электро- и вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыхательному тренингу.

Второе направление, условно называемое французским, базируется на постановке правильного дыхания и голоса. (С.Борель-Мезони, 1929; В.Ведю, 1929). Это направление основывается на физиологически естественных, ненапряженных дифференцировках речевых движений, преимущественно дыхательных.

Представители обоих направлений исходили из необходимости достижения произвольного замыкания небно-глоточного затвора, что возможно при обеспечении подвижности небной занавески, смыкании валика Пассавана с небной занавеской (мягким небом).

Бейсс предлагает в работе с ринолаликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной занавески и, следовательно, улучшает его.

Фрешельсом предложен толчкообразный метод устранения дефекта речи.

Методика М.Е.Хватцева основана на принципах немецкой школы и модифицирован на основании личного опыта.

Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже, в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии, и физиологии речевого аппарата, а от больных напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.



Трудность этой методики и недостаточная эффективность неоднократно подчеркивались самим автором.

Французское направление с некоторой модификацией развивалось в ряде работ советских авторов (Ф.A.Pay, Е.Ф.Pay, 3.Г.Нелюбова, Т.Н.Воронцова, А.Г.Ипполитова).

В этих работах указывалось па необходимость логопедической помощи при риполалии как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеоперационной работе и лишь очень осторожно говорилось о возможности дооперационных занятий.

В 1931 году был опубликован реферат Ф.A.Pay «Дооперационные логотерапевтпческне упражнения при врожденных небных щелях».

В этой работе рекомендовалось вести занятия по воспитанию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков. Ф.A.Pay высказывал мнение, что воспитание правильных артикуляций до операции труднее, а неправильно воспитанные движения могут осложнить логопедическую работу после операции. В связи с этим он рекомендовал очень осторожный подход к формированию произношения при дооперационных занятиях.

В 1938 году была выпущена «Книга по исправлению недостатков произношения» 3.Г.Нелюбовой с краткой методической запиской, в которой было приведено восемь разделов работы с больными и излагались приемы воспитания речи при врожденных расщелинах.

По сравнению с предыдущими работами, 3.Г.Нелюбова вводила много новых приемов: массаж небной занавески, специальные упражнения для небной занавески (позевывание, глотание по нескольку капель воды при запрокинутой голове, покашливание при высунутом языке). Она уделяла много внимания формированию голосовыдыхательной струе и постановке диафрагмального дыхания.

Трудности логопедической работы при ринолалии заставляли искать новые пути воздействия на дефект. В 1952-1955 гг. А.Г.Ипполитовой был обобщен опыт работы с такими больными в статьях «Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе» (1952) и «Приемы логопедической работы при открытой гнусавости» (1955).

Так, логопедом Н. И. Серебровой совместно с врачом Л.В.Дмитриевым (1969) был применен метод рентгенографии, позволяющий видеть динамику коррекционной работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможность полного восстановления функции речи одними логопедическими приемами.

Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стенкой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки.)


Наблюдения Н.И.Серебровой подтвердили предположения о том, что для нормального звучания голоса не обязательно полное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

Выводы.

История развития учения о ринолалии показывает, что специалисты-логопеды и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при открытой ринолалии, стремились к образованию и укреплению носо-глоточного затвора. Для этого необходимо наличие небной занавески достаточной длины и подвижности и возможность смыкания с ней валика Пассавана. Существенное значение имеет также соотношение расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка.

В связи с этим в процессе логопедических занятий необходимо работать не только над созданием условий для укрепления небно-глоточното затвора, но и учитывать всю симптоматику ринолалии, в частности дефектное положение языка в полости рта.

ФИО слушателя: Богданова Полина Григорьевна