Файл: Контрольная работа по теме Русь в ix в первой половине xii века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гусевская средняя общеобразовательная школа»
Контрольная работа по теме:
«Русь в IX-
в первой половине XII века»
6 класс
Составитель: Калачева А.Н.
учитель истории и
обществознания
2015 год
Контрольная работа проводится в 6-м классе после изучения главы: «Русь в IX – первой половине XII века. Предварительно проводится тематический контроль в форме понятийного диктанта и графического диктанта, который позволяет определить уровень освоения материала по отдельным темам раздела.
Цель:
− определить степень освоения учащимися учебного материала;
- определить эффективность методов, технологий, приёмов, используемых в преподавании истории.
Задачи:
- определить уровень знания исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имён;
- определить степень владения элементами исторического анализа, и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий);
- определить степень сформированности объективной самооценки;
- выявить отношение к предмету.
Контрольная работа составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по истории и федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Общее число заданий в работе – 15. Работа состоит из 3 частей:
Часть 1 (А) содержит 9 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл.
Часть 2 (В) состоит из 3 заданий с вопросами на соотнесение понятий и определений. Эти задания позволяют проверить умения правильно соотносить информацию и систематизировать факты. Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: каждый верный ответ-1 балл.
Часть 3 (С) содержит 3 задания. 2 задания открытые вопросы, подразумевающие развернутые ответы
, 1 задание - работа с текстом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень знаний учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности.
Время выполнения работы – 45 минут.
Ответы на вопросы работы оформляются в тетрадях по контрольным работам.
Критерии оценки
Правильное выполнение заданий 1- 9 оценивается одним баллом.
Правильное выполнение заданий 10-12 оцениваются 2 баллами.
13 задание – 3 балла.
14 задание – по 2 балла за каждый аргумент.
15 задание – 6 баллов. За каждый правильный ответ по 2 балла.
Максимальное количество баллов за работу – 28.
Оценка «5» - 28-24 баллов
Оценка «4» - 23-18 баллов
Оценка «3» - 17-14 баллов
Оценка «2» - менее 14 баллов
Уважаемые учащиеся!
Контрольная работа состоит из трёх частей. Часть А и В состоят из 12 заданий с кратким ответом, часть С из 3 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение работы отводится 45 минут.
Ответы к заданиям 1-9 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запиши в бланк ответов в соответствии с номером задания.
Ответы к заданиям 10-12 записываются в виде цифр. Каждая цифра записывается под буквой, которая по вашему мнению соответствует правильному ответу.
Задания части С предполагают раскрытого, полного ответа, который записывается в бланк ответов в соответствии с номером задания.
При выполнении заданий вы можете пользоваться черновиками. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаю удачи!
Вариант I
Часть А. Тестовая часть, с выбором только одного правильного ответа.
1.Кто является основателем Киева?
А) Аскольд; Б) Рюрик;
В) Олег; Г) Кий.
2. Кому княгиня Ольга отомстила за своего мужа, князя Игоря?
А) полянам; Б) кривичам;
В) древлянам; Г) дреговичам.
3.Какой князь был автором «Поучение детям»?
А) Олег; Б) Владимир Мономах;
В) Ярослав Мудрый; Г) Изяслав.
4.Какие меры пришлось принять князю Владимиру при попытке укрепить государственную власть?
А) учредить погосты и уроки;
Б) принять христианство;
В) создать «Русскую правду»;
Г) убить киевских князей Аскольда и Дира.
5.В 1068 году половцы совершили набег на Русь. На какой реке состоялась битва?
А) Прут; Б) Альта;
В) Днепр; Г) Волга.
6.Какая религия являлась государственной в Киевской Руси в конце X века?
А) язычество; Б) христианство;
В) католичество; Г) иудаизм.
7.В каком году состоялся Любеческий съезд?
А) 1076; Б) 1068;
В)1073; Г) 1097.
8. Найдите в приведенном ниже списке автора «Повести временных лет»
А) Святополк; Б) Ярослав Мудрый;
В) Владимир Мономах; Г) монах Нестор.
9.Подумайте и укажите слово, которое близко по значению со словом «епанча»
А) одежда; Б) посуда;
В) жилище; Г) пища.
Часть В. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
10.Соотнесите древнерусские термины, обозначающие слои зависимых крестьян, с их определением:
А) смерд | 1) человек, заключивший договор, и согласившийся работать на определенных условиях |
Б) закуп | 2) сельский житель, несший повинность в пользу князя |
В) рядович | 3) человек, попавший в полную зависимость, раб |
Г) холоп | 4) разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду |
11.Установите соответствие между элементами одежды Древней Руси и их растолкованием:
А) понева | 1) застегивающийся встык кафтан без воротника |
Б) чепец | 2) шерстяная юбка |
В) пуны | 3) узкие длинные куски ткани, которыми обворачивали ноги |
Г) онучи | 4) головной убор замужней женщины |
12.Установите соответствие между именами исторических деятелей и их высказываниями:
А) князь Святослав | 1) « Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще» |
Б) князь Игорь | 2) « Мертвые сраму не имут» |
В) Владимир Мономах | 3) « Откуда есть пошла Русская земля?» |
| 4) « Зачем мы губим русскую землю, враждуя между собой?» |
Часть С. Открытые вопросы, подразумевающие развернутые ответы.
13. Опишите событие, которое произошло в 988 году.
14. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Приведи не менее двух аргументов в пользу этого утверждения.
15. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и напишите, как называлось в Древней Руси явление, которое описывается в отрывке. Какое событие произошло в 945 году, связанное с этим явлением? Кто упорядочил этот процесс?
«Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев»
Вариант II
Часть А. Тестовая часть, с выбором только одного правильного ответа.
1.Какой князь считается родоначальником династии русских князей?
А) Аскольд; Б) Кий;
В) Дир; Г) Рюрик
2. Укажите годы правления Ярослава Мудрого
А) 945- 957; Б) 1019-1054;
В) 1015- 1054; Г) 882-962
3. Какой киевский князь погиб от рук печенегов?
А) Игорь; Б) Аскольд;
В) Святослав; Г) Олег
4. Назовите основателей славянской письменности
А) Борис и Глеб; Б) Кирилл и Мефодий;
В) Аскольд и Дир; Г) Владимир Мономах и Нестор
5 . Как назывался первый на Руси письменный свод законов?
А) « Слово о полку Игореве»; Б) « Повесть временных лет»;
В) « Поучение»; Г) « Русская правда»
6.В результате восстания древлян в 945 году
А) распалось Древнерусское государство;
Б) был упорядочен сбор дани;
В) новгородцы пригласили на княжение Рюрика;
Г) столица государства была перенесена из Новгорода в Киев
7.Чем украшались рукописные тексты в Древней Руси?
А) миниатюрами; Б) карикатурами;
В) драгоценными камнями; Г) мозаиками
8.Какой священный сан (звание) носил глава православной церкви?
А) патриарх константинопольский;
Б) Великий князь киевский;
В) папа римский;
Г) митрополит киевский
9.Распад Руси на отдельные самостоятельные княжества относится к
А) XI веку; Б) XII веку;
В) XIII веку; Г) XIV веку
Часть В. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
10.Соотнесите название частей древнерусского жилища с их толкованием:
А) терем | 1) отапливаемое помещение |
Б) изба | 2) переход между помещениями |
В) сени | 3) большая парадна |
Г) горница | 4) высокое деревянное здание- башня |
11.Установите соответствие между именами русских князей и их прозвищами в народе:
А) Олег | 1) Великая |
Б) Ярослав | 2) Окаянный |
В) Святополк | 3) Вещий |
Г) Ольга | 4) Мудрый |
12. Установите соответствие между датой и событием:
А) 988год | 1) Любеческий съезд |
Б) 1113 год | 2) Крещение Руси |
В) 1037 год | 3) основание храма Святой Софии в Киеве |
Г) 1097 год | 4) создание «Повести временных лет» монахом Нестором |
13. Опишите событие, которое произошло в 1147 году.
14. Принятие христианства на Руси имело огромное историческое значение. Приведи не менее двух аргументов, подтверждающих это утверждение.
15. Прочтите отрывок из « Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика. Назовите годы его правления. Назовите одно из событий, произошедших в годы его правления.
« Он был хромоного, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться……Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников…. Князь велел собрать у старост и священников детей и учить их книгам»
Ключи
| Вариант I | Вариант II |
1. | Г) Кий | Г) Рюрик |
2. | В) древлянам | Б) 1019-1054 |
3. | Б) Владимир Мономах | В) Святослав |
4. | Б) принять христианство | Б) Кирилл и Мефодий |
5. | Б) Альта | Г) « Русская Правда» |
6. | Б) христианство | Б) был упорядочен сбор дани |
7. | Г) 1097 | А) миниатюрами |
8. | Г) монах Нестор | Г) митрополит киевский |
9. | А) одежда | Б) XII век |
10. | А- 2; Б- 4; В- 1; Г- 3. | А- 4; Б- 1; В- 2; Г- 3 |
11. | А- 2; Б- 4; В- 1; Г- 3. | А- 3; Б- 4; В- 2; Г- 1 |
12. | А-2; Б- 1; В- 4. | А- 2; Б- 4; В- 3; Г- 1 |
13. | Крещение Руси | Первое упоминание о Москве |
14. | 1. Был издан первый свод законов, которые имели общегосударственное значение и способствовали дальнейшему укреплению централизованного государства. 2. Ярослав Мудрый внёс огромный вклад в развитие культуры, при нём был построен Софийский собор в Киеве. 3. Он избавил Русь от разорительных набегов печенегов. Могут быть приведены другие близкие по смыслу аргументы. |
Могут быть приведены другие близкие по смыслу аргументы. |
15. | Полюдье, восстание древлян , княгиня Ольга. | Ярослав Мудрый. 1019-1054. Издание свода законов (возможен другой правильный ответ) |