Файл: Содержание введение 3 1 Сущность и роль малых и средних предприятий и их место в современной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Сущность и роль малых и средних предприятий и их место в современной экономике
5 1.1 Понятие, роль и особенности функционирования малых и средних предприятий
5 1.2 Проблемы малого бизнеса в России 16 2 Анализ и оценка субъектов МСП по отраслям
19 3 Комплекс мер поддержки МСП в России
33 Заключение
38 Список использованных источников
40
N
2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Малое и среднее предпринимательство активно развивается в России в настоящее время. Для него создаётся большой комплекс инструментов по поддержке финансового состояния, снижение бюрократических барьеров, административного давления и многого другого. Тем не менее, Россия существенно отстает от развитых европейских экономика также США, Канада и т.д. Отсталость характеризуется низкой долей участия малого и среднего предпринимательства в структуре внутреннего валового продукта страны. Иностранное государство активно развивают хозяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку они имеют ряд преимуществ по отношению к крупному бизнесу, а также к государственным монополиям. Субъекты малого и среднего предпринимательства более эффективно работают на локальном рынке, хорошо знают спрос на свою продукцию в локации, на которой работают, а также очень гибко реагируют на конъюнктурные изменения в собственной отрасли. Низкая доля субъектов малого и среднего предпринимательства в структуре экономики России обуславливается переходным периодом и трансформацией рыночного хозяйства России, в том числе в правовой и институциональной сфере. На основе этого можно сделать вывод о том, что Россия находится лишь вначале пути формирования эффективных инструментов мир, поддержки предпринимательства, поскольку именно за счёт данных субъектов в экономике создается значительная доля рабочих мест, высокий уровень инновационной продукции, а также повышается занятость. Цель курсового проекта совершенствование управления и стимулирования малого предпринимательства в сфере услуг. Объект исследования малое предпринимательство в сфере услуг. Предмет исследования система управления малого предпринимательства в сфере услуг. Задачи курсового проекта, следующие
N
3
рассмотреть сущность и особенности субъектов МСП; определить перспективы малого предпринимательства в структуре рыночной экономики России провести обзор экономического состояния субъектов МСП России изучить государственные инструменты поддержки малого бизнеса сформировать и обобщить макроэкономические факторы, способствующие развитию субъектов МСП. Входе написания курсовой работы, использовались такие методы, как анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, теоретический анализ, синтез и конкретизация. Информационную базу курсового проекта составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам возникновения банкротства, статистические данные Федеральной службы государственной статистики России относительно финансового имущественного положения хозяйствующих субъектов и т.д. Введение определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Впервой главе рассматриваются общие характеристики малого предпринимательства в сфере услуги предпринимательства в целом. Вторая глава посвящена анализу и оценке субъектов МСП и его современному состоянию. В третьей главе представлены предложения по финансовой поддержке малого предпринимательства в сфере услуг. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
1 Сущность и роль малых и средних предприятий и их место в современной экономике
N
4


1.1 Понятие, роль и особенности функционирования малых и средних предприятий Предпринимательство – это деятельность граждан, целями которой являются получение прибыли от своего продукта, а также развитие собственного дела. Что касается малого предпринимательства, то оно является движущей силой экономики многих стран. Это важный субъект экономической деятельности, так как без его участия невозможно развитие и формирование самой структуры экономики. Данный вид бизнеса выполняет множество социально-экономических задач успешно функционирует в небольших рыночных сегментах способствует развитию конкуренции создает материальную основу для полной занятости, что приводит к значительному сокращению безработных граждан развивает сельские населенные пункты, а также небольшие городские поселения и прочее участвует в формировании бюджетов всех уровней. Цель малого предпринимательства – намеченный результат, к которому малый бизнес должен прийти в результате совершенных действий. В настоящее время малое предпринимательство в России находится на стадии становления. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, показатель развития малого бизнеса в Российской Федерации составляет всего 20%, по сравнению со странами Западной Европы. Например, показатель стран, таких как Китай и США, достигает более 50%. Можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство в России развито не настолько эффективно. В поддержку малому бизнесу выступает государство, которое вводит дополнительные льготы, а Правительство Российской Федерации устанавливает такие методы помощи, как
N
5
финансовая поддержка применения специальных налоговых режимов. Также нужно отметить, что в России ежегодно выделяются финансы на развитие новых и уже существующих малых предприятий. Все это способствует развитию малого предпринимательства и экономики России в целом. Чтобы понять, в чем же плюсы и минусы государственной помощи в нашей стране, необходимо провести сравнение с зарубежными странами. С учетом зарубежного опыта можно отметить такие системы поддержки малого предпринимательства, как стимулирование конкуренции внедрение новых технологий установление баланса интересов государства и бизнеса упрощение нормативной базы стимулирование у населения ЕС духа предпринимательства.
Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения Евросоюза работают в этой сфере. Несмотря на позитивную динамику в росте количества малых предприятий в России, их общая численность отстаёт от среднеевропейской. Это может быть связано с увеличением роста численности фирм однодневок, исходя из этого, более 50% российского малого бизнеса остаётся в тени. Малый бизнес сегодня представляет из себя наиболее динамичные сегмент рыночной экономики в России. Условиях мирового экономического кризиса, финансовых трудностей в экономике России, малый бизнес существенно страдает в связи с негативное рыночной конъюнктуры, отсутствием возможности иметь дешёвый заемный капитал, низкий уровень платежеспособного спроса, изменения правового, налогового и административного законодательства. Низкий уровень непредсказуемости российской экономики, низкий уровень инвестиционной привлекательности и низкий уровень развитости рыночных институтов препятствует развитию и формированию малого и среднего предпринимательства в России. В российской экономике сложилась уникальная ситуация, когда возрастание экономического риска не связано с повышением доходности рискованных активов. Российская экономика характерна тем, что испытывает одновременно усиление рисков и снижение доходности от использования активов. Формирование большого количества разнообразных Лесков делает предпринимательство неприемлемо рискованным занятием, в связи с чем становится более выгодными надежным вкладывать денежные средства в разнообразные финансовые инструменты, включая депозиты коммерческого банка. Важнейшим риском, которые сегодня существуют в российской экономике связано с отсутствием гарантий частной собственности, а также низким уровнем развития правовой среды. Предпринимательская деятельность по мнению Брялиной Г.И. является самостоятельной деятельностью, основанная на инициативности и принятие существующего совокупного риска. Предпринимательский доход при этом является платой за риск или заработной платы самого предпринимателя. Профессор Брялина Г.И. также раскрывает понятие институциональных основ административной, налоговой и правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России. В качестве инструментов поддержки, данной автор называет создание условий для ведения хозяйственной деятельности. Государство не может активно участвовать в рыночную жизни страны, но должно выступать в роли арбитра и судьи, а также совершенствование инфраструктуры, привлекать инвестиции, заниматься проведением антициклической политики и многим другим. [5], [9]. Сегодня государство активно участвует в развитии и становлении субъектов малого и среднего предпринимательства в России, развивает целевые программы по различным отраслям, а также по отдельным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, государство активно развивается сельское хозяйство, в связи с этим активно раздает гранты и совершенствуют стимулирующие меры для увеличения сельскохозяйственных производителей. Надо сказать, что государство неравномерно оказывает помощь всем регионами всем субъектам малого и среднего предпринимательства. Каждый регион имеет приоритетное направление развития региональной экономики, в которой встречаются наиболее динамичные отрасли, а также встречаются депрессивные. Например, в северных регионах наиболее развитыми отраслями экономики всегда считалось добыча полезных ископаемых, капиталоемкость производства, нов южных регионах России преобладает туризм, сфера розничного питания, развлечения и т.д. В контексте данной информации, Балашова Е.А. в своих трудах исследовала особенности социально-экономической поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства согласно их пространственному расположению в рамках одной страны. Экономическая статистика очень высоко оценивают взаимосвязь между государственной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства и степенью их вовлеченности в валовый региональный продукт. Страны с развитой рыночной экономикой гораздо раньше России научились вырабатывать эффективные инструменты по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку давно вычислили положительный эффект от участия предпринимателей в экономике страны. В связи с этим, иностранные государства выработали собственные классификации субъектов малого и среднего предпринимательства, которые носят не нормативный, но аналитический характер. На рисунке 1 рассмотрим указанные формы.
N
8

Рисунок 1 – Виды субъектов МСП по типу конкуренции
1) Коммутанты (имитаторы) Малый бизнес, который занимается созданием инновационных продуктов или услуг для местного рынка. Коммутанты нацеленность на удовлетворение потребностей локального рынка, иногда нацелены на индивидуальный спрос. В качестве производственный основы как правило являются инновационные технологии, а также новые виды товаров и услуг.
2) Патиенты (нишевый товар. Среднее предпринимательство, которое сконцентрировано вокруг крупного хозяйствующего субъекта, но выполняет функции сервиса или отдельного элемента производственно-сбытовой цепи. Данная категория субъектов экономики, а также нацелена на удовлетворение узкого спроса. Являются наиболее гибкими при удовлетворении потребностей, хорошо знают локальный рынок, имеют нишевый продукт, отличаются устойчивостью и конкурентоспособностью.
3) Эксплеренты (активные инноваторы). Создание качественно новых продуктов и услуг, высокая доля инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Таким образом, мировая практика и международный опыт развития субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя участие Типы рыночного конкурирования субъектов МСП
Патиенты
Эксплеренты
Коммутанты
N
9
данных субъектов в инновационной экономики, поскольку они способствуют распространению и рутинизации инновационной продукции. Возникновение малого и среднего предпринимательства часто связано с ролью личности, которая основала тот или иной бизнес. Это происходит потому, что ремесло конкретного специалиста часто вырождается в готовую биз- нес-модель, а человеческий капитал лежит в основе возникающих и формирующихся бизнес-процессов. Российские стандарты определения субъектов малого и среднего предпринимательства базируется на формальных признаках валовый объем выручки, среднесписочная численность сотрудников. В таблице 1 рассмотрим предельный среднесписочный показатель сотрудников для субъектов малого и среднего предпринимательства по различным отраслям экономики России. Таблица 1 – Предельная среднесписочная численность субъектов малого бизнеса по отраслям Сточки зрения российского законодательства под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, которые занимаются коммерческой деятельностью без образования юридического лица. Особенности различных критериях связано с особенностями ведения хозяйственной деятельности в каждой конкретной отрасли рыночной экономики. Коммерческой деятельностью могут заниматься физические лица, Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица, нов соответствующие законодательным ограничениям. В таблице представлены нормативные ограничения для субъектов малого среднего и микропредпринимательства. Таблица 2 – Критерии малого и среднего бизнеса Необходимость создания критериев для субъектов малого и среднего предпринимательства основывается на специальных налоговых подходах, упрощающих ведения хозяйственной деятельности, а также на создание отдельных государственных программ, способствующих развитию данной категории бизнеса. Также упрощённая форма предпринимаются для облегчения предпринимателям ведения бизнеса, способствует выходу из теневой экономики, а также создаются правовые и экономические условия для всех самозанятых. Особый интерес для государства представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, которые участвуют не только в перераспределении готовой продукции, но также в её создании. Именно это является позитивным проявлением малого и среднего предпринимательства, квинтэссенцией человеческого капитала и его роль в создании прибавочной стоимости, а также в создании инновационной продукции. Международный опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства показывает, что экономики, которые в структуре валового внутреннего продукта имеют большую долю субъектов малого и среднего предпринимательства имеют также более крепкое общества, более здоровую конкуренцию, более высокие заработные платы и собираемость налогов по стране. Например, в США начали разрабатывать программы поддержки малого и среднего предпринимательства еще в середине XX века. Выход из Великой американской депрессии сопровождался комплексное поддержкой частного сектора экономики, созданием системы грантов, специальных программ, субсидий, финансирование, налоговых режимов и многого другого. Например, начиная с 1953 года в США, была сформирована специальная Администрация (SBA), которая оказывает малому бизнесу всестороннюю поддержку. В России аналогичный закон появился лишь в 1995 году, когда был принят основной ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Мировая традиция в сфере поддержки частного предпринимательства объединяет такие понятия как малое и среднее предпринимательство. Объединение данных понятий, несмотря на то что они имеют отличия, вместе составляют единый, гибкий и высококонкурентный сегмент экономики, в котором должно быть занята большое количество трудоспособного населения. Здоровая конкуренция всегда порождает более качественный продукт, рост заработных плат, потребность в человеческом капитале. Статистика последних лет показывает, что в таких странах как Япония, Великобритания, США, Италия, Испания доля субъектов малого и среднего предпринимательства в структуре валового внутреннего продукта может достигать 70%. Аналогичный показатель для российской экономики составляет около 25%. Это означает, что подавляющее количество работников в стране является наемным, что влечёт за собой определенные последствия в связи с низкой мотивации труда, неспособностью заниматься предпринимательством, решать экономические и производственные задачи и т.д. Вместе с этим в российской экономике происходит уменьшение и замедление производительности труда. Россия является наименее производительную страной в пересчете на одного работающего, чем в любой стране Европейского союза, Северной Америки или Азии. Во многом, это связано с отсутствием предпринимательства в России, низкой культурой предпринимательства, а также отсутствием инновации, современных технологий, позволяющих поднять производительность труда хозяйствующих субъектов.
N
12

Только в 2012 году Министерство экономического развития России поставило себе цель увеличить долю работающих граждан до 28% в сегменте малого и среднего предпринимательства, а также увеличить долю ВВП до 33%
[26]. В конце XX века главную роль на рынке труда по обеспечению граждан местами труда выполнял именно Малый и средний бизнес. Например, в конце
80-ых годов в США зарегистрировано около 3 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с этим обострилась конкуренция на локальных рынках, а также данный процесс способствовал выходу США из глубокого кризиса. Уменьшение доли государства, а также уменьшение субъектов малого и среднего предпринимательства по объемам выручки положительно сказалось на доходах граждан, наросте заработных плата также на социальных гарантиях, которые обеспечивали субъекты экономики. Использование субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве драйверов экономики США позволило создать экономику нового типа, с высокой долей частной собственности, сделать её более гибкой и мобильной, что оказало положительное влияние на динамику развития макроэкономики США. Согласно официальным данным, более 55% всех инноваций в стране создал именно малый и средний бизнес, поэтому развитие инструментов по его поддержке и развитию сыграло ключевую роль в формировании современной экономики США. С тех пор до сегодняшних дней законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в США является одним из образцовых, большой объём опыта в США был принят многими государствами как стандарт поддержки и развития частного сектора. Сегодня бюджет на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в США составляет более 70 млрд долл. Одним из популярных инструментов для поддержания занятости среди малого и среднего предпринимательства остаётся банковский кредит, для этого разрабатываются специальные программы, государственные гарантии, а также инструменты оценки кредитоспособности заемщика в данном сегменте, поэтому экономика США имеет выдающиеся параметры. Опыт США стал образцовыми преемственными для многих стран Евросоюза, которая также занимаются активной поддержкой и развитием собственных субъектов малого и среднего предпринимательства. Стратегия поведения европейских государств очень похожа на стратегию поддержки США. Государственные программы в Евросоюзе включают в себя административные, финансовые, налоговые и правовые инструменты регулирования активности малых субъектов экономики. В конце 2018 г. в странах Евросоюза зарегистрировано более 25 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, которые концентрируются в различных отраслях экономики. Такой внушительный объем субъектов малого и среднего предпринимательства позволил создать более 70% рабочих мест для граждан и рабочих в Евросоюзе, а ва- ловый оборот от торговли составляет около 60%. Создание большого количества субъектов малого и среднего предпринимательства делают экономику Европейского союза, США более мобильной, инновационной, стабильной и высокодоходной. Небольшие предприятия способные создать высокую конкуренцию, а также обеспечить занятость вне- больших регионах, где отсутствуют крупные корпорации, поэтому данные экономики исключают появление моногородов, что обуславливает высокие социальные и экономические риски в различных регионах данных стран. Формирование понимания важности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства приходит со временем для этого должно пройти много лет прежде, чем сформируются эффективные инструменты взаимодействия с малыми формами экономики. Для того, чтобы создать эффективную экосистему, способную вырастить столь же эффективные субъектам малого и среднего предпринимательства по разным оценкам должно пройти около лет. В том числе, должно пройти много лет прежде, чем сформируется эффективная, стимулирующая, ноне угнетающая налоговая система, атак же правовые гарантии и стандарты качества выпускаемой продукции малыми предприятиями. Финансовый сектор экономики активно взаимодействует с субъектами малого и среднего предпринимательства в странах Евросоюза и США. Для этого создаются бизнес-инкубаторы, наиболее рейтинговые ценные бумаги, которые являются ликвидным инструментом для развития компании. Отдельными преимуществами пользуются инвесторы, которые вкладывают вне- большие компании, так называемые бизнес-ангелы и инвестиционное сообщество, которые анализируют данные сектор экономики, исследует различные отрасли с целью инвестиций. Следует сказать о том, что субъекты малого и среднего предпринимательства имеют, по крайней мере многие из них, большой экономический потенциал, поскольку именно субъекты МСП являются основой для создания крупного бизнеса или успешных проектов.

1.2 Проблемы малого бизнеса в России Малый и средний бизнес считают движущей силой национальной экономики. Однако в современных, довольно непростых, экономических условиях от этого сектора сложно ожидать значительных успехов.
МП охватывают своей деятельностью в основном сферу торговли и услуга компании СБ превалируют в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, промышленность (в основном обрабатывающая. Сфера малого и среднего бизнеса характеризуется высокой зависимостью от внешних обстоятельств на нее влияет ряд факторов, ограничивающих ее функционирование и прогресс. Проблемы, на которые обращают внимание сами представители МБ и СБ показаны в таблице 2. Таблица 2 – Проблемы малого бизнеса в России, 2018 г.
N
15
Для эффективного функционирования МБ важно создать продуманную нормативно-правовую базу, способствующую развитию предпринимательства и обеспечивающую комфортные условия всем, кто намерен открыть или вести свое дело. Препятствием для ведения бизнеса стала нехватка собственных и заемных средств, способствующих расширению деятельности. Аналитики и эксперты утверждают, что только треть спроса МБ в финансах на сегодняшний день полностью удовлетворяется (в микрокредитах до 300 тыс. руб. - 10%). А начинающий предприниматель сталкивается с большими трудностями, при попытке получить кредит Объем производства предприятий МБ и СБ: их доля ВВП ниже в 2,5-3 раза, если сравнивать со странами ЕС (при сравнении числа МП на долю ВВП при равных количественных показателях. Уровень образования поданным г. - 36 место в мире. Однако нельзя утверждать, что только уровень образования усугубляет нехватку финансирования. Недостаточная информационная поддержка высших образовательных учреждений в формировании предпринимательских навыков убуду- щих специалистов-выпускников. Возникает необходимость использования зарубежного опыта поданной проблеме бесплатные или очень дешевые государственные программы информационной и образовательной поддержки Проблемы малого и среднего бизнеса
1.
Недостатки налоговой системы
2.
Нехватка оборотных средств
3.
Низкий эффективный спрос населения
4.
Недостатки экономической политики государства
5.
Дороговизна кредитов, арендной платы, сырьевых ресурсов
6.
Нехватка производственных площадей
7.
Неподъемные тарифы на перевозки
16
предпринимательства. В России же подобные программы находятся лишь начальном этапе развития. Вышеперечисленные причины не являются единственными, однако, если заняться их исправлением, состояние МБ значительно улучшится. Выводы. Субъекты малого и среднего предпринимательства Очень остро нуждаются в поддержке и защите со стороны государства, поскольку не имеет значительных финансовых, трудовых и производственных ресурсов для эффективного противостояния внешним угрозам, рыночной конкуренции, но именно данные субъекты экономики определяют степени инновационности, стабильности социальной сферы, рынка труда в различных регионах страны и т.д. Поддержка и помощь со стороны государства должна реализовываться финансовыми и нефинансовыми инструментами в равной степени, для того, чтобы сохранить дух конкуренции, стимулировать повышение производительности труда.
2 Анализ и оценка субъектов МСП по отраслям Субъекты малого и среднего предпринимательства обычно являются наиболее динамическим элементом рыночной экономики. Как известно, враз- витых экономиках субъекты малого и среднего предпринимательства отвечают за львиную долю создания рабочих мест, создание инноваций и современных технологий, а также за трансляцию данных технологий в тот локальный рынок, в котором они присутствуют. За счет небольших размеров, изменения и новации в технологическом процессе у субъектов малого и среднего предпринимательства проходят намного быстрее, поскольку от момента принятия решения до внедрения этого решения в производственный процесс происходит крайне мало времени. За счет этого достигается мобильность и гибкость экономики, если доля субъектов малого и среднего предпринимательства значительно высоко в структуре валового внутреннего продукта страны. На рисунке
2 рассмотрим долю субъектов МСП в развитых экономиках. Рисунок 2 – Сравнительный анализ данных о развитии малого бизнеса в России и за рубежом, 2018 г. Рассматривая структуру в экономиках Италии, Нидерландов, Норвегии или Швейцарии становится видно, что эти страны являются не только экономическими лидерами во всём мире или в своём регионе, но также развели и совершенствовали собственный сегмент субъектов малого и среднего предпринимательства, которое обеспечивает конкуренцию, рост заработных плат, социальную стабильность и многое другое за счёт своей численности, небольших габаритов, а также емкого понимание рынка и способности производить необходимые для данного рынка продукцию. Одновременно с этим, небольшие размеры, скромные возможности собственных финансовых средств, небольшая численность сотрудников является фактором риска, поэтому необходимо сохранять и поддерживать данные субъекты экономики для того, чтобы Некоторые из них в будущем стали средним или крупным предпринимательством. Для этого Правительство России разработало и внедрило в российскую правовую систему множество элементов законодательства, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Например,
ФЗ-209 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Статья 17. Данный закон включает в себя множество различных статей среди которых определяются инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, прописан алгоритм получения данной поддержки и рассмотрены всевозможные особенности, с которыми может столкнуться правительство или предпринимательство. Рассмотрим общие параметры субъектов малого и среднего предпринимательства в таблице 3 в 2018 г. в России. Можно заметить, что показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 г. сильно отстают от страны, сравнение с которыми предложено в таблице 3. Таблица Текущее состояния сферы малого и среднего предпринимательства Для того, чтобы уменьшить отставание от развитых экономик, правительство России разрабатывает большое количество различных региональных и федеральных, государственных программ, направленных на поддержание и совершенствование конкуренции в сегменте малого и среднего предпринимательства. Например, некоторые регионы России нуждаются в поддержке субъектов МСП в сельскохозяйственной продукции, других регионов необходимо развивать сферу туризма, сферы общественного питания и т.д. Как уже было
N
19