ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функциональные стили.
Функциональный стиль – это определенная разновидность речи, соответствующая сфере её функционирования и отличающаяся особым набором средств, характерных для данной сферы.
В первую очередь разграничиваются две противопоставленные друг другу группы функциональных стилей: книжные и разговорный. К книжным стилям, в свою очередь, относятся следующие: научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Каждый из названных стилей отличается определённым набором характеризующих его признаков.
Разговорный стиль речи употребляется в сфере бытовых и неофициальных профессиональных отношений, в обыденной речи, в беседах. Цель разговорного стиля – общение. Форма реализации, как правило, диалог. Свойства текстов разговорного стиля: неофициальность, непринужденность, зависимость от ситуации, спонтанность, участие мимики и жестов (невербальных средств общения), эмоциональность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств.
В разговорном стиле часто используются:
-
глаголы (пошла, пришел, увидели); -
личные местоимения (я, он, ты); -
частицы (же, вон, только); -
междометия (Ого!), причем часто в качестве сказуемых (Марш домой!); -
слова и фразеологизмы разговорного стиля (болтать, ни рыба ни мясо); -
просторечные слова (облапошить, ляпнуть); -
слова с эмоционально-оценочной окраской (хвастун, красавец); -
метафоры (в голове – каша); -
повтор слов; -
обращения; -
вводные слова (наверно, кажется); -
замена словосочетаний одним словом (маршрутка – маршрутное такси); -
особые звательные (сокращенные) формы (Мам! Люб!); -
вопросительные и восклицательные предложения (Как дела? Какие люди!); -
неосложнённые простые, сложносочиненные, бессоюзные предложения; -
неполные предложения (Мы в кино).
Официально-деловой стиль речи употребляется в официально-деловой сфере: управление, делопроизводство, право, дипломатическое общение. Цель официально-делового стиля – информация. Форма реализации этого стиля – письменный монолог. Свойства текстов официально-делового стиля: точность,
однозначность формулировок, лаконичность, информативность, стандартность, неличный характер изложения, компактность структуры, предварительный отбор языковых средств.
В официально-деловом стиле часто используются
-
стандартные слова и выражения (надлежащий, вышеуказанный, принимая во внимание, предъявление иска, вступить в силу); -
термины (правоспособность, юрисдикция); -
сложносокращенные слова и аббревиатуры (Мосэнерго, ООН, НАТО, ОБСЕ); -
составные предлоги и союзы (ввиду того что, в силу того что); -
отглагольные существительные (регулирование, опровержение); -
краткие прилагательные (должен, обязан); -
использование неопределённой формы глагола вместо повелительного наклонения (обеспечить явку); -
причастные и деепричастные обороты; -
указание даты составления документа, а также других реквизитов (название адресата и адресанта, название учреждения, гриф, подпись с расшифровкой и т. п.); -
прямой порядок слов в предложении; -
развернутые предложения.
Слова в тексте официально-делового стиля употребляются в прямом значении. Использование эмоционально окрашенных слов обычно не допускается. Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, указ, постановление, приказ, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, инструкция, докладная, договор, повестка в суд, кассационная жалоба, соглашение.
Публицистический стиль речиобслуживает сферу агитационно-массовой деятельности и употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни. Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей. Форма реализации этого стиля – устный или письменный монолог. Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств.
В публицистическом стиле часто используются:
-
торжественные слова (держава, святыня); -
прилагательные в превосходной степени (величайшее, самый яркий); -
фразеологизмы (стоять насмерть); -
эмоционально окрашенные слова (душегуб, ренегат – «отступник», «изменник»); -
устойчивые обороты (играть роль, иметь значение, здравый смысл); -
метафоры (нарост на теле государства); -
сравнения (деньги текут рекой); -
эпитеты (роковое стечение обстоятельств); -
разговорно-просторечные слова (бабки, зеленые, крутой, браток); -
иностранные слова (спикер, киллер, имидж, маркетинг); -
новые слова, т. е. неологизмы (боевик – «террорист», биотерроризм, киднеппинг – «похищение людей с целью выкупа»); -
профессиональные журналистские слова (интервью, репортаж, корреспондент); -
слова общественно-политической лексики (бюджет, парламент, законодательство); -
обращения (дорогие читатели, соотечественники, казахстанцы); -
вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению, к несчастью, к величайшей радости): -
преимущественно простые предложения; -
номинативные предложения (особенно в заголовках); -
риторические вопросы (как жить? где искать защиту?); -
вопросительные и восклицательные предложения; -
неполные предложения; -
присоединительные конструкции.
Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест.
Научный стиль речи обслуживает сферу научной деятельности, научного общения и употребляется для донесения результатов научно-исследовательской деятельности. Цель научного стиля – сообщение, объяснение тех или иных явлений и закономерностей. Форма реализации этого стиля – письменный (реже – устный) монолог. Свойства текстов научного стиля: информативность, логичность, аргументированность, объективность, лаконичность, точность, однозначность, обобщенность, предварительный отбор языковых средств.
В научном стиле часто используются:
-
термины (нейтрон, морфема, тромб); -
слова с абстрактным значением (процесс, явление, свойство); -
отглагольные существительные (состояние, описание, доказательство); -
большое количество причастий и деепричастий (выраженный, используемый, рассматривая, обобщая); -
краткие прилагательные и причастия (условна, ясна, доказано, использован); -
глаголы страдательного залога (используется, рассматривается); -
сложные предлоги и союзы (в заключение, в связи с тем что, вследствие того что); -
вводные слова, подчеркивающие логичность изложения (во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом); -
прямой порядок слов в предложении; -
сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; -
безличные предложения; -
цитаты, ссылки, сноски.
Слова в тексте научного стиля употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-окрашенные слова используются довольно редко. Жанры научного стиля: учебник, диссертация, монография, научная статья, отзыв, рецензия, дипломная работа, курсовая работа, реферат, научный доклад, лекция, аннотация, словарные и энциклопедические статьи.
Пример текста научного стиля: Активная среда газовых лазеров находится в газовой фазе. В подавляющем большинстве случаев создание инверсной заселенности уровней в лазерах того же типа осуществляется в результате протекания электрического тока через среду, т. е. с помощью газового разряда. Газовый лазер состоит из кюветы, заполненной газом и введенными в неё электродами – катодом и анодом.
Художественный стиль речи употребляется в сфере словесно-художественного творчества. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей. Формы реализации этого стиля – письменный монолог и диалог. Свойства текстов художественного стиля: образность, выразительность, эмоциональность, наличие авторской позиции, наличие элементов других стилей, предварительный отбор языковых средств. В художественном стиле используются изобразительно-выразительные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты и т. п.). Жанры художественного стиля: трагедия, комедия, трагикомедия, рассказ, роман, новелла, повесть, стихотворение, поэма, басня, баллада, роман в стихах и др.
Задание:
-
Законспектировать материал -
Ответить письменно на следующие вопросы:
Вопросы
-
В Астане прошел симпозиум «Казахстан – лидер Азии», в котором участвовали представители ближнего и дальнего зарубежья. Киргизию представляли члены общественного молодежного движения «Патриот», которые выступили на симпозиуме с докладом. Определите стиль речи._________________ -
Литературная критика – область литературного творчества на грани искусства и науки о литературе. Определите стиль речи.____________________ -
Образность, эмоциональность, конкретность, использование изобразительно-выразительных средств относится к _______________________________ -
Эмоциональность, доходчивость изложения, призывность, выступления, доклады – это все относится к ______________________________________ -
Официальность, строгая точность, сухость речи, отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств – основные стилевые черты __________________стиля -
Для этого стиля характерно широкое использование терминологии, клише, сложные синтаксические конструкции.__________________________ -
Определите стиль речи: ________________
Типичный неоромантический герой – мужественный и необыкновенный человек, нередко противостоящий обществу (изгой), подчас отчужденный от народа, его жизнь полна романтики.
-
Стиль телевещания, СМИ _______________________ -
Определите стиль и тип речи:________________________
Агафья Матвеевна – женщина недалекая, наивная, но в ней, как и в Ольге, нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства.
-
Определите стиль речи:______________________
Оксюморон – стилистическая фигура или стилистическая ошибка – сочетание слов с противоположным значением.
-
От каких общих условий зависит использование того или иного стиля речи?____________________ -
Определите стилистически нейтральные слова.___________________ -
Укажите отличительные особенности делового стиля речи._________________