Файл: Вопросы к экзамену Понятие о науке география, о страноведении как сердцевина географии. Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Понятие о туристском страноведении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные вопросы к экзамену
1. Понятие о науке «география», о страноведении как сердцевина географии. Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук. Понятие о туристском страноведении.
География - область науки, посвященная изучению земель, особенностей, обитателей и явлений Земли и планет. География - это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты.
Страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Страноведение в туризме — это изучение природы, населения в целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.
Конечная цель изучения страны — создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации развития туризма.
В системе географии выделяются:
а) естественные, или физико-географические, науки, к которым относятся физическая география в собственном смысле слова (включая общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеографию), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология и другие науки
б) общественные географические науки - общая и региональная экономическая география, география отраслей хозяйства (география промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), география населения, политическая география;
в) картография, являющаяся технической наукой, но в то же время входящая в систему географических наук в силу исторических причин и общности основных целей и задач с др. географическими науками. Кроме того, к географии относится страноведение, задачей которого является объединение сведений о природе, населении и хозяйстве по отдельным странам и районам, и дисциплины в основном прикладного характера. В этой задаче и реализуется интегрирующее свойство страноведения. Страноведение показывает, как проявляются на конкретных отдельных территориях общие закономерности и типологические черты, устанавливаемые соответственно физической географией и экономической географией.
2. Политическая карта мира. Типологии стран мира по особенностям географического положения, численности населения, форме правления, форме административно-территориального устройства.
Политическая карта мира – это В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.
3. Типология стран мира по уровню социально-экономического развития.
Типологии стран мира по особенностям географического положения, численности населения, форме правления, форме административно-территориального устройства.
К развитым относятся страны, достигшие высокого уровня социально-экономического развития и играющие ведущую роль в мировой экономике и международных экономических отношениях.
Среди условий социально-экономического развития развитых стран можно назвать:
1) длительный период независимого развития;
2) прочные, устоявшиеся демократические традиции;
3) общественная зрелось, сложившийся кодекс поведения, включающий в себя равноправие и независимость.
Особенности социально-экономического развития развитых стран включают:
1) хорошо отлаженный рыночный механизм с высокоэффективным производством;
2) приоритетное развитие сферы услуг;
3) крепкую социальную базу с высоким уровнем и качеством жизни;
4) гибкую политическую надстройку, стоящую на страже стабильности экономической и социальной сфер.
Безусловными лидерами развитых стран являются страны так называемой «Большой семерки» — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и Италия. Эти страны являются мировыми лидерами не только в экономической, научно-технической и социальной областях, но также в политической и военной сферах.
Вторую группу составляют небольшие высокоразвитые государства Европы (или так называемые «привилегированные малые нации»): Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия и все европейские «микрогосударства». В силу недостаточных размеров и весьма ограниченных экономических ресурсов они не смогли создать крупномасштабные экономические системы. Для них характерна узкая хозяйственная специализация (производство одного-двух видов товаров для мирового рынка), высочайший уровень вовлеченности в международные экономические отношения, активное участие во внешней торговле. Эти страны, как правило, обладают значительным политическим весом.
Особую группу развитых стран образуют страны переселенческого капитализма: Израиль, ЮАР, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Для стран «переселенческого капитализма» зачастую характерны аграрно-сырьевая специализация, сравнительно низкий уровень производительности труда, слабость компаний и незначительное участие во внешней торговле.
Для особенностей социально-экономических черт развивающихся стран характерны:
1) незавершенность рыночных преобразований — все необходимые рыночные институты уже созданы, но их роль в национальной экономике все еще невелика, национальный капитал традиционно слабый и без помощи извне с трудом выдерживает конкуренцию на мировом рынке, структура национальной экономики многоукладна;
2) слабость государства — оно сохраняет контроль над значительной частью собственности, зачастую активно вмешивается в деятельность частного бизнеса, но при этом не может создать конкурентную среду и защитить права собственника;
3) значительное имущественное расслоение населения и обусловленная этим напряженность в обществе;
4) территориальные диспропорции в развитии — соседство высокоразвитых и крайне отсталых районов.
4. Международная экономическая интеграция. Региональные и отраслевые интеграции мира, их примеры, характеристика.
Международная экономическая интеграция – это процесс объединения экономик разных стран в единый хозяйственный механизм на основе постоянных, устойчивых экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования этих стран.
Между странами-участницами интеграции осуществляется более интенсивный обмен товарами, услугами, технологиями, капиталами, рабочей силой. Более интенсивно идет процесс концентрации и централизации производства.
Основные интегральные союзы:
1) Европейское Сообщество (ЕС)
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) ─ объединение европейских государств, участвующих в экономической и политической интеграции.
В данный момент в ЕС входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейский совет, Европейская комиссия (Правительство), Совет Европейского союза (Совет министров), Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк и Европейский парламент (избирается каждые пять лет гражданами Союза).
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, создан общий рынок, который гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.
2) Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
Участники: США, Канада, Мексика.
В рамках соглашения происходит интенсивное сближение экономик этих стран на базе интеграции рынков товаров, капиталов и рабочей сил
Данное соглашение было заключено с целью укрепления и расширения внешнеэкономических связей каждой отдельно взятой страны, участницы соглашения. Основным принципом является отсутствия препятствий и различного рода дискриминаций во взаимных инвестициях и товарообороте. Также члены ассоциации поддерживают некоторых собственных производителей, запрещая ввоз на их территорию продукции других стран, не входящих в соглашение. Это касается, например, автомобилей или продукции текстильной промышленности.
3) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
В ассоциацию входят 10 стран Юго - Восточной Азии: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Лаос.
Цели АСЕАН - ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран-членов, установление мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.
Цели АСЕАН: военно-политическая стабилизация в Юго-Восточной Азии; создание таможенного союза; содействие экономическому росту стран;
Дезинтегрирующие факторы: большая экономическая политическая и социально-культурная дифференциация стран, отсутствие единой общерегиональной идеи, различные политические участия в едином блоке.
4) Содружество Независимых государств (СНГ)
Включает в себя: Россию, Белоруссию, Украину, Грузию, Азербайджан, Армению, Казахстан, Туркмению, Таджикистан, Киргизию, Узбекистан.
Цель создания СНГ - установление утраченных экономических связей, нарушенных в результате распада СССР.
1)осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;
2)развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
3)обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
4)свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;
5)правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;
6)мирное разрешение споров между государствами — членами СНГ (ст. 2 Устава СНГ).
Отраслевые экономические группировки: ОПЕК
Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК)
Охватывает 13 государств: Алжир, Венесуэлу, Габон, Индонезию, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливию, Нигерию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Эквадор.
Страны — члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти.
На их долю приходится
35 % от всемирной добычи и половина мирового экспорта нефти.
Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть.
5. Туризм – одна из ведущих отраслей мировой экономики. Особенности международного туристического рынка, динамика роста туристических прибытий и доходов от туризма. Доля регионов мира в туристских прибытиях и туризма. Объяснить причины такого распределения мест.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, созданий дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
Туристический рынок фактически представляет рынок туристических услуг, так как они являются основным предметом обмена. Рынок туристических услуг – это сфера удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с отдыхом и содержательным проведением досуга в путешествии.
Необходимо рассматривать туристический рынок как систему мирохозяйственных связей, в которой происходит процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. Его территориальная структура во многом совпадает с географией мирового хозяйства.
При большом разнообразии формулировок многие авторы в понятие туристический рынок включают туристские потребности и мотивации, пребывание туристов вне постоянного места жительства, особенности их экономического поведения, экономические отношения между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной средой.
Международный туристический рынок включает совокупность национальных туристических рынков, имеющих свои специфические черты, емкость, определенные виды туристических услуг, особенности инфраструктуры, уровень цен и т.д. В соответствии с особенностями социально-экономического и исторического развития туристские рынки классифицируются в научной литературе следующим образом:
– рынки стран, где туризм зародился и получил свое развитие как форма проведения досуга. Это европейские высокоразвитые страны (Великобритания, Швейцария, Франция и др.), США и Канада, где туризм стал составной частью жизни населения. Они отличаются высоким уровнем развития туристической инфраструктуры, многообразием туристических предложений;
– рынки стран, где туризм вошёл в стиль жизни населения постепенно в формах, присущих для массового туризма (например, постсоциалистические страны Европы). Здесь деформированная индустрия туризма перестраивается благодаря инвестиционным вливаниям и ориентируется на стандарты мирового уровня;
– рынки стран, где туризм воспринимается как способ получения дохода, а не как способ проведения свободного времени (развивающиеся страны). Эта группа стран делится на два основных подтипа: а) страны, где развитие туризма базируется на основе использования уникальных природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов; б) страны, имеющие благоприятные условия для получения международного капитала (например, островные). В этих странах туристская инфраструктура развивается на основе имеющегося спроса преимущественно в странах первого класса.
6. Доля стран мира – лидеров в туристских прибытиях и доходов от туризма. Объяснить причины такого распределения мест. Представить и объяснить долю видов транспорта, на которых осуществляются перемещения международных туристов.
Страны-лидеры по доходам от международного туризма (прибыль указана в миллиардах долларов США), согласно последним данным за 2021 год, имеющимся по состоянию на март 2023 года:
США — 70,2;
Франция — 40,8;
Испания — 34,5;
По экспертным оценкам, туризм – это именно та отрасль экономики, которая в ближайшие годы станет фундаментом будущего социально-экономического прогресса развитых и развивающихся стран.
В индустрии туризма используются следующие типы транспорта: воздушный, наземный и водный.
Основными средствами транспорта являются:
а) воздушного – самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты, парапланы, воздушные шары;
б) наземного – поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;
в) водного – морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки, паромы.
Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.
Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.
Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).
Лидер – самолет.
7. Районирование мира. Подходы к выделению крупных регионов мира Выделение регионов мира по различным классификациям. Основы туристской регионалистики. Всемирная туристская организация, особенности деятельности.
Подходы, используемые при определении критериев или признаков разбиения какой-либо поверхности на регионы.
1. Формальный - с учетом однородности какого-либо элемента на ограниченной поверхности, (например, однородности местных естественных условий: геологической структуры, рельефа местности, климата, растительного и животного мира; однородности по уровню безработицы, доходов на душу населения; по уровню загрязнения вредными веществами и т.п.);
2. Функциональный - внимание акцентируется на функциональных отношениях людей, социальных слоев и групп в пределах какой-либо территориальной системы (например, на отношениях в процессе управления их развитием, планирования, прогнозирования, статистического учета и т.д.);
3. Воспроизводственный - с учетом полноты цикла общественного воспроизводства по фазам (производство, распределение, обмен, потребление), либо по результатам (воспроизводство национального богатства, общественного продукта, национального дохода и т.п.);
4. комбинированный или смешанный.
В мировой практике и статистике туризма выделяют чаще всего выделяют шесть крупных макрорегионов: 1. Европа 2. Ближний (и Средний) Восток 3. Азиатско-Тихоокеанский регион 4. Южная Азия 5. Африка 6. Америка.
21. Туристско-географическая характеристика страны восточной Азии и тихоокеанского региона по типовому плану туристско-страноведческой характеристики территории (Тайланд)
Официальное название — Королевство Таиланд. Территория — 514 000 кв.км. Население — 64,8 млн. человек. Национальный состав: тайцы — 75%, китайцы — 14%, малайцы, кхмеры, вьетнамцы. Языки: тайский (государственный), лао, китайский, малайский, английский. Религия — буддисты (95%), мусульмане (3,8%), христиане, индуисты. Столица — Бангкок. Крупнейшие города — Бангкок (6,5 млн.), Чиангмай (170 тыс.), Сонгкхла (81 тыс.). Административное деление — 76 провинций (чангват). Форма правления — конституционная монархия. Глава государства — король Пумипон Адульядет (Рама IX) (c 9 июня 1946 года). Глава правительства — премьер-министр Таксин Шинаватра (с 9 февраля 2001 года). Валюта — таиландский бат (THB). Время – разница с Москвой составляет +5 часов.
§1.2. Географическое положение Таиланд расположен в Юго-Восточной Азии на полуострове Индокитай, он омывается водами Андаманского моря на юго-западе и Сиамского залива на юго-востоке. Таиланд занимает территорию 517 тыс. кв. км. Протяженность страны с севера на юг примерно 1860 км, но из-за рельефных извилин протяженность в любом направлении составляет около 1000 км или меньше. Северные и центральные реки и притоки Таиланда впадают в Таиландский залив через реку Чаопрайа недалеко от Бангкока. Ме Нам Мун и другие водные потоки северо-востока выходят в Южно-Китайское море через реку Меконг. Эти основные географические характеристики разделяют страну на четыре основные зоны: Плодородный центральный регион под господством реки Ме Нам Чаопрайа; Северо-восточное плато, самый бедный регион королевства (из-за тонкого слоя почвы плюс засуха и наводнения), возвышающееся на 300 метров над центральным регионом; Северный Таиланд, регион гор и плодородных долин; Южный полуостров, который тянется до Малайской границы и в основном это тропические леса или влажные джунгли. Тайладн граничит с Лаосом, Камбоджей, Малайзией и Мьянмой (Бирма).
По особенностям рельефа Таиланд принято подразделять на пять географических районов: Северное нагорье, Центральная равнина, Северо-Восточное плато, Юго-Восток и полуостровной Южный район.
Тайланд расположен в зоне тропического климата. В тропической зоне Азии имеет место смена воздушных течений: зимой господствует пассат, летом — муссон, что определяет сезоны года. Характерные особенности климатического режима Тайланда обусловлены наличием гор на севере, которые защищают его территорию от влияния зимнего пассата, поэтому прохладное время года выражено слабо. В северных, северо-восточных и центральных районах Тайланда в году в зависимости от количества осадков выделяется 3 сезона, в южных районах — 2. На востоке страны сформировался особый климат с довольно равномерным распределением осадков в течение большей части года и с резким их увеличением в сентябре.
22. Туристско-географическая характеристика Турции по типовому плану туристско-страноведческой характеристики территории
При взгляде на географическую карту Турции сразу можно обратить внимание на большое количество плоскогорий и гор. Расчлененность страны обусловливает наличие вертикальной зональности природных ландшафтов, разнообразие дикорастущих и культурных растений, по богатству которых турецкая территория уступает, наверное, если только разнообразию флоры Кавказа.