Файл: Задания по теме 1 Профессиональная яконцепция педагога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 5.1
Профессиональная Я-концепция педагога
Цель занятия: закрепление знаний о сущности профессиональной Я-концепции педагога; формирование умений описывать собственную профессиональную Я-концепцию.
Задание 1.
1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.
В определении, принадлежащем Стейнсу, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду.
Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры.
Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя.
Эти установки имеют различные модальности:
· реальное Я (представление о том, каким я хотел бы быть);
· зеркальное Я (представление о том, каким меня видят др.).
Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я и эмоциональное Я.
2. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?
Исходя из определений, можно сделать вывод о том, что их объединяют личностные установки индивида, а отличает структура Я – концепции.
Например, у Бернса Я – концепция – это пирамида, состоящая из реального и зеркального Я.
У Стейнса, Я – концепция включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести
3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?
Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки.
Идеальный педагог должен быть:
1) специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; любить дело и учащихся; верить в человека; обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;
2) работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; быть преданным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться; обладать настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, активностью; ориентироваться в производственных ситуациях; уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;
3) человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.
Задание 2.
Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем.
Ответ оформите в виде таблицы:
Проблемы педагогической деятельности
Пути решения
Проблемы | Пути решения |
Разные слои общества. | В связи с расслоением и статусом родителей, необходимо ко всем обучающимся относиться одинаково (не завышать и не занижать самооценку ребят, отметки и тд.). |
Разный уровень обучаемости. | Так как в классах могут обучаться «особенные дети», то необходимо использовать дифференцированное обучение. Но я бы рекомендовала открывать классы для учеников VII, VIII видов обучения. Педагогам необходимо повышать квалификацию. |
Критика преподавателя со стороны родителей в присутствии учащихся. | Проговорить с родителями об этике и донести, что обсуждение педагога с детьми подрывает авторитет преподавателя, тем самым усугубляет взаимоотношение его и ребенка, а так же может нести за собой неуспешность в образовательном процессе. |
Недостаточная оплата труда педагога, разная сумма ставки в регионах. | Данная проблема является ключевой, так как уровень заработка не соответствует проделанной работе и молодые специалисты выбирают другое направление, нежели идти работать в сферу образования. Я считаю, что необходимо ввести льготы для педагогов всех регионов, повысить уровень оплаты труда и сделать его единым, так как, например, в Челябинске ставка 15000, а в Копейске Челябинской области 11500, так не должно быть. Дать возможность карьерному росту педагогам. |
Некомпетентность педагога при работу с обучающимися. | Необходимо развиваться профессионально, проходить курсы, вебинары по повышению квалификации, принимать участие в конкурсах. |
Использование устаревших приемов обучения. | Проводить классные часы для педагогов по усовершенствованию навыков преподавания, усвоения использования вычислительной техники. |
Задания по теме 6.2
Способы оценивания учебных достижений
Цель: закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений детей; формирование умений описывать и систематизировать способы оценивания учебных достижений.
Задание 3.
Формула «Опять ты НЕ...» — верный способ выращивания неудачника.
Сформулируйте правила оценочной безопасности.
1. Не скупиться на похвалу (особенно невербальную).
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере две ошибки"
3. "На ложку дегтя - бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. "Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти."
5. "За двумя зайцами...". Не надо перед первоклассником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
6. Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания НЕудачника.
7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Задание 4.
Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:
1) Что такое портфолио?
Портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.
В портфолио обычно содержится:
-
информация о ребёнке и его семье (родственники, генеалогическое древо, герб) -
планы на будущее (выбор профессии, вуза) -
расписание занятий и список посещаемых секций -
грамоты и дипломы -
творческая деятельность (фото с соревнований, рисунки, аппликации и пр.) -
доклады и сочинения
2) Для чего необходимо создавать портфолио?
Основная цель составления портфолио — самопрезентация и привлечение работодателей или клиентов. Наглядно заявить о себе, продемонстрировать свои способности, знания и умения — вот основная задача соискателя при составлении портфолио.
3) Виды портфолио.
Существует множество различных сфер деятельности, отличающихся друг от друга.
Однако видов портфолио всего три: печатное, электронное и онлайн-портфолио.
Каждый может делиться на индивидуальное портфолио или совместное, для команды специалистов.
4) Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.
На протяжение всей учебной деятельности.
Система работы над портфолио ученика
Работа с педагогами
1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
2. Разработка положения о портфолио обучающегося.
3. Создание презентации «Портфолио ученика»
4. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.
5. Презентация портфолио ребенка для педагогов
Работа с детьми
1. Знакомство с образца портфолио.
2. Индивидуальная беседа с детьми.
3. Совместная деятельность по оформлению собственного портфолио
4. Презентация собственного портфолио среди сверстников
Взаимодействие с родителями
1. Индивидуальная работа педагогов с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
2. Консультативная помощь (беседы, памятки, опросники и т. д.)
3. Совместное создание портфолио своего ребёнка
4. Участие в классном конкурсе «Лучшее портфолио школьника»
5. Участие в интернет-конкурсах.
5) Структура портфолио: количество, название рубрик.
Примерная структура портфолио обучающегося:
-
Раздел «Давайте познакомимся» -
Раздел «Это я» -
Раздел «Моя семья» -
Раздел «Я расту» -
Раздел «Вот, что я могу», «Добрый волшебник» -
Раздел «Чем могу, помогу», «»Добрые дела» -
Раздел «Мои увлечения (хобби)», «Мне нравится..» -
Раздел «Мир вокруг нас» -
Раздел «Мои достижения», «Мои успехи».