Файл: Задания по теме 1 Профессиональная яконцепция педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания по теме 5.1

Профессиональная Я-концепция педагога

Цель занятия: закрепление знаний о сущности профессиональной Я-концепции педагога; формирование умений описывать собственную профессиональную Я-концепцию.

Задание 1.

1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.

В определении, принадлежащем Стейнсу, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду.

Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры.

Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя.

Эти установки имеют различные модальности:

·          реальное Я (представление о том, каким я хотел бы быть);

·          зеркальное Я (представление о том, каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я и эмоциональное Я.

2. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?

Исходя из определений, можно сделать вывод о том, что их объединяют личностные установки индивида, а отличает структура Я – концепции.

Например, у Бернса Я – концепция – это пирамида, состоящая из реального и зеркального Я.

У Стейнса, Я – концепция включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести

3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?

Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки.


Идеальный педагог должен быть:

1) специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; любить дело и учащихся; верить в человека; обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;

2) работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; быть преданным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться; обладать настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, активностью; ориентироваться в производственных ситуациях; уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;

3) человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

Задание 2.

Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем.

Ответ оформите в виде таблицы:

Проблемы педагогической деятельности

Пути решения

Проблемы

Пути решения

Разные слои общества.

В связи с расслоением и статусом родителей, необходимо ко всем обучающимся относиться одинаково (не завышать и не занижать самооценку ребят, отметки и тд.).

Разный уровень обучаемости.

Так как в классах могут обучаться «особенные дети», то необходимо использовать дифференцированное обучение.

Но я бы рекомендовала открывать классы для учеников VII, VIII видов обучения.

Педагогам необходимо повышать квалификацию.

Критика преподавателя со стороны родителей в присутствии учащихся.

Проговорить с родителями об этике и донести, что обсуждение педагога с детьми подрывает авторитет преподавателя, тем самым усугубляет взаимоотношение его и ребенка, а так же может нести за собой неуспешность в образовательном процессе.

Недостаточная оплата труда педагога, разная сумма ставки в регионах.

Данная проблема является ключевой, так как уровень заработка не соответствует проделанной работе и молодые специалисты выбирают другое направление, нежели идти работать в сферу образования.

Я считаю, что необходимо ввести льготы для педагогов всех регионов, повысить уровень оплаты труда и сделать его единым, так как, например, в Челябинске ставка 15000, а в Копейске Челябинской области 11500, так не должно быть.

Дать возможность карьерному росту педагогам.

Некомпетентность педагога при работу с обучающимися.

Необходимо развиваться профессионально, проходить курсы, вебинары по повышению квалификации, принимать участие в конкурсах.

Использование устаревших приемов обучения.

Проводить классные часы для педагогов по усовершенствованию навыков преподавания, усвоения использования вычислительной техники.


Задания по теме 6.2

Способы оценивания учебных достижений

Цель: закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений детей; формирование умений описывать и систематизировать способы оценивания учебных достижений.

Задание 3.

Формула «Опять ты НЕ...» — верный способ выращивания неудачника.

Сформулируйте правила оценочной безопасности.

1. Не скупиться на похвалу (особенно невербальную).

2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере две ошибки"

3. "На ложку дегтя - бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. "Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти."

5. "За двумя зайцами...". Не надо перед первоклассником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

6. Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания НЕудачника.

7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Задание 4.

Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:

1) Что такое портфолио?

Портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.

В портфолио обычно содержится:

  • информация о ребёнке и его семье (родственники, генеалогическое древо, герб)

  • планы на будущее (выбор профессии, вуза)

  • расписание занятий и список посещаемых секций

  • грамоты и дипломы

  • творческая деятельность (фото с соревнований, рисунки, аппликации и пр.)

  • доклады и сочинения

2) Для чего необходимо создавать портфолио?

Основная цель составления портфолио — самопрезентация и привлечение работодателей или клиентов. Наглядно заявить о себе, продемонстрировать свои способности, знания и умения — вот основная задача соискателя при составлении портфолио.

3) Виды портфолио.

Существует множество различных сфер деятельности, отличающихся друг от друга.


Однако видов портфолио всего три: печатное, электронное и онлайн-портфолио.

Каждый может делиться на индивидуальное портфолио или совместное, для команды специалистов.



4) Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.

На протяжение всей учебной деятельности.

Система работы над портфолио ученика

Работа с педагогами

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка положения о портфолио обучающегося.

3. Создание презентации «Портфолио ученика»

4. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

5. Презентация портфолио ребенка для педагогов

Работа с детьми

1. Знакомство с образца портфолио.

2. Индивидуальная беседа с детьми.

3. Совместная деятельность по оформлению собственного портфолио

4. Презентация собственного портфолио среди сверстников

Взаимодействие с родителями

1. Индивидуальная работа педагогов с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.

2. Консультативная помощь (беседы, памятки, опросники и т. д.)

3. Совместное создание портфолио своего ребёнка

4. Участие в классном конкурсе «Лучшее портфолио школьника»

5. Участие в интернет-конкурсах.

5) Структура портфолио: количество, название рубрик.

Примерная структура портфолио обучающегося:

  • Раздел «Давайте познакомимся»

  • Раздел «Это я»

  • Раздел «Моя семья»

  • Раздел «Я расту»

  • Раздел «Вот, что я могу», «Добрый волшебник»

  • Раздел «Чем могу, помогу», «»Добрые дела»

  • Раздел «Мои увлечения (хобби)», «Мне нравится..»

  • Раздел «Мир вокруг нас»

  • Раздел «Мои достижения», «Мои успехи».